Имеется целый ряд общепсихологических теорий психического развития, основанных на разнообразных научно-эмпирических подходах

I). Биогенетический научный подход (теория рекапитуляции Эрнеста Ге́ккеля и Стенли Хо́лла, а так же комплексная психоаналитическая концепция Зигмунда Фре́йда и других учёных).

II). Социогенетический научный подход (концепция Эрика Э́риксона и других учёных).

III). Когнитивный научный подход (концепция Жана Пиаже́ и других учёных).

IV). Культу́рно-истори́ческий научный подход (концепции Льва Семёновича Выго́тского, Валерии Сергеевны Мухиной, Людмилы Филипповны Обуховой, Ирины Владимировны Дубровиной и других учёных).

V). Де́ятельностный научный подход (концепции Сергея Леонидовича Рубинште́йна, Даниила Борисовича Элько́нина, Алексея Николаевича Лео́нтьева, Лидии Ильиничны Божо́вич, Петра Яковлевича Гальпе́рина, Андрея Ильича Подольского, Бориса Николаевича Рыжова и других учёных).

VI). Психосоциа́льный (социально-психологический) научный подход (концепции Артура Владимировича Петро́вского, Галины Михайловны Андреевой, Александра Ивановича Донцова, Михаила Юрьевича Кондратьева и других учёных).

Основные зарубежные теории возрастного развития личности.

1. Теория основного биогенетического закона в онтогенезе, представленная как теория рекапитуляции гения биологии Эрнеста Ге́ккеля. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В стадиях эмбриогенеза человека обнаруживаются формы, подобные стадиям эволюции животных организмов.

2. Американский психолог Гренвилл Стенли Хо́лл утверждал, что ребенок по своей природе кратко повторяет эволюцию человеческого рода. Страхи детей – это повторение страхов первобытного человека. Детская игра – это упражнение новых форм действия.

3. Американский психолог Арнольд Луис Гезе́лл создал так называемый нормативный подход к изучению психического развития. Применив лонгитю́дный метод эмпирического исследования в сочетании метода срезов, он установил первые в истории психологии нормы для периодов детского развития.

4. Швейцарский психолог Жа́н Пиаже́ в своих исследованиях с применением метода экспериментальной беседы установил «возрастные феномены» детского развития как возрастные нормы для каждого периода онтогенеза.

Основные отечественные теории возрастного развития личности.

Изложенный выше биогенетический подход оказался не действенным в процессе применения на практике указанных выше теоретических выкладок иностранных учёных. Преодоление не оправдавших себя на практике и не адекватных методологически идей биогенетической трактовки детского развития успешно осуществлено в отечественной психологии.

1. Лев Семёнович Выго́тский сформулировал гипотезу о превращении внешних познавательно знаковых и психически орудийных средств овладения поведением во внутренние, «психологические орудия» сознательного произвольного действия. В теории периодизации Лев Семёнович Выго́тский разработал понятие типа ведущей деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе.

2. В работах Даниила Борисовича Элько́нина и Алексея Николаевича Лео́нтьева утверждается концепция периодизации развития по механизму смены ведущей деятельности ребёнка при переходе развития от одной «эпохи» к другой.

3. Лидия Ильинична Божо́вич полагала, что «мотором» развития личности является внутрили́чностная система мотивов, активно формирующаяся и иерархизи́рующаяся в процессе жизни и деятельности, под влиянием социальной среды, начиная с раннего детского возраста, и развивающаяся от простейших «потре́бностных» мотивов до сложнейших общественных (социальных) мотивов.

4. Пётр Яковлевич Гальпе́рин, в теории поэтапного формирования умственных действий, экспериментально доказывает гипотезу о механизме интериоризации и опровергает концепцию Жана Пиаже́ о неизменности т.н. «возрастных феноменов».

5. Артур Владимирович Петро́вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания).

6. Василий Васильевич Давы́дов, в теории развивающего обучения, соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и в качестве разнообразного содержания общего процесса развития личности. Возрастные особенности периодизации развития личности определены различным характером взаимосвязи формы и содержания обучения и развития.

На основании всего изложенного выше, авторы-составители настоящего пособия выделили следующие ниже 8-мь возрастных феноменов (факторов, условий, причинных свойств), являющихся основными направлениями (направленностями) развития и формирования личности.

Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности (базовые параметры любого возрастного периода):

♦ А) Кри́зис возрастно́го разви́тия.

♦ Б) Социа́льная ситуа́ция разви́тия.

♦ В) Коммуникати́вная сфе́ра.

♦ Г) Веду́щая де́ятельность.

♦ Д) Возрастны́е психи́ческие новообразова́ния.

♦ Е) Когнити́вная сфе́ра.

♦ Ё) Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра.

♦ Ж) Потре́бностно-мотивацио́нная сфера.

Указанные здесь факторы (условия) формирования человека любого возраста являются непреложными и неотъемлемыми компонентами возрастного развития личности. Эти основные характеристики каждого возраста перечислены здесь не иерархически, не имеют научной последовательности, а представлены в назывно́м порядке. Каждый из данных параметров, характеризующих любой возраст, важен по-своему, все эти параметры психосоциа́льно переплетены между собою. В совокупности, приведённые выше аспекты физиопсихического, психосоциального и социально-психологического содержания любого возраста (возрастного периода) являют собою целостную картину развития личности на каждом возрастном этапе.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 8 раздела № III

1. Проанализируйте понятие «личность» исходя из концепций разных авторов.

2. Осветите понятие «теория развития личности».

3. Как (через какие стадии) происходит развитие личности в концепции З. Фрейда? Какова структура личности и строение психического аппарата по З. Фрейду?

4. Каким образом осуществляется личностное развитие в теории Э. Эриксона?

5. Аналитическая (глубинная) теория познания личности в научной концепции К. Юнга.

6. Каковы пути развития личности в индивидуальной теории А. Адлера?

7. Охарактеризуйте развитие продуктивного и непродуктивного типа личности в гуманистической теории личности Э. Фромма.

8. Проанализируйте социокультурную теорию личности К. Хорни.

9. Обоснуйте, в чем отличие направленности личности к людям, от людей и против людей в теории личности К. Хорни.

10. Раскройте смысл понятия эго-состояния личности по Э. Бёрну и опишите его теорию личности.

11. Охарактеризуйте структуру личности в трансактном анализе Э. Бёрна.

12. Каковы особенности межличностной теории личности Г. Салливана?

13. Опишите основные типы личности в концепции Г. Салливана.

14. Что представляют собой диспозиции в теории личности Г. Олпорта? Какие основные типы диспозиций выделял Г. Олпорт?

15. Детально проанализируйте социально-когнитивную теорию личности А. Бандуры.

16. Подробнейшим образом проанализируйте научающе-бихевиоральную теорию личности Б.Ф. Скиннера.

17. Проведите сравнительный анализ теорий личности А. Бандуры и Б. Скиннера. Каковы сходства и различия теорий А. Бандуры и Б. Скиннера?

18. В чём суть и уникальность теории множественной личности У. Джеймса?

19. Проведите сравнительный анализ теорий личности разных зарубежных авторов (иностранных учёных-психологов): З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Бёрна и др.

20. Произведите сравнительный анализ теорий З. Фрейда и Э. Эриксона относительно психосексуальных и социально-психологических аспектов развития личности, – в соотношении с возрастными параметрами развития личности.

21. Опишите культурно-историческую концепцию развития личности Л.С. Выготского.

22. Раскройте понятия: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» личности по Л.С. Выготскому.

23. Раскройте основные понятия концепции личности В.С. Мерлина.

24. Осветите теорию развития личности В.Н. Мясищева.

25. Детально проанализируйте теорию развития личности Б.Г. Ананьева.

26. Осуществите сравнительный анализ теорий (концепций) развития личности разных отечественных учёных-психологов.

27. Подробно опишите основные научные подходы к периодизации онтогенеза личности.

28. Раскройте основные зарубежные теории возрастного развития личности.

29. Проанализируйте основные отечественные теории возрастного развития личности.

30. Рассмотрите основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности.

Рекомендуемая по теме № 8 раздела № III литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Адлер А. Наука жить. – Киев: Научная мысль, 1997.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: