Параметры социальных связей в системе по Рыжову Б.Н

Рыжов Борис Николаевич полагает, что, вместе со всем содержанием его системного подхода, указанным в данном пособии в предыдущих темах и в данной теме выше, для психологии важна общая способность к установлению существенных связей в регулируемых системах. Эта способность, согласно Рыжову Б.Н., предстаёт как один из важнейших показателей и наиболее заметных характеристик человеческого ума. При этом, немаловажным является обстоятельство, насколько велика исходная система, в которой устанавливается новая связь. Значимость или ценность одинакового изменения энтропии будет тем выше, чем больше по объёму исходная система. Например, ценность одного и того же меткого замечания, высказанного однажды в дружеской среде частным лицом, а в другой раз, высказанного уже публично государственным деятелем в ситуации политического кризиса, может быть совершенно различна. Для подтверждения этого факта стоит напомнить известную метафору, использованную британским экс–премьер-министром Уинстоном Черчиллем в знаменитой фултоновской речи вскоре после завершения второй мировой войны.

Рыжов Б.Н. пишет [90] о том, что в то историческое время мир оказался разделён на два блока. Во главе одного из них стоял Советский Союз, а второго – Соединённые Штаты Америки. Вчерашние союзники в общей борьбе против нацизма встали перед лицом забытых на время войны идеологических противоречий, усиленных обоюдными претензиями на мировое господство. В то же время в сознании народов не было чёткого представления о новой ситуации, которая сложилась в мире после победы над общим врагом. И русские и американцы, хотя и принадлежали к разным политическим системам, все же видели друг в друге братьев по оружию. Это благодушие, считал Черчилль, может дорого обойтись западным странам. Необходимо создать понятный каждому и устрашающий образ врага, не прибегая вместе с тем к большому объёму новой информации – ведь обыденное сознание хорошо воспринимает только знакомые факты. Черчилль превосходно справился с поставленной задачей. Он нарисовал в сознании своих слушателей хорошо знакомый им образ железного занавеса, которым с наступлением ночи закрывают витрины магазинов. Но в его речи занавес опустился между двумя мирами. Привычный и вполне мирный образ неожиданно приобрел зловещий символ ночи, опустившейся над половиной Европы. А в слове «железный» обывателю уже слышался металлический лязг гусениц надвигающихся на «беззащитный» Запад советских танковых армий. Простой, но, без сомнения, эффектный образ приобрел для западного мира роль существенной связи между двумя частями мировой системы. Выражение это [91] было растиражировано другими политиками и журналистами, и вскоре стало пугающим синонимом социалистического лагеря. На многие десятилетия борьба с «железным занавесом» стала знаменем в руках противников советского блока.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 7 раздела № III

1. Охарактеризуйте понятие «социум» и понятие «социальная действительность».

2. Опишите социальные страты (классы, слои, прослойки) по В.А. Ядову.

3. В чём заключается (выражается, проявляется) социальная интеграция и дезинтеграция личности в обществе?

4. Оцените просоциальную, социальную, асоциальную и антисоциальную позицию личности в обществе (по отношению к обществу).

5. Осветите основные параметры социального развития личности.

6. Что представляют собой воспитательные силы общества? Обоснуйте понятие социального воспитания. Каковы базовые принципы социального воспитания? Расскажите о ценностях социального воспитания.

7. Кто является субъектами и объектами социального воспитания? Опишите индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания. В чём заключается взаимодействие субъектов социального воспитания?

8. Что такое «социализация» (как явление и как процесс)?

9. Может ли человек выступать и как объект и как субъект (агент) социального воспитания (социализации)? Проанализируйте человека в этих качествах. Какова «профессиональная специфика» агентов социализации в обществе?

10. Раскройте понятие института воспитания. Отразите жизнедеятельность институтов воспитания. Охарактеризуйте общественную система социального воспитания. В чём в принципе состоит методика социального воспитания?

11. Проанализируйте методику организации взаимодействия (совместной деятельности) институтов воспитания. Какова методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой? Опишите методику личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания.

12. Охарактеризуйте понятие социальной установки. В чём состоит социология воспитания?

13. Подробнейшим образом осветите понятие «социализация». В чём выражается (проявляется, заключается) стихийная и целенаправленная социализация? Каково значение социализации для личности?

14. Проанализируйте социализацию как социально-педагогическое и как общественно-культурное явление.

15. В общих чертах обрисуйте процесс социализации личности. Как проходят (должны проходить) возрастные этапы социализации личности. Какова взаимосвязь возраста человека и степени его социализированности?

16. Раскройте понятие «социальный институт».

17. Детально проанализируйте все основные группы социально-психологических и политико-экономических факторов, влияющих на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику).

18. Какова специфика микрофакторов социализации личности?

19. Мезофакторы социализации личности и их специфика.

20. Макрофакторы социализации личности и их особенности.

21. Мегафакторы социализации личности как непреложные параметры социализации личности.

22. Каково значение условий социализации для развития личности? В каких социальных условиях человек становится социальной жертвой? В чём проявляется «виктимное» поведение личности?

23. Объясните объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

24. Опишите средства социализации и агентов социализации. Каковы основные подходы к проблеме социализированности человека?

25. Проведите сравнительный анализ понятий «социализация», «десоциализация» и «ресоциализация».

26. Тщательно обрисуйте механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну, интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому, идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной.

27. Рассмотрите такие социализационные механизмы как адаптация, дезадаптация, реадаптация и пр.

28. Проанализируйте социальное явление «конформизм/нонконформизм».

29. Раскройте смысл и значение понятия (явления) «социальная ситуация развития личности». Подробно расскажите о концепции Л.С. Выготского, объясняющей процесс социального развития личности в зависимости от имеющихся условий (ситуаций) социализации.

30. Обоснуйте то, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него факторов среды и факторов наследственности.

31. Охарактеризуйте совместную деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека, следуя концепции А.Н. Леонтьева.

32. Проанализируйте мотивы (внутренние побудители деятельности) и внешние мотивы (стимулы, раздражители окружающей среды) по С.Л. Рубинштейну, – в качестве социализационных аспектов (феноменов социализации).

33. В чём психологический и социальный смысл базовых механизмов социализации: интериоризация и экстериоризация? Проанализируйте социально-психологическое значение этих социализационных форм, исходя из концепции Л.С. Выготского.

34. Рассмотрите социально-культурное развитие общества относительно социализационных процессов «интериоризация» и «экстериоризация».

35. В каких формах взаимодействия общества и личности, социально-психологически проявляются социализационные механизмы «идентификация» и «отчуждение»? Ответьте на данный вопрос, ориентируясь на концепцию В.С. Мухиной.

36. Раскройте социальный вид системной организации по Рыжову Б.Н.

37. Мотивационный потенциал и его различные психосоциальные аспекты согласно Рыжову Б.Н.

38. На историческом примере опишите параметры социальных связей в системе по Рыжову Б.Н.

Рекомендуемая по теме № 7 раздела № III литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: МГУ, 2002.

2. Андреева Г.М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: