26. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.
Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
30. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.
31. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.
32. Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.
34. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.
35. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013.
Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.
Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.
40. Сенкевич Л.В. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Человек, 2012.
41. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.
Раздел № 3. Тема № 8. «Теории развития личности».
Общая характеристика разнообразных научных теорий развития и формирования личности. «Теория личности» как совокупность гипотез и положений о природе и механизмах развития личности. «Теория личности» в качестве не только доводов и объяснения, но и в качестве определённого рода предсказания поведения и деятельности человека.
Теории развития личности иностранных авторов.
I. Теория т.н. «мно́жественной личности» Уильяма (Вильяма) Дже́мса. [92]
«Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Дже́мс. Структура личности по У. Дже́мсу: т.н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я».
II. «Психодинами́ческая» теория развития и структуры личности Зигмунда Фре́йда (Фро́йда). [93]
«Личность – это динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – писал З. Фре́йд. Строение психического аппарата по З. Фре́йду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсозна́тельное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (э́рос и тана́тос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» («Ид» или бессознательное), «Я» («Эго» или сознательное), «Све́рх-Я» («Су́пер-Эго» или на́дсознательное). Стадии т.н. психосексуа́льного развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуа́льное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение базовая и основополагающая сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидо́зная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.
III. Индивидуа́льная («индивидуалисти́ческая») теория развития личности Альфреда А́длера. [94]
«Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. А́длер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. А́длеру.
Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) любого человека – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Сменяемость этих целей как доминирующих (ведущих, первичных), замещающих (вторичных), третьестепенных на разных этапах развития личности и в разных возрастах. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип. А. Адлер полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни,который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности,в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству,вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом,т.е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы её внимания. Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности – навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишённые социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
IV. Аналити́ческая (глуби́нная) теория развития психики личности Карла Густава Ю́нга. [95]
Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Ю́нгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «А́нима» (источник ласки и влечений); «А́нимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверси́я) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосо́знанных представлениях. Архетип «Са́мости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «а́нимус», архетипа матери со структурой личности «а́нима».
V. «Социокульту́рная» теория развития личности Карен Хо́рни. [96]
«Личность – это субъект, активно взаимодействующий с окружающим миром, – на личность более всего влияют социум и культура», – К. Хо́рни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Нереализация потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т.н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Базальная (базовая, личностная) тревожность и ситуативная тревожность. Тревожность как свойство личности и тревога как психическое эмоциональное состояние. Невротические потребности по К. Хорни: потребности в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни.
VI. «Эго-иденти́чная» теория развития личности Эриха Фро́мма. [97]
«Личность – это целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фро́мм. Личностная идентичность по Э. Фро́мму. Пять т.н. экзистенциальных [98] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму: целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
VII. «Эпигенети́ческая» теория развития личности Эрика Э́риксона. [99]
«Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с многообразными социальными связями личности. Личность носит (имеет) биосоциа́льный и адаптивный характер поведения, центральным, интегративным качеством которого выступает психосоциальная идентичность», – Э. Э́риксон. Стадии психосексуа́льного и социально-психологического развития по Э. Э́риксону: младенчество, или орально-сенсо́рная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генита́льная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст; «ранняя» зрелость; «средняя» зрелость; «поздняя» зрелость. Так называемые возрастные социально-психологические «фиксации» по Э. Эриксону: автономия/стыд и сомнение; трудолюбие/чувство неполноценности; инициатива и ответственность/чувство вины; идентичность/ролевая диффузия; интимность/изоляция; продуктивность/стагнация; эго-интегри́рованность/отчаяние. «Эго» в качестве ведущей структуры личности по Э. Эриксону. Стремление «Эго» к соматической, личностной и социальной идентичности с позиций Э. Эриксона. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание, наряду с теорией стадий возрастного развития З. Фрейда, получила так же и теория стадий возрастного развития Э. Э́риксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития человека. В основание возрастной периодизации Э. Эриксоном были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, – как фактору положительного или отрицательного психологического развития личности, особенно во младенческом, раннем и дошкольном возрастах жизнедеятельности ребёнка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности.
VIII. «Социокультурно-психоаналити́ческая» теория развития и структуры личности Эрика Бё́рна (Бе́рна). [100]
«Личность – это живая энергетическая система, напряжение которой вызывают желания, и задача личности – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и окружающим миром», - Э. Бё́рн. «Эго-состояния» (базовые личностные жизненные роли) по Э. Бё́рну: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» (или «Дитя»). «Подвиды» эго-состояний, например, «адаптивное дитя», «бунтующее дитя» в качестве различных проявлений эго-состояния «дитя» (ребёнок).
Транса́ктный [101] анализ Э. Бёрна. Понятия «дополнительные» трансакции и «перекрёстные» трансакции по Э. Бёрну. Теория игр и сценариев Э. Бёрна, - как теория основных «жизненных путей» (жизненных стилей) развития и поведения личности. В этой связи само за себя говорит название основного труда Э. Бёрна: «Игры, в которые играют люди: психологический анализ человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы».
IX. «Межли́чностная» теория развития и структуры личности Гарри (Генри) Са́лливена (Са́лливана или Са́лливэна). [102]
«Личность –это когнитивная система, любая энергия в которой может существовать либо в виде каких-либо напряжений, либо в виде непосредственных действий», – считал Г. Са́лливен.
Стадии возрастного социально-психологического развития личности по Г. Са́лливену: младенчество; детство; т.н. ювенальная эра (ранний подростковый возраст); т.н. предю́ношеский возраст («средний» и старший подростковый возраст); ранняя юность; поздняя юность.
Типы личности по Г. Салливену: самопоглощё́нная личность; безнадёжная личность; негативистская личность; неинтегри́рованная или психопатическая личность; асоциальная личность; неадекватная личность; гомосексуальная личность.
Отметим, что Г. Салливен подразумевал в своей теории не только межличностные, но и внутригрупповые и межгрупповые аспекты психосоциального и социально-психологического развития личности.
X. «Диспозициона́льная» [103] теория развития личности Гордона О́лпорта. [104]
«Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность – есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде», – Г. О́лпорт. Понятие «про́приум» в теории Г. О́лпорта. Основные типы «Эго-диспозиций» по Г. Олпорту: личные, кардинальные, центральные, вторичные, мотивационные, стилистические эго-диспозиции.
XI. «Научающе-бихевиора́льная» теория развития личности Берреса Ски́ннера. [105]
«Личность – это тот опыт, который человек приобрёл в течение жизни. Личность это – накопленный набор изученных моделей поведения», – полагал Б. Ски́ннер. Формирование личности, по Б. Ски́ннеру, является результатом т.н. «опера́нтного научения» [106]. Типы поведения личности по Б. Скиннеру: т.н. респонде́нтское поведение, когда реакция вызвана известным стимулом; т.н. опера́нтное поведение, когда реакция вызвана опера́нтным науче́нием, – т.е. поведение определяется (наряду с индивидными аспектами) событиями, которые следуют за стимулом и реакцией на него. Б. Скиннер выдвинул концепцию формирования новых па́ттернов («образцов») поведения на основе внешнего подкрепления (негативного или позитивного). Б. Скиннер считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Б. Скиннер выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от биологической основы и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии).
XII. «Социально-когнити́вная» теория развития личности Альберта Банду́ры. [107]
«Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками [108] и влиянием окружающей среды. Все эти факторы действуют совместно», – А. Банду́ра. Развитие личности, по А. Банду́ре, осуществляется через т.н. социальное науче́ние. [109]
Социальное научение – это понятие и социально-психологический процессуальный феномен. Под термином «социальное научение» подразумевается социально-педагогическое явление, обозначающее факт и процесс овладения индивидом определенными, ранее неизвестными ему образцами активности через подражание или наблюдение за подобными поведенческими проявлениями кого-то другого или других. Данный термин введен в лексикон социальной психологии бихевиористами, – с методологической опорой на известные базовые научно-эмпирические категории этой психологической школы, – «стимул → реакция → подкрепление», – и в логике приобретения новой формы активности по этой же бихевиористски оправданной схеме «стимул→реакция+подкрепление». А. Бандурой и другими было однозначно показано, что в этом плане для людей вполне достаточным стимулом имитации поведенческой активности другого индивида является не только прямое подкрепление определенной реакции, а способность опираться на символическое замещение, другими словами, руководствоваться «внутренней моделью внешнего мира». Следует отметить, что соответствующий вывод о наличии подобных способностей и готовности к их реализации может быть перенесен в сферу познавательной активности. Одной из решающих отличительных характеристик процесса складывания стимульно-имитационной активности, выстроенной в логике социального научения, по сравнению с формированием обычного навыка, является временной фактор и, в связи с этим, появляющийся у индивида дополнительный временной ресурс для достижения конечной цели. Имеют место особенности подражания и овладения детьми демонстрируемыми (прежде всего, по телевидению) определенными и, при этом, так или иначе (положительно или отрицательно) оцениваемыми и санкционируемыми обществом образцами активности. Понятно, что в этом варианте содержательного «прочтения» концепции социального научения личность не теряет полностью свою субъектность и ей предоставляется право на социальный выбор. Однако в целом, бихевиористская схема «стимул → реакция» и в данном случае оказывается определяющим понимание психологической природы социального научения интерпретационным «ключом».
Осуществление соотнесения стадий развития личности с возрастом человека и сравнительный анализ теорий личности изучаемых учёных-психологов. Пример, – стадии возрастного развития человека, психосексуальное и социально-психологическое развитие личности по научным теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.
Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуальное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидозная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.
Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно – во младенческом, раннем и старшем дошкольном возрастах жизнедеятельности ребенка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности. Сравнительная совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на развитие личности отображена нами в таблице ниже.
Таблица «Взгляды Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона на возрастное психосексуальное и социально-психологическое развитие людей».
СТАДИЯ (этап, фаза) РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | ПО З. ФРЕЙДУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ т.н. ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ | ПО Э. ЭРИКСОНУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств) |
0 – 1/1,5: новорожденность и младенчество (младенческий возраст) | оральная стадия – сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом | доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг) |
1/1,5 – 3/3,5: раннее детство (ранний возраст, младший дошкольный возраст) | анальная стадия – интерес к физическим отправлениям своего организма (к потребностям выделения) | индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе |
3/3,5 – 6/7: дошкольное детство («средний» и «старший» дошкольный возраста) | познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других людей | инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви |
6/7 – 10/11: младший школьный возраст (т.н. литический, «скрытый» возраст) | латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности | достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач |
10/11 – 15/16: подростковый возраст (от "младшего" до "старшего" подростничества (отрочества)) | латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими | кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности |
15/16 – 20/21: юность (от «ранней» до «поздней» юности), 20/21 – 29/30: молодость (от «ранней» до «поздней» молодости) | генитальная стадия, – наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности | интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей |
29/30 – 40/42: взрослость (взрослый, «средний» возраст), 40/42 – 53/55: зрелость («зрелый» возраст) | не дает характеристик данных возрастов в своей концепции | творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие |
53/55 – 63/65: пожилой возраст (т.н. «возраст акме»), 63/65 – 73/75: старость («старческий» возраст, «возраст творческого опыта»), 73/75 – 83/85: преклонный («дряхлый») возраст (второй «период акме» во взрослой, в зрелой жизни) | в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов | интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего «социального Я»; для женщин – уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин – политическая жизнь, наука, развлечения |
Теории развития личности отечественных авторов.
XIII. «Культурно-историческая» концепция Льва Семёновича Выго́тского [110] о развитии личности и её высших психических функций.
«Личность – это социальное понятие, оно охватывает т.н. на́дприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое», – писал Л.С. Выго́тский. Л.С. Выго́тский как автор учения о высших и низших психических функциях. Понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР) личности и «зона актуального развития» (ЗАР) личности в научном творчестве Л.С. Выго́тского. Критические («кризисные») периоды, когда происходят резкие, «скачкообразные» (термин Л.С. Выготского) изменения психического развития личности ребёнка, подростка, и лити́ческие (лате́нтные, «скрытые») периоды развития личности, когда имеются микроизменения, постепенно накапливающиеся в психике, – по Л.С. Выго́тскому.
XIV. «Психофизиологическая» концепция Вольфа Соломоновича Ме́рлина [111] о развитии личности.
«Личность – это интегральная индивидуальность, т.е. – взаимосвязь ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчинённым различным закономерностям», – В.С. Ме́рлин. По В.С. Ме́рлину, личность – это система индивидуальных свойств организма, система индивидуальных психических свойств и система социально-психологических индивидуальных свойств.
XV. Теория «отношений личности», разработанная Владимиром Николаевичем Мяси́щевым. [112]
«Ядро» личности, по В.Н. Мяси́щеву, составляет система её отношений к внешнему миру и к самой себе. Данная система отношений формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Эта система отношений сама является одной из форм психического отражения, – согласно В.Н. Мяси́щеву.
XVI. Разработанная Борисом Герасимовичем Ана́ньевым [113] теория «личности как индивидуальности».
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», – утверждал Б.Г. Ана́ньев. Выделение Б.Г. Ана́ньевым иерархических соподчинённых уровней организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Постулирование Б.Г. Ана́ньевым того, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, – что обусловлено природными особенностями человека как индивида и характеристиками окружающей его социальной среды.