Личность психолога-консультанта

Большое влияние на объективную результативность психологического консультирования (с точки зрения профессионального психолога) и на его продуктивность для клиента, помимо прочего оказывает, как считает, например, известный иностранный автор Р. Корсини, [41] сама личность психолога-консультанта и складывающиеся в процессе консультирования межличностные отношения в диаде «консультант-клиент».

Личностные отношения с клиентом должны строиться консультантом на основе выполнения им принятых этических принципов психологического консультирования, и должны быть сугубо профессиональными. То есть, та часть взаимоотношений между консультантом и клиентом, которая поневоле приобретает личный характер, не должна выходить за профессиональные рамки, и обязана служить целям консультационной работы. Например, как считает выдающийся американский автор-практик Джеймс Бьюдженталь, [42] таковым «личностным элементом» во взаимоотношениях между психологом-консультантом и клиентом, могут быть некоторые характерологические проявления самого консультанта. Однако, во взаимодействии с клиентом, изначально, всё «личностное» психолога-консультанта всегда должно, обязано подчиняться «профессиональному».

Выбор клиентом консультанта может осуществляться по-разному и исходить из разных оснований. Клиент нередко выбирает психолога-консультанта «интуитивно», не менее часто, – ориентируясь на формальные профессиональные характеристики консультанта, либо воспринимая его как специалиста и/или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Исходя из всего этого, очень важно, чтобы психолог-консультант обязательно обладал следующими личностно-профессиональными качествами: [43]

· Эмпатией (эмоциональной чувствительностью, способностью к сочувствию);

· Искренностью, открытостью;

· Терпимостью, толерантностью;

· Большой стрессоустойчивостью, высокой степенью самоконтроля;

· Коммуникабельностью, общительностью;

· Компетентностью, квалифицированностью;

· Спонтанностью, креативностью (творческими способностями);

· Гибкостью (в убеждениях, в эмоциональных реакциях, в поведении и т.п.);

· Активностью (инициативной и продуктивной личностной позицией);

· Способностью к рефлексии (склонностью к самоанализу);

· Уместным (профессионально адекватным) чувством юмора;

· Нацеленностью на результат [44] и направленностью на процесс. [45]

В общем и целом, как ответственно заявляет ведущий современный иностранный автор и общепризнанный практик в области доминирующей сегодня в мире экзистенциально-гуманистической психотерапии Ирвин Ялом, психолог-консультант должен обязательно уметь «… слушать, эмпатировать [46] и ждать». [47]

Другой известный иностранный автор Л. Волберг, к особо профессионально вредным, неуместным для психолога-консультанта личностным чертам относит:

· Авторитарность («деспотичность», директивность);

· Зависимость (как личностную черту);

· Пассивность (безынициативность);

· Замкнутость (закрытость);

· Склонность использовать клиентов для удовлетворения (реализации) своих потребностей (нужд);

· Неумение быть терпимым (толерантным) к различным личностным побуждениям и проявлениям клиентов;

· Невротическую установку консультанта в отношении денег;

· Низкое самообладание (слабый самоконтроль). [48]

Подчёркиваем, что этический кодекс деятельности психолога-консультанта однозначно предписывает не использовать отношений влияния и доверия в общении с клиентом в целях удовлетворения собственных личных желаний (получения своей выгоды). Так же нужно, безусловно, воздержаться от проведения профессиональной практики, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Настоятельно не рекомендуется консультировать, переживая серьёзный личностный кризис, находясь в состоянии сильного «эмоционального выгорания» и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: