32. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.
33. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.
Раздел № 2. Тема № 4. «Психический познавательный
процесс ″Внимание″»
«Внимание» в качестве психического познавательного процесса (ППП). Внимание как вектор психической активности личности. Внимание в качестве генеральной формы сосредоточенности внутренней (психической) и внешней (предметно-манипулятивной) деятельности субъекта на каком-либо реальном (физическом) и/или «идеальном» (психическом) объекте. Внимание и психическая деятельность субъекта. Регулирование направленности и концентрация психической активности как основополагающая функция внимания. Определения внимания как ППП и внимательности как личностного качества.
Свойства внимания (Вн.). Произвольность Вн. Сосредоточенность Вн. Устойчивость Вн. Концентрация Вн. Переключаемость Вн. Распределение Вн. Объём Вн. (7 ± 2). Избирательность Вн. Отвлечение Вн. Рассеянность Вн.
Виды внимания. Непроизвольное Вн. Произвольное Вн. Послепроизвольное (постпроизвольное) Вн. Взаимопреемственность видов внимания в контексте осуществления психической деятельности.
Внимание и другие психические познавательные процессы. Психические познавательные тенденции взаимодействия внимания с восприятием, памятью, воображением, мышлением и речью. Особая взаимосвязь внимания с восприятием и с памятью по параметру «физического» объёма кратковременной памяти.
Концепция В. Вундта о внимании и механизм действия внимания по В. Вундту. Взаимозависимость внимания и воли. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание. Научные взгляды А.Н. Леонтьева на наблюдательность как на личностное познавательное качество. Теория А.Н. Леонтьева о филогенетической преемственности ориентировочного рефлекса, ориентировочного поведения и ориентировочной деятельности, выражающей собой квинтэссенцию внимания.