Большое влияние на объективную результативность психологического консультирования (с точки зрения профессионального психолога) и на его продуктивность для клиента, помимо прочего оказывает, как считает, например, известный иностранный автор Р. Корсини, [41] сама личность психолога-консультанта и складывающиеся в процессе консультирования межличностные отношения в диаде «консультант-клиент».
Личностные отношения с клиентом должны строиться консультантом на основе выполнения им принятых этических принципов психологического консультирования, и должны быть сугубо профессиональными. То есть, та часть взаимоотношений между консультантом и клиентом, которая поневоле приобретает личный характер, не должна выходить за профессиональные рамки, и обязана служить целям консультационной работы. Например, как считает выдающийся американский автор-практик Джеймс Бьюдженталь, [42] таковым «личностным элементом» во взаимоотношениях между психологом-консультантом и клиентом, могут быть некоторые характерологические проявления самого консультанта. Однако, во взаимодействии с клиентом, изначально, всё «личностное» психолога-консультанта всегда должно, обязано подчиняться «профессиональному».
|
|
Выбор клиентом консультанта может осуществляться по-разному и исходить из разных оснований. Клиент нередко выбирает психолога-консультанта «интуитивно», не менее часто, – ориентируясь на формальные профессиональные характеристики консультанта, либо воспринимая его как специалиста и/или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Исходя из всего этого, очень важно, чтобы психолог-консультант обязательно обладал следующими личностно-профессиональными качествами: [43]
· Эмпатией (эмоциональной чувствительностью, способностью к сочувствию);
· Искренностью, открытостью;
· Терпимостью, толерантностью;
· Большой стрессоустойчивостью, высокой степенью самоконтроля;
· Коммуникабельностью, общительностью;
· Компетентностью, квалифицированностью;
· Спонтанностью, креативностью (творческими способностями);
· Гибкостью (в убеждениях, в эмоциональных реакциях, в поведении и т.п.);
· Активностью (инициативной и продуктивной личностной позицией);
· Способностью к рефлексии (склонностью к самоанализу);
· Уместным (профессионально адекватным) чувством юмора;
· Нацеленностью на результат [44] и направленностью на процесс. [45]
В общем и целом, как ответственно заявляет ведущий современный иностранный автор и общепризнанный практик в области доминирующей сегодня в мире экзистенциально-гуманистической психотерапии Ирвин Ялом, психолог-консультант должен обязательно уметь «… слушать, эмпатировать [46] и ждать». [47]
|
|
Другой известный иностранный автор Л. Волберг, к особо профессионально вредным, неуместным для психолога-консультанта личностным чертам относит:
· Авторитарность («деспотичность», директивность);
· Зависимость (как личностную черту);
· Пассивность (безынициативность);
· Замкнутость (закрытость);
· Склонность использовать клиентов для удовлетворения (реализации) своих потребностей (нужд);
· Неумение быть терпимым (толерантным) к различным личностным побуждениям и проявлениям клиентов;
· Невротическую установку консультанта в отношении денег;
· Низкое самообладание (слабый самоконтроль). [48]
Подчёркиваем, что этический кодекс деятельности психолога-консультанта однозначно предписывает не использовать отношений влияния и доверия в общении с клиентом в целях удовлетворения собственных личных желаний (получения своей выгоды). Так же нужно, безусловно, воздержаться от проведения профессиональной практики, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Настоятельно не рекомендуется консультировать, переживая серьёзный личностный кризис, находясь в состоянии сильного «эмоционального выгорания» и т.п.