Упражнение

1. Используйте основной список убеждений клиента.

2. Составьте сопутствующий список возможных замещающих убеждений, проверяя, согласен ли ваш клиент с тем, что это восприятие будет более полезным, если его достоверность можно продемонстрировать.

3. В процессе консультации найдите установки, которые у»е приняты клиентом и могут связать старое воспоминание с новым. Выбирайте такие связки-мосты, которые обладают для клиента наибольшей личной значимостью и могут быть непосредственно привязаны к Я-концепции.

4. Как только мосты определятся, попросите клиента поработать над изменением своих убеждений от старых к новым-Практика должна продолжаться до того момента, пока старая установка не будет замещена новой.

I Техника 2. Иерархия ценностей как связующее звено

Упражнение

1 Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего — при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. Например, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения.

Что вы предпочтете:

• Богатство или популярность?

• Безопасность или независимость?

• Богатство или независимость?

• Много друзей или богатство?

• Здоровье или много друзей?

• Друзей или свою независимость?

• Хорошую зарплату или должность начальника?

2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и попросите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует, о несоответствии с реалиями клиента.)

Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Сведите старую и новую иерархии ценностей в единую таблицу (табл. 6.3). Клиент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких Ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении.

Таблица 6.3 Рабочий бланк: иерархия ценностей

Ранговый _Л2Рядок ценностей Ценность старого убеждения Ценность нового убеждения
1.    
2.    
     
ж ------------------    

ГЛАВА 6

3. В качестве повторения клиент тренируется в представ i нии высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сдр лать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль.

Терапевту важно помнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не на свою. Неважно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент.

Техника 3. Мостысловесные ярлыки Упражнение 1. Словесные ярлыки

1. Составьте список конкретных событий или ситуаций (референтных ситуаций), с которыми у клиента ассоциируются негативные слова. Например, какие референтные ситуации и события визуализирует клиент, произнося слова «неполноценный», «больной» или «слабый»?

2. Опишите эти референтные события в объективных, безоценочных терминах. Что записалось бы на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное третье лицо?

3. Перечислите основные негативные ярлыки, которые использует клиент при описании ситуаций.

4. Помогите клиенту перечислить нейтральные или позитивные обозначения, которые можно использовать при интерпретации референтных событий. Объясните, как эти новые обозначения можно связать с более позитивными эмоциями.

5. Попросите клиента каждый день практиковаться в использовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыскивая для нее негативный ярлык и связывая ее с более позитивно окрашенным словом.

Пример бланка таких записей приведен в табл. 6.4.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Таблица 6.4 Негативные и позитивные характеристики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow