Практические упражнения к разделу II

1. Представьте себе то, что Вы создаёте психологический консультативный центр и Вам необходимо практически организовать его работу. С чего Вы начнёте? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых Вами шагов (действий).

2. Расчертите лист по форме регистрационного журнала. Впишите в него данные о двух-трёх потенциальных клиентах (см. Приложение № 1).

3. Подготовьте и заполните две-три индивидуальные карточки клиента. Внесите в них данные о потенциальных клиентах (см. Приложения №№ 2,3).

4. С помощью какого-либо психологического психодиагностического теста (а ещё лучше – батареи тестов) продиагностируйте хотя бы одного человека (клиента). Полученные данные запишите (зарегистрируйте) по следующей далее форме. 1. ФИО. 2. Возраст. 3. Дата тестирования. 4. Время проведения тестирования. 5. Условия тестирования. 6. Самочувствие тестируемого. 7. Название тестовой методики. 8. Цель тестовой методики. 9. Материалы и оборудование. 10. Инструкция обследуемому. 11. Ход психодиагностического тестирования. 12. Результаты тестирования. 13. Анализ и интерпретация результатов. 14. Психологические выводы и рекомендации.

5. Проведите обследование одного клиента по следующему плану: познавательная сфера, личностная сфера, коммуникативная сфера, темперамент, интересы. Какие психодиагностические тестовые методики Вы будете применять? (Смотрите (используйте, применяйте) психодиагностическую литературу, представленную (указанную) в данном курсе в тексте (в темах) и в списке рекомендуемой литературы)).

6. Если у Вас уже есть первоначальный опыт работы психологом-консультантом, то вспомните свою первую консультацию. Как вы добились (если добились) позитивного результата?

7. Что Вы можете сделать (уже сделали) для того, чтобы Ваше первое психологическое консультирование оказалось положительно результативным?

8. Кто из участников процесса психологического консультирования может и должен: сопротивляться давлению другого человека; прояснять свою точку зрения до логического конца; очень внимательно слушать другого человека; обязательно учитывать чувства другого человека; вовремя сориентироваться в изменившейся ситуации?

9. Проведите (осуществите) первый, подготовительный этап психологического консультирования. Какие трудности Вы испытывали? Как их можно преодолеть?

10. Проведите второй этап психологического консультирования. Продемонстрируйте на практике (например, «в парах») процедуру эмпатического слушания.

11. С помощью каких психотерапевтических приёмов можно: активизировать исповедь клиента; снять психологическое напряжение клиента; настроить клиента на положительно продуктивный лад?

12. Проведите третий этап психологического консультирования. Как Вы объясните суть своей гипотезы клиенту?

13. Произведите четвертый этап консультирования. Продемонстрируйте в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения.

14. На каком(их) этапе(ах) консультирования у психолога могут возникнуть такие переживания и мысли: Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…; Он (она) меня ещё учит жить…; Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?

15. Какое(ие) из следующих ниже высказываний клиентов отражает(ют) эффективное психотерапевтическое интервью, – с точки зрения клиента?

· Раз в жизни я выговорился(ась)!;

· Знал(а) бы я, что …;

· Психология – вредная вещь;

· Что-то я, кажется, ничего не понял(а)!;

· Я – то всё понял(а), а вот он (она)…может и должен(а) …;

· Что я наговорил(а)!;

· Всю душу вымотал(ала)!.

16. Покажите (содержательно объясните, обоснуйте) завершение психологического консультирования (профессиональные действия консультанта) в следующих ситуациях:

· Клиент не решается уйти, боится остаться без поддержки;

· Клиент не хочет уходить, просит эмоционального подкрепления;

· Клиент заявляет, что через час он придет вновь (или через полчаса перезвонит и т.п.).

17. Работа «в парах»: один слушатель выполняет роль психолога-консультанта, другой – клиента: тревожного; неуверенного в себе; недовольного результатами консультирования; возражающего психологу; чрезмерно активного; агрессивного и пр. Два слушателя «в паре», попеременно сменяют друг друга в разных (клиент/консультант) ролях. Данное упражнение рекомендуется проводить в различных парах (менять состав пар).

18. Проведите психологическое консультирование одного клиента (и/или тщательно проанализируйте какой-либо «клиентский случай», описанный в психотерапевтической литературе). Результаты анализа запишите в нижеследующую стандартизированную таблицу:

Таблица анализа психологической консультации

Этап консультированияи обобщённое содержание конкретной психологической консультации Ход (процесс) беседы (ключевые фразы, действия, выразитель-ные эмоции клиента Профес-сиональныеметодыи приёмы, которые использовал психолог-консультант Трудности, которые испытывал психолог приконсульти-ровании Путииформы преодоления консульта-ционных трудностей психологом
           

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ III

1. Какие существуют виды психологического консультирования? В чём состоят их особенности, какова их профессиональная специфика?

2. Какие требования предъявляются к психологу каждым видом (формой) консультирования?

3. Каковы сходства и отличия индивидуального и группового психологического консультирования?

4. Каковы особенности интимно-личностного психологического консультирования?

5. Каковы сходства и отличия возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования?

6. Какова профессиональная специфика профессионального (профориентационного) консультирования?

7. В чём заключается содержательная специфика консультирования на телефоне доверия? Какие существуют достоинства и недостатки у консультирования по телефону доверия?

8. Всесторонне, на практических конкретных примерах, проанализируйте содержательные особенности и процессуальную специфику современного Интернет-консультирования, понимаемого в качестве новейшей технологии психологического дистантного консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: