Методика «Автопортрет» (часть 1 лабораторной работы № 3)

Цель работы:

Знакомство с методикой «Автопортрет» с целью выявления особенностей личности и использование полученного результата для перекрёстной валидизации с другими диагностическими методиками (апробация процедур валидизации).

Методические указания

Процедура работы и обработка результатов.

Перед началом работы студенты знакомятся с инструкцией по выполнению рисунка и выполняют рисунок. Каждый студент осуществляет обработку своего рисунка в соответствии с нижеследующими указаниями, а также пользуясь работой Романовой Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001.

Процедура перекрёстной оценки валидности принципиально предполагает прямое соотнесение между собою различных моделей: моделей обработки данных рисуночного теста (например, тип по Г. Риду), психологических моделей типов личности (например, тип по К.Г. Юнгу). Так же, процедура перекрёстной оценки валидности допускает возможность соотнесения отдельных признаков личности (в моделях личности Р. Кеттелла, К. Леонгарда и др.) и признаков рисунка, выделенных в рисуночных тестах.

Первый этап перекрёстной валидизации состоит в упорядочении психодиагностических данных. Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно упорядочить по следующей схеме, предложенной Г. Ридом:

- перечисляющий рисунок (изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один),

- органический рисунок (на фоне изображения живой природы в окружении растений, животных и т.д.),

- гаптический рисунок (изображение себя в состоянии болезни: «болит зуб», «болит голова», «болит живот» и т.д.),

- эмфатический рисунок (изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, природно и/или социально обусловленной),

- декоративный рисунок (изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора),

- имажинарный рисунок (изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературного или любого художественного произведения, а так же изображение себя в виде какого-либо персонажа созданного в собственном изображении),

- ритмический рисунок (изображение, в котором подчёркивается движение, т.е. изображение движущегося человека: идущего, прыгающего, бегущего по лестнице и т.д.),

- структурный рисунок (изображение себя «как есть»: может быть изображено одно лицо, может быть поясной портрет, может быть изображение в полный рост с большим или меньшим количеством деталей, – голова, туловище, руки, ноги и т.д.).

Полученная интерпретация соотносится, в первую очередь, с типами по К.Г. Юнгу, на основе качественного анализа с описанием этих типов, во вторую очередь, соотносится с портретом, созданным при выполнении методики Д. Кейрси. В третью очередь, данная интерпретация соотносится с личностным портретом, созданным в рамках нижеследующего задания. Процедура сравнения заканчивается противопоставлением выявленных особенностей рисунка и выявленных особенностей личности обследуемого.

Для более полной интерпретации результатов теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данными наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: