И профессиональные диспозиции индивидуальной психокоррекции

Выделяют следующие возможные результаты коррекционной работы, в зависимости от уровня изменений, происходящих в личности клиента:

1. усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям;

2. развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;

3. изменение отношения к себе и к окружающему миру;

4. приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность;

5. улучшение понимания проблемы, себя и окружающих;

6. изменение эмоционального состояния;

7. получение поддержки;

8. приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

9. поиск и изучение альтернатив;

10. получение практической помощи через прямые действия психолога или других специалистов, которых привлёк психолог;

11. развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

12. новое реагирование на действия других людей и ситуацию;

13. увеличение социальной активности, повышение работоспособности.

Основные методы (способы) индивидуального психокоррекционного воздействия.

Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно интеллектуально справиться со своими психологическими проблемами. Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится с программой работы, начинает работу с ним.

Внушение. Это более простой, а для клиента – менее эффективный способ воздействия, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций.

Существуют правила и установки (профессиональные диспозиции), позволяющие психологу структурировать процесс индивидуальной психокоррекции и делать его более эффективным.

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций психокорреции. Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, поэтому проблемы в действительности являются уникальными и соответственно каждое коррекционное воздействие уникально и неповторимо.

2. В процессе коррекции психолог и клиент постоянно личностно (клиент) и профессионально (психолог) изменяются сообразно их отношениям (в психологической коррекции не может быть статичных ситуаций).

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому следует ему помочь принять на себя ответственность за их решение. Видение собственных проблем клиентом не менее, а, может быть, и более важно, нежели чем представление о них психолога.

4. В процессе коррекции чувство безопасности клиента важнее, чем требования психолога. Таким образом, в коррекции неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, психолог обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и социальные трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой коррекционной встречи. Решение проблем, а также успех коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх линию – это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и психологического риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный психолог знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и норм работы на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть единственного, наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины, принятие утраты). В таких случаях психолог должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективная коррекция – это процесс, который выполняется вместес клиентом, но не вместоклиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: