1. Попросите клиента начертить четыре колонки на бодь. шом листе бумаги (табл. 6.2). В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции. Очевидно что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися лучше включить их, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.
Таблица 6.2 Рабочий бланк по перцептивному сдвигу
Мысль (убеждение) | Полезно или нет | Ваш лучший аргумент против этой мысли | Доказательство из вашего личного опыта, поддерживающее лучший аргумент |
2. Помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств. Оценку полезности убеждения клиент ставит во второй колонке.. 3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргУ" мент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.
|
|
4. "В последней колонке клиент должен привести доказа' тельство из собственного опыта в поддержку каждого аргумен та. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью тера певта клиент должен доказать справедливость аргумента, п° дыскав подтверждение из своего жизненного опыта. ЧтоО
гществить актуальный перцептивный сдвиг, клиенту необхо-мо как минимум по 30 минут в день медитировать на те кри-ческие события прошлого, которые доказывают ложность иррациональных убеждений.
Техника 2. Рационально-эмотивное воображение