Майерс Д. Социальная психология. Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2006

26. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004.

Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

30. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

31. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.

32. Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

34. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

35. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013.

Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

40. Сенкевич Л.В. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Человек, 2012.

41. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 3. Тема № 8. «Теории развития личности».

Общая характеристика разнообразных научных теорий развития и формирования личности. «Теория личности» как совокупность гипотез и положений о природе и механизмах развития личности. «Теория личности» в качестве не только доводов и объяснения, но и в качестве определённого рода предсказания поведения и деятельности человека.

Теории развития личности иностранных авторов.

I. Теория т.н. «мно́жественной личности» Уильяма (Вильяма) Дже́мса. [92]

«Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Дже́мс. Структура личности по У. Дже́мсу: т.н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я».

II. «Психодинами́ческая» теория развития и структуры личности Зигмунда Фре́йда (Фро́йда). [93]

«Личность – это динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – писал З. Фре́йд. Строение психического аппарата по З. Фре́йду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсозна́тельное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (э́рос и тана́тос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» («Ид» или бессознательное), «Я» («Эго» или сознательное), «Све́рх-Я» («Су́пер-Эго» или на́дсознательное). Стадии т.н. психосексуа́льного развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.

Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуа́льное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение базовая и основополагающая сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидо́зная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.

III. Индивидуа́льная («индивидуалисти́ческая») теория развития личности Альфреда А́длера. [94]

«Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. А́длер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. А́длеру.

Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) любого человека – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Сменяемость этих целей как доминирующих (ведущих, первичных), замещающих (вторичных), третьестепенных на разных этапах развития личности и в разных возрастах. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип. А. Адлер полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни,который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности,в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству,вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом,т.е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы её внимания. Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности – навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишённые социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).

IV. Аналити́ческая (глуби́нная) теория развития психики личности Карла Густава Ю́нга. [95]

Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Ю́нгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «А́нима» (источник ласки и влечений); «А́нимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверси́я) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосо́знанных представлениях. Архетип «Са́мости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «а́нимус», архетипа матери со структурой личности «а́нима».

V. «Социокульту́рная» теория развития личности Карен Хо́рни. [96]

«Личность – это субъект, активно взаимодействующий с окружающим миром, – на личность более всего влияют социум и культура», – К. Хо́рни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Нереализация потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т.н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Базальная (базовая, личностная) тревожность и ситуативная тревожность. Тревожность как свойство личности и тревога как психическое эмоциональное состояние. Невротические потребности по К. Хорни: потребности в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни.

VI. «Эго-иденти́чная» теория развития личности Эриха Фро́мма. [97]

«Личность – это целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фро́мм. Личностная идентичность по Э. Фро́мму. Пять т.н. экзистенциальных [98] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму: целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

VII. «Эпигенети́ческая» теория развития личности Эрика Э́риксона. [99]

«Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с многообразными социальными связями личности. Личность носит (имеет) биосоциа́льный и адаптивный характер поведения, центральным, интегративным качеством которого выступает психосоциальная идентичность», – Э. Э́риксон. Стадии психосексуа́льного и социально-психологического развития по Э. Э́риксону: младенчество, или орально-сенсо́рная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генита́льная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст; «ранняя» зрелость; «средняя» зрелость; «поздняя» зрелость. Так называемые возрастные социально-психологические «фиксации» по Э. Эриксону: автономия/стыд и сомнение; трудолюбие/чувство неполноценности; инициатива и ответственность/чувство вины; идентичность/ролевая диффузия; интимность/изоляция; продуктивность/стагнация; эго-интегри́рованность/отчаяние. «Эго» в качестве ведущей структуры личности по Э. Эриксону. Стремление «Эго» к соматической, личностной и социальной идентичности с позиций Э. Эриксона. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание, наряду с теорией стадий возрастного развития З. Фрейда, получила так же и теория стадий возрастного развития Э. Э́риксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития человека. В основание возрастной периодизации Э. Эриксоном были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, – как фактору положительного или отрицательного психологического развития личности, особенно во младенческом, раннем и дошкольном возрастах жизнедеятельности ребёнка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности.

VIII. «Социокультурно-психоаналити́ческая» теория развития и структуры личности Эрика Бё́рна (Бе́рна). [100]

«Личность – это живая энергетическая система, напряжение которой вызывают желания, и задача личности – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и окружающим миром», - Э. Бё́рн. «Эго-состояния» (базовые личностные жизненные роли) по Э. Бё́рну: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» (или «Дитя»). «Подвиды» эго-состояний, например, «адаптивное дитя», «бунтующее дитя» в качестве различных проявлений эго-состояния «дитя» (ребёнок).

Транса́ктный [101] анализ Э. Бёрна. Понятия «дополнительные» трансакции и «перекрёстные» трансакции по Э. Бёрну. Теория игр и сценариев Э. Бёрна, - как теория основных «жизненных путей» (жизненных стилей) развития и поведения личности. В этой связи само за себя говорит название основного труда Э. Бёрна: «Игры, в которые играют люди: психологический анализ человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы».

IX. «Межли́чностная» теория развития и структуры личности Гарри (Генри) Са́лливена (Са́лливана или Са́лливэна). [102]

«Личность –это когнитивная система, любая энергия в которой может существовать либо в виде каких-либо напряжений, либо в виде непосредственных действий», – считал Г. Са́лливен.

Стадии возрастного социально-психологического развития личности по Г. Са́лливену: младенчество; детство; т.н. ювенальная эра (ранний подростковый возраст); т.н. предю́ношеский возраст («средний» и старший подростковый возраст); ранняя юность; поздняя юность.

Типы личности по Г. Салливену: самопоглощё́нная личность; безнадёжная личность; негативистская личность; неинтегри́рованная или психопатическая личность; асоциальная личность; неадекватная личность; гомосексуальная личность.

Отметим, что Г. Салливен подразумевал в своей теории не только межличностные, но и внутригрупповые и межгрупповые аспекты психосоциального и социально-психологического развития личности.

X. «Диспозициона́льная» [103] теория развития личности Гордона О́лпорта. [104]

«Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность – есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде», – Г. О́лпорт. Понятие «про́приум» в теории Г. О́лпорта. Основные типы «Эго-диспозиций» по Г. Олпорту: личные, кардинальные, центральные, вторичные, мотивационные, стилистические эго-диспозиции.

XI. «Научающе-бихевиора́льная» теория развития личности Берреса Ски́ннера. [105]

«Личность – это тот опыт, который человек приобрёл в течение жизни. Личность это – накопленный набор изученных моделей поведения», – полагал Б. Ски́ннер. Формирование личности, по Б. Ски́ннеру, является результатом т.н. «опера́нтного научения» [106]. Типы поведения личности по Б. Скиннеру: т.н. респонде́нтское поведение, когда реакция вызвана известным стимулом; т.н. опера́нтное поведение, когда реакция вызвана опера́нтным науче́нием, – т.е. поведение определяется (наряду с индивидными аспектами) событиями, которые следуют за стимулом и реакцией на него. Б. Скиннер выдвинул концепцию формирования новых па́ттернов («образцов») поведения на основе внешнего подкрепления (негативного или позитивного). Б. Скиннер считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Б. Скиннер выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от биологической основы и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии).

XII. «Социально-когнити́вная» теория развития личности Альберта Банду́ры. [107]

«Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками [108] и влиянием окружающей среды. Все эти факторы действуют совместно», – А. Банду́ра. Развитие личности, по А. Банду́ре, осуществляется через т.н. социальное науче́ние. [109]

Социальное научение – это понятие и социально-психологический процессуальный феномен. Под термином «социальное научение» подразумевается социально-педагогическое явление, обозначающее факт и процесс овладения индивидом определенными, ранее неизвестными ему образцами активности через подражание или наблюдение за подобными поведенческими проявлениями кого-то другого или других. Данный термин введен в лексикон социальной психологии бихевиористами, – с методологической опорой на известные базовые научно-эмпирические категории этой психологической школы, – «стимул → реакция → подкрепление», – и в логике приобретения новой формы активности по этой же бихевиористски оправданной схеме «стимул→реакция+подкрепление». А. Бандурой и другими было однозначно показано, что в этом плане для людей вполне достаточным стимулом имитации поведенческой активности другого индивида является не только прямое подкрепление определенной реакции, а способность опираться на символическое замещение, другими словами, руководствоваться «внутренней моделью внешнего мира». Следует отметить, что соответствующий вывод о наличии подобных способностей и готовности к их реализации может быть перенесен в сферу познавательной активности. Одной из решающих отличительных характеристик процесса складывания стимульно-имитационной активности, выстроенной в логике социального научения, по сравнению с формированием обычного навыка, является временной фактор и, в связи с этим, появляющийся у индивида дополнительный временной ресурс для достижения конечной цели. Имеют место особенности подражания и овладения детьми демонстрируемыми (прежде всего, по телевидению) определенными и, при этом, так или иначе (положительно или отрицательно) оцениваемыми и санкционируемыми обществом образцами активности. Понятно, что в этом варианте содержательного «прочтения» концепции социального научения личность не теряет полностью свою субъектность и ей предоставляется право на социальный выбор. Однако в целом, бихевиористская схема «стимул → реакция» и в данном случае оказывается определяющим понимание психологической природы социального научения интерпретационным «ключом».

Осуществление соотнесения стадий развития личности с возрастом человека и сравнительный анализ теорий личности изучаемых учёных-психологов. Пример, – стадии возрастного развития человека, психосексуальное и социально-психологическое развитие личности по научным теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.

Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуальное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидозная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.

Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно – во младенческом, раннем и старшем дошкольном возрастах жизнедеятельности ребенка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности. Сравнительная совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на развитие личности отображена нами в таблице ниже.

Таблица «Взгляды Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона на возрастное психосексуальное и социально-психологическое развитие людей».

СТАДИЯ (этап, фаза) РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ т.н. ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ ПО Э. ЭРИКСОНУ, – ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)
0 – 1/1,5: новорожденность и младенчество (младенческий возраст) оральная стадия – сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг)
1/1,5 – 3/3,5: раннее детство (ранний возраст, младший дошкольный возраст) анальная стадия – интерес к физическим отправлениям своего организма (к потребностям выделения) индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе
3/3,5 – 6/7: дошкольное детство («средний» и «старший» дошкольный возраста) познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других людей инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви
6/7 – 10/11: младший школьный возраст (т.н. литический, «скрытый» возраст) латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач
10/11 – 15/16: подростковый возраст (от "младшего" до "старшего" подростничества (отрочества)) латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности
15/16 – 20/21: юность (от «ранней» до «поздней» юности), 20/21 – 29/30: молодость (от «ранней» до «поздней» молодости) генитальная стадия, – наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей
29/30 – 40/42: взрослость (взрослый, «средний» возраст), 40/42 – 53/55: зрелость («зрелый» возраст) не дает характеристик данных возрастов в своей концепции творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие
53/55 – 63/65: пожилой возраст (т.н. «возраст акме»), 63/65 – 73/75: старость («старческий» возраст, «возраст творческого опыта»), 73/75 – 83/85: преклонный («дряхлый») возраст (второй «период акме» во взрослой, в зрелой жизни) в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего «социального Я»; для женщин – уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин – политическая жизнь, наука, развлечения

Теории развития личности отечественных авторов.

XIII. «Культурно-историческая» концепция Льва Семёновича Выго́тского [110] о развитии личности и её высших психических функций.

«Личность – это социальное понятие, оно охватывает т.н. на́дприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое», – писал Л.С. Выго́тский. Л.С. Выго́тский как автор учения о высших и низших психических функциях. Понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР) личности и «зона актуального развития» (ЗАР) личности в научном творчестве Л.С. Выго́тского. Критические («кризисные») периоды, когда происходят резкие, «скачкообразные» (термин Л.С. Выготского) изменения психического развития личности ребёнка, подростка, и лити́ческие (лате́нтные, «скрытые») периоды развития личности, когда имеются микроизменения, постепенно накапливающиеся в психике, – по Л.С. Выго́тскому.

XIV. «Психофизиологическая» концепция Вольфа Соломоновича Ме́рлина [111] о развитии личности.

«Личность – это интегральная индивидуальность, т.е. – взаимосвязь ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчинённым различным закономерностям», – В.С. Ме́рлин. По В.С. Ме́рлину, личность – это система индивидуальных свойств организма, система индивидуальных психических свойств и система социально-психологических индивидуальных свойств.

XV. Теория «отношений личности», разработанная Владимиром Николаевичем Мяси́щевым. [112]

«Ядро» личности, по В.Н. Мяси́щеву, составляет система её отношений к внешнему миру и к самой себе. Данная система отношений формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Эта система отношений сама является одной из форм психического отражения, – согласно В.Н. Мяси́щеву.

XVI. Разработанная Борисом Герасимовичем Ана́ньевым [113] теория «личности как индивидуальности».

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», – утверждал Б.Г. Ана́ньев. Выделение Б.Г. Ана́ньевым иерархических соподчинённых уровней организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Постулирование Б.Г. Ана́ньевым того, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, – что обусловлено природными особенностями человека как индивида и характеристиками окружающей его социальной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow