Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения Российской Федерации

В теории права социального обеспечения не сложилось единой позиции по определению места правовых норм о социальном обслуживании населения в системе данной отрасли. Входящее в систему права социального обеспечения значительное число правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению гражданам натуральных видов обеспечения и услуг, несмотря на общность субъектов (пенсионеры по возрасту, инвалиды и др.) и натуральный характер, существенно отличаются друг от друга по целевому назначению и содержанию отношений. Так, совершенно разное назначение имеют содержание инвалидов и других пенсионеров в стационарных учреждениях и трудовое устройство, и профессиональное обучение инвалидов или их протезирование. Здесь присутствуют различные виды обеспечения. Нормы, регулирующие отношения по предоставлению указанных видов обеспечения, обусловливают относительную автономность регулирования каждого из них, что дает основание признать группы норм о предоставлении различных видов натурального обеспечения и услуг правовых институтов отрасли права социального обеспечения. К ним относятся обслуживание инвалидов и пенсионеров:

· в стационарных учреждениях;

· полустационарное социальное обслуживание;

· надомное обслуживание;

· срочное социальное обслуживание;

· социально консультативная помощь;

· подготовка инвалидов к труду и обеспечение их трудоустройства;

· протезирование;

· обеспечение населения специальными транспортными средствами[17].

Этот перечень правовых институтов предлагается дополнить институтами социального обслуживания семей с детьми; детей, граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье.

Законодательством РФ урегулированы вопросы, связанные с организацией приемных семей только для детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде субъектов РФ законодательно закреплены и активно развиваются новые виды социального обслуживания, такие как приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, и Перспективы развития законодательства о патронаже.

Нынешний уровень экономического развития общества и благосостояния его граждан не позволяет в настоящее время преодолеть трудные жизненные ситуации только за счет «использования внутреннего ресурса личности», необходимы меры государственной поддержки и проявления заботы со стороны общества. Представляется, что дальнейшее развитие законодательства о патронаже должно происходить по принципу сочетания мобилизации личностных ресурсов, инициативы и государственного вмешательства в форме социальной помощи, заботы или защиты.

К сожалению, сегодня с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»[18] вопросы патронажа оказались вне сферы социальной защиты, поэтому в настоящее время они нуждаются в самостоятельной правовой регламентации, так как ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулирует многие аспекты возникающих при этом отношений[19].

Конечно, нельзя забывать о Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и о Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В целях заполнения имеющегося пробела можно использовать указанные законы, если лица, нуждающиеся в патронаже, являются пенсионерами или инвалидами. Но институт патронажа в этих документах не упоминается, несмотря на то, что они определяют государственную политику в области социальной защиты.

Можно уверенно говорить, что с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» институт патронажа получил признание как самостоятельный гражданско-правовой институт, но эта же самостоятельность не принесла сколько-нибудь значимого прогресса в нормативном наполнении этого института. Сегодня патронаж на федеральном уровне регламентируется лишь ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации единообразного понимания не наблюдается.

Многие региональные нормативные акты по патронажу предусматривают заключение договоров поручения, доверительного управления имуществом, в этом случае помощник приобретает полномочия представителя или доверительного управляющего в пределах, определенных соответствующими разделами Гражданского кодекса Российской Федерации. Иначе говоря, происходит осознанная подмена одного гражданско-правового института другим. Решение данной проблемы очевидно - следует изъять из содержания ст. 41 ГК РФ упоминание об этих договорах и термин «иного договора» и заменить на - «договор об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста».

Еще одна проблема видится в недостаточном уровне квалификации сотрудников органов опеки и попечительства. Анализ материалов деятельности органов опеки и попечительства выявляет трудности, которые возникают уже на стадии установления патронажа над гражданином. А именно зачастую работники таких органов не усматривают принципиальной разницы между попечительством и патронажем. В итоге правовые нормы, регламентирующие попечительство, применяют к отношениям, характерным для патронажа[20].

Чтобы преодолеть указанные барьеры в развитии института приемной семьи для граждан пожилого возраста нужно придерживаться следующей примерной концепции:

1. Ввести единый понятийный аппарат и общие принципы, на которых основывается деятельность приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Сформулировать общий, минимально необходимый, перечень прав и обязанностей органов опеки и попечительства при осуществлении своих полномочий в вопросах рассматриваемого института. Предусмотреть право субъектов РФ расширять данный перечень, определить контрольные функции указанных органов.

3. Создать единый реестр договоров о приемной семье для граждан пожилого возраста, предусмотреть единые правила его ведения.

4. Разработать требования к личности кандидата, желающего принять в семью пожилого гражданина или инвалида.

5. Разработать и принять форму типового договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

К вопросу развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста следует подходить комплексно, так как реализация одного или нескольких указанных принципов, в отрыве от остальных, даст лишь краткосрочный эффект[21].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: