Вступление

В работе с данным тестом частично моделируются экспериментальные исследования психологов по анализу, группировке и обобщению всех т.н. содержательно значимых по общему смысловому значению прилагательных, имеющих отношение к психосоциальной характеристике личности человека.

Процедура работы.

Для проведения работы должен быть подготовлен список прилагательных, наиболее полно и всесторонне характеризующих важные личностные качества человека.

В качестве испытуемых в работе участвуют или сами студенты (при условии, если они не знакомы с психосоциальными факторами, входящими в т.н. «большую пятёрку»), или же студенты привлекают в качестве испытуемых других людей из круга своих знакомых (с «известным» для студентов характером). Каждый студент обязательно реализует данную методику на двух испытуемых.

Испытуемые сначала должны выбрать из предлагаемого им списка прилагательных ограниченное количество слов (в пределах 15 – 20 прилагательных), наиболее полно, по мнению испытуемых, характеризующих особенности их характера и личности в целом (с общечеловеческих позиций). Затем испытуемые должны проранжировать (расставить ранги) выбранные слова (понятия) в порядке степени их выраженности в общей структуре их личности (по их мнению).

Обработка результатов.

Каждый студент осуществляет соотнесение выделенных испытуемым (самим студентом и/или каким-либо его респондентом) прилагательных с факторной моделью «большая пятёрка». Каждое прилагательное необходимо отнести к одному из пяти факторов. Название и описание (с понятийными примерами прилагательных) всех пяти факторов представлено в теоретической части данного тематического раздела (лекции, семинары и практические занятия по тематике «Диагностика личности»). Отметим, что непростой вопрос этот студентам рекомендуется, в частности, рассматривать по следующему литературному источнику: Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Вся эта комплексная работа по данной методике осуществляется студентами на основе анализа содержательной области каждого фактора, и требует от студента привлечения всего багажа знаний для правильного и обоснованного отнесения выбранных слов (как понятий) к соответствующим факторам. Особенность этой работы заключается в том, что часть анализируемых прилагательных может быть содержательно отнесена одновременно к разным факторам, – в зависимости от «вкладываемого» в них смысла, – что осуществляется непосредственно самим экспериментатором (студентом). Такие прилагательные («разносодержательные» понятия) выносятся на общее обсуждение в группе обучающихся.

По итогам работы подсчитывается, – какое количество факторов «большой пятёрки» нашло своё отражение в выбранных понятийных прилагательных, и какое количество прилагательных (понятий) представлено в каждом факторе.

Анализ и обсуждение результатов. Использование факторов «большой пятёрки» для психологического анализа конкретных ответов испытуемого, должно быть обсуждено и оценено по следующему ряду непреложных базовых аспектов.

1. Учитывая, что в полученном списке будет представлено большое количество синонимических прилагательных, отражающих разные оттенки основного личностного качества, реальный выбор испытуемого даёт только описательную характеристику личности. Сравнение этих результатов с результатами других испытуемых практически невозможно, поскольку требует от экспериментатора проведения очень большой аналитической работы по обобщению данных (то есть, по проведению т.н. «стихийной» факторизации). Выполнение процедуры понятийного «разведения» прилагательных по факторам «большой пятёрки» обеспечивает получение сравниваемых (валидных) результатов и, соответственно, детерминирует проведение анализа на уровне индивидуально-типологических особенностей личности. С учётом этого, студенты должны дать в качестве итога работы описательную характеристику испытуемого на основе степени выраженности личностных качеств испытуемого по каждому фактору пятифакторной модели.

Полученные характеристики испытуемых должны быть сопоставлены с их личностным портретом, имеющимся у студента по итогам наблюдения в ходе общения и совместной деятельности (либо сравнены с представлениями о самом себе, если сами студенты выступают в роли испытуемых). Уровень и характер совпадения должен быть обсуждён и проинтерпретирован в выводах по данной лабораторной работе.

2. Полученные результаты, у большинства испытуемых, в основном, отражают тот факт, что испытуемые, давая себе оценку, непроизвольно затрагивают разнообразные свои личностные аспекты. Или, иными словами, в списке выбранных прилагательных находят своё отражение не отдельные факторы «большой пятерки», а все основные личностные факторы, – что является косвенным свидетельством правильности научных и методических подходов к факторизации личностных прилагательных, представленных в языковой культуре, и является свидетельством ограничения списка получаемых факторов именно пятью основными факторами. Студенты, в выводах по проведённой работе, должны отметить этот факт и оценить полученные результаты по характеру «смыслового охвата» и «содержательного разброса» факторов «большой пятерки».

3. Отдельно должны быть обсуждены те случаи, когда некоторые выбранные испытуемыми прилагательные не вписываются в имеющуюся у студентов описательную структуру пятифакторной модели. Причину таких случаев можно искать по разным направлениям:

- недостаточно полное представление экспериментатора (студента) о содержательной стороне каждого фактора «большой пятёрки»;

- нечувствительность факторной модели «большой пятёрки» к большому разнообразию форм социальной активности, обусловленных мотивационными и эмоциогенными факторами.

Так же, должен быть обсуждён как сам факт наличия таких прилагательных (в процентном отношении ко всем прилагательным для исследуемой группы испытуемых), так и их возможная общность или различия между собой. В представляемых психологических выводах студенты должны отразить своё окончательное интерпретационное мнение по поводу данных прилагательных (также и в случаях, когда такие прилагательные отсутствуют).

По итогам проведённого обсуждения студенты должны сформулировать обоснованное психологическое заключение, на качественном (описательном) уровне затрагивающее валидность пятифакторной модели.

Методика «Личностный дифференциал» («семантический дифференциал»), – (параметры: оценка, сила, активность) – Пятифакторная модель личности (К.Г. Юнг, Г. Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Д Кейерси и др.). Часть 2 лабораторной работы № 8.

Цель работы:

Количественная оценка степени выраженности личностных качеств испытуемого по факторам пятифакторной модели.

Методические указания

Введение.

Методика, используемая в данном задании, включает в себя список прилагательных, прошедших специальную процедуру отбора с ориентацией на три аспекта семантического дифференциала (оценка, сила, активность) в следующем ниже содержательном объёме (адаптация материалов данной методики в России была научно-эмпирически произведена в ФГБУ СПб НИПНИ имени В.М. Бехтерева).

Список прилагательных сформирован путём репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», исторически существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова были отобраны 120-ть слов, – понятийно обозначающих собою значимые для жизни и деятельности черты личности. Из этого исходного набора были отобраны те слова (понятия), заключающие в себе определённые черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических парадигм семантического дифференциала: оценки, силы, активности.

Случайным образом исходный набор черт (слов, понятий) был разбит на 6-ть списков по 20-ть черт. Применялись три параллельных метода классификации черт в каждом из этих списков слов-понятий.

1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности «типа А», обладает и свойствами личности «типа В». В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщённые показатели представлений о сопряжённости черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей общей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20-ть черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-ти балльной шкале.

3. 120-ть отдельных черт личности оценивались по 3-м шкалам (7-ми балльным шкалам), представляющим факторы семантического дифференциала, а полученные оценки усреднялись.

В окончательный вариант методики была отобрана 21-на личностная черта.

Процедура работы.

Работа выполняется с использованием бланка данной методики и в соответствии с указаниями к этой методике.

В работе участвуют в качестве испытуемых сами студенты, или же студенты привлекают в качестве испытуемых других людей из круга своих знакомых. Каждый студент реализует данную методику на двух испытуемых.

Испытуемые должны выполнить работу в соответствии с инструкцией к методике, то есть – провести самооценку и выразить в баллах степень выраженности тех или иных своих личностных качеств (в собственном представлении об этом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: