Практические упражнения к разделу № I

1. Составьте банк (перечень) определений профессии (деятельности) психолога (консультанта), характеризующих его отношение к другому человеку (клиенту) и выявляющих его профессиональную (деятельностную) направленность.

2. Проанализируйте имеющие практическую значимость последствия, к которым может привести нарушение психологом-консультантом этических основ своей деятельности (проанализируйте практическую значимость нарушения конкретных профессионально-этических консультативных принципов).

3. Внимательно понаблюдайте за работой конкретного профессионального психолога-консультанта. Определите, в какой степени он сам, в процессе консультирования, соблюдает основные положения профессионального этического кодекса психолога.

4. Попробуйте написать свой собственный профессиональный этический кодекс консультативной психологической деятельности (Вы можете использовать как основу уже имеющиеся общие этические профессиональные принципы).

5. Осуществите содержательный смысловой анализ значения и смысла психоконсультационного профессионального контракта с клиентом. Какие вопросы (темы) можно (нужно) включить в консультационный психологический контракт, заключаемый с клиентом?

6. Составьте профессиограмму [1] профессии психолога, как в общем плане, так и в аспекте его консультационной деятельности в частности.

7. Если у Вас есть уже какой-либо первоначальный опыт проведения психологического консультирования, то ответьте себе на следующие вопросы:

а) С какими проблемами к Вам обращались клиенты?

б) Какими психологическими особенностями обладали Ваши клиенты?

в) Почему Ваши клиенты обратились именно к Вам?

8. Проведите самодиагностику своих профессиональных консультационных знаний, умений и навыков, по приведённому ниже перечню, используя следующую шкалу оценки: А, – для меня пока это трудно; Б, – я часто испытываю в этом затруднения; В, – я не задумывался над этим; Г, – мне часто это удаётся; Д, – я только так и действую.

Перечень психоконсультационных профессиональных практических умений и навыков (к данному психологическому УПРАЖНЕНИЮ № 8) [2]

1) Умение позволить клиенту закончить говорить без видимого реагирования на его слова.

2) Умение точно отражать и воссоздавать содержание беседы и оттенок чувства.

3) Умение профессионально перефразировать сказанное клиентом.

4) Умение профессионально прояснять клиенту свою консультативную роль.

5) Умение использовать «открытые» вопросы.

6) Умение использовать «суфлирование» (профессиональное инициирование беседы), способствуя продвижению клиента в повествовании (рассказе).

7) Умение «вытягивать» чувства клиента «на поверхность».

8) Умение предлагать клиенту экспериментальное (ориентированное на конкретные условия), а не идущее от воображения и фантазии, понимание (осознание) проблемы, ситуации.

9) Умение чувствовать влияние личности клиента.

10) Умение быть толерантным (терпимым) к молчанию и неопределённости высказываний клиента.

11) Умение контролировать свою собственную тревогу и психологически расслабляться.

12) Умение профессионально фокусироваться на «здесь и сейчас» так же легко, как на «там и тогда».

13) Умение фиксировать нелогичность и противостоять амбивалентности (двойственности) и непоследовательности.

14) Умение находить и ставить общие с клиентом цели.

15) Умение консультанта быть толерантным к личностно болезненным для него темам и быть терпимым к позиции клиента.

16) Умение обсуждать и генерировать (создавать) с клиентом альтернативные планы действий.

17) Умение начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию (встречу) и весь психотерапевтический контакт в целом.

18) Умение профессионально «отзеркаливать» клиента.

19) Умение принимать и понимать клиента как личность.

20) Умение всегда видеть психотерапевтическую перспективу.

Подсчитайте количество набранных Вами ответов «А», «Б», «В», «Г», «Д». Проанализируйте полученный результат. В профессионально желательном варианте, количество ответов «Г» и «Д» должно заметно (существенно) преобладать над количеством ответов «А», «Б», «В».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ II

1. Что включает в себя подготовка к проведению психологического консультирования? Подробно раскройте свой ответ.

2. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для проведения психологического консультирования? Детально осветите свой ответ.

3. Что представляет собой регистрационный журнал для учёта клиента(ов)? Тщательно проанализируйте его основные содержательные смысловые параметры.

4. Каково профессиональное информационное значение т.н. карточки клиента? Что такое картотека клиентов, как она составляется и где хранится?

5. Что представляют собой основные этапы психологического консультирования?

6. Охарактеризуйте 1-ый этап психологического консультирования, – установление и поддержание доверительных отношений с клиентом.

7. Опишите 2-ой этап психологического консультирования, – т.н. «исповедь» (повествование) клиента (субъективное изложение клиентом его жалобы).

8. Осветите 3-ий этап психологического консультирования, – этап анализа и интерпретации консультантом базовой психологической проблемы клиента.

9. Рассмотрите 4-ый этап психологического консультирования, – этап всесторонней проработки консультантом проблемы (проблем) клиента и поиска приемлемых (оптимальных) решений в проблемном поле.

10. Проанализируйте 5-ый этап психологического консультирования, – этап завершения консультативного процесса.

11. Какова обобщённая техника (технология) встречи клиента?

12. Как следует начинать психотерапевтическую беседу с клиентом?

13. Какие профессиональные приёмы использует психолог-консультант для установления доверительных отношений с клиентом?

14. Какова содержательная структура клиентской жалобы?

15. С помощью каких приёмов психолог-консультант может снять психологическое напряжение, возникшее у клиента во время «исповеди»?

16. Какие «действия» психолога-консультанта и клиента содержит в себе третий этап психологического консультирования? Подробно опишите эти «действия». Приведите примеры.

17. Что должны делать психолог-консультант и клиент на четвёртом этапе психологического консультирования? Каким образом может быть осуществлен «перевод результатов консультирования» в реальную жизнь клиента? Какие социальный сферы жизнедеятельности клиента при этом «затрагиваются»?

18. Когда можно завершать консультирование? В каких случаях делать это преждевременно? Как, каким образом рекомендуется завершать консультативный процесс? Что при этом должно происходить?

19. Какие принципы организации консультационного диалога должен учитывать психолог-консультант?

20. Что является положительным результатом консультирования?

21. Как оценить эффективность консультирования?

22. Дайте характеристику деловой, рентной, игровой и смешанной консультативной психологической ориентации (настройке) клиента.

23. Какие базовые универсальные технологии и приёмы психологического консультирования Вы знаете? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: