Психологического консультирования

В настоящем учебном пособии, здесь и далее, мы тщательно, конкретно-фактологически, «технически» (как техники и приемы) опишем и изучимосновную стадию (фазу) психологического консультирования, – работу непосредственно с клиентами, – в общих рамках всего консультативного процесса и в рамках конкретной (отдельной) психотерапевтической консультативной встречи (сессии).

В науке и в практике существуют разные технологические подходы к выделению и профессиональному осуществлению этапов процесса (хода) проведения психологического консультирования, выраженного в форме самостоятельной консультационной сессии (отдельной беседы, встречи).

Здесь мы рассмотрим основополагающие психологические консультативные универсальные технологии и техники.

Проанализируем психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) интервью в качестве универсального способа проведения психологической консультации.

Технология психотерапевтического (психоконсультационного, психологического) консультативного интервью базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом (по Ю.Е. Алёшиной ): [55]

- А) ограничение речи консультанта в диалоге (психолог значительно больше слушает, нежели чем говорит);

- Б) приближение разговорной речи консультанта к «языку» клиента;

- В) краткость и профессиональная точность высказываний консультанта;

- Г) анализ консультантом эмоциональных переживаний клиента (как «про себя», так и совместно с клиентом).

Г.С. Абрамова считает, что основным методом (способом осуществления) индивидуального психологического консультирования является психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) консультативное интервью, и выделяет следующие показатели (критерии) его позитивной результативности: [56]

1. Разнообразные варианты решения: у клиента появились новые направления личностного развития, а у психолога-консультанта сформировалось профессиональное понимание т.н. «клиентских вопросов» (различных проблем клиента).

2. Целенаправленное воздействие на клиента: психолог положительно результативно влияет на клиента, профессионально инициирует позитивные изменения его личности.

3. Творческое принятие решений клиентом: у клиента возникли альтернативы поведения, новые способы деятельности, новые формы реакций и т.п.

4. Индивидуальная и культурная эмпатия: психолог проникся сочувствием к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента, «вчувствовался» в его внутренний мир (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

5. Навыки наблюдения за клиентом, – психолог понимает вербальный и невербальный язык клиента (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).

6. Взаимодействие среда–личность: психолог помог клиенту осознать и перестроить отношения в социально-психологической системе личность-среда.

7. Интеграция мотивов клиента: психолог логично, системно и эффективно использовал образные методы консультативной беседы, помог клиенту осознать его доминирующую мотивацию (иерархию мотивов клиента), – а в результате всего этого клиент обоснованно заявил: «Я стал другим».

Методика четырёхфазной консультативной психологической беседы.

Ю.Е. Алёшина предлагает применять, нередко использующуюся на практике психологами-консультантами как специалистами в области психологической помощи, методику четырёхфазной консультативной психологической беседы: [57]

Первая фаза: знакомство (приветствие) и начало беседы. Психолог-консультант организует физическое и психологическое пространство беседы, устанавливает с клиентом коммуникативный контакт (т.н. «психоконсультационный» контакт, – психологическое основание т.н. раппорта [58]). Психолог-консультант осуществляет знакомство с клиентом и самопредставление (профессиональную самопрезентацию). Консультант раскрывает клиенту свои профессиональные возможности, предоставляет ему гарантию анонимности и конфиденциальности (подчёркивает то, что «информация не выйдет из этой комнаты»), приглашает клиента к доверительному разговору, к содержательной беседе. Психолог-консультант так же, корректно и профессионально аккуратно и осмысленно преодолевает психологическое сопротивление клиента консультированию (при необходимости), – в том случае, если разговор «идёт только на какие-то общие темы» или «совсем не идёт».

Вторая фаза: расспрос клиента о его психологических проблемах, выявление того, как понимает сам клиент трудности его жизненной ситуации, формулирование и проверка консультативных гипотез. Психолог поддерживает психоконсультационный контакт с клиентом, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом. Далее, в ходе данной фазы консультативной беседы, психолог-консультант уточняет и проверяет возникающие у него консультационные гипотезы посредством конкретных по содержанию вопросов, через фактический анализ конкретных ситуаций, описываемых клиентом. В том случае, если во всех (почти во всех) обсуждаемых жизненных ситуациях клиента, прослеживается практически один и тот же паттерн (схема) поведения и переживаний клиента, то соответствующую консультативную гипотезу консультанта (о причинах психологических проблем клиента) можно считать подтвердившейся.

Третья фаза: психологическое коррекционное воздействие. Психолог оказывает клиенту психологическую коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и настоятельных рекомендаций. Психологическая коррекция должна быть связана целевым образом с инсайтом и с катарсисом, представляющими собою эмоциональное и когнитивное прозрение и «очищение» клиента. Психологическая коррекция направлена на мотивирование клиента к самостоятельному развитию. Данный процесс связан с приобретением клиентом нового(ых) личностного(ых) смысла(ов) и, как следствие, с изменением (развитием) личностных психологических структур клиента. Тогда, когда ведущая рабочая гипотеза консультанта о психологической проблематике клиента и предлагаемая им интерпретация психотерапевтической ситуации клиентом личностно приняты (поняты), надо предложить клиенту как можно больше адекватных вариантов поведения (действий) по выходу из проблемной ситуации и в дальнейшем помочь клиенту (путём профессиональной психотерапевтической поддержки) практически реализовать эти варианты.

Четвёртая фаза: завершение консультативной беседы. Психолог-консультант производит подведение содержательных итогов консультативной беседы. Основные выводы по итогам беседы прямо «проговариваются» с клиентом. В ходе данной фазы выясняются дальнейшие взаимодействия психолога-консультанта и клиента (время и место последующих встреч и т.д.), совершается ритуальный акт прощания с клиентом, осуществляется акт эмоциональной подпитки (поддержки) клиента.

Методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) консультативного интервью.

Известна так же (очень широко применяется) методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) интервью, которая содержательно состоит из следующих ступеней психоконсультационного процесса, – в рамках отдельно взятой консультативной встречи психолога-консультанта с клиентом:

1. Психологическая самонастройка психолога-консультанта на профессиональную деятельность (на непосредственное консультирование клиента).

2. Взаимные приветствия (на каждой встрече) и представления (на первой встрече) друг другу психолога и клиента.

3. Заключение консультационного договора-контракта с клиентом (в случае первичной, максимум – второй консультативной встречи).

4. «Исповедь» (глубоко личностный рассказ, «эмоциональное выговаривание») клиента, осуществляющаяся при профессиональной психологической поддержке психолога-консультанта.

5. Расспрос психологом-консультантом клиента с целью получения дополнительной, профессионально значимой психотерапевтической информации (т.н. «сократовский метод», в данном контексте, – попросту «задавание» консультантом клиенту уточняющих вопросов по высказываемой клиентом проблематике).

6. Совместное осмысление и интерпретация консультантом и клиентом психологических и социальных проблем клиента (причин психологических и социально-психологических проблем).

7. Формирование психологом-консультантом новой модели (новых форм) поведения и деятельности клиента и оптимизация его личностных (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых) механизмов регуляции своего поведения и деятельности.

8. Оценка эффективности проведённой консультации с помощью метода обсуждения проведённой встречи.

Психологические унификационные (унификативные, универсальные) техники, применяемые психологом-консультантом на этапе «исповеди» [59] и на этапе анализа проблем клиента. [60]

Психологические техники (профессиональные приемы),используемые психологом-консультантом на этапе «исповеди» клиента (во время субъективного изложения клиентом его жалобы).

1. Вербальная (словесная) поддержка того, что говорит и делает клиент во время (в данный конкретный момент времени) своей «исповеди», – поощрение рассказа клиента соответствующими по смыслу и значению высказываниями, подкрепляющими «эмоциональное выговаривание» клиента.

2. «Отзеркаливание» («зеркало») – это незаметное и ненарочитое для клиента, физическое («как в очень «сдержанном», но в очень точном зеркале») повторение его жестов, мимики, поз тела, – с целью пробуждения в клиенте т.н. «инстинктивного доверия» (мы доверяем больше тем людям, которые ведут себя аналогично нашему поведению, «держаться» так же, как и мы и т.п.).

3. «Парафраз» – это содержательное повторение (не буквальное!) в виде вопросов и утверждений того, что сказал клиент. Перефразированное повторение (парафраз) обычно начинается со слов: «Итак,…», «Вы сказали…», «Правильно ли я Вас понял, – Вы сказали, что …», «Значит, Вы утверждаете (полагаете, считаете, думаете, чувствуете), что …», и т.п. Далее происходит краткое повторение консультантом того, что именно (какие социальные или психологические факты!) в своём рассказе (или в отдельном утверждении) изложил клиент. Этот очень краткий повтор осуществляется с целью подчёркивания содержательных параметров (значимых информационных фактов) рассказа клиента.

4. Обобщение – представляет собой «вольную», но достаточно точную передачу (воспроизведение, повторение, «подытоживание») высказанных переживаний и мыслей (сути повествования) клиента в абстрактной и творческой (но не фантазийной!) форме. Обобщение производится для того, чтобы обобщить для клиента его психологическую проблематику, чтобы «подвести черту» (сделать предварительный вывод). Например, для того, чтобы произвести промежуточные итоги под обсуждением какого-либо свойства (качества) личности клиента (состоящего из нескольких однонаправленных фактов его поведения).

5. Эмоциональная поддержка клиента – это, в данном контексте, внешнее выражение (вербальное и невербальное) психологом-консультантом своего одобрения того, что говорит и того, как выражает себя на консультации клиент. В том числе – явная демонстрация положительных эмоций и прямое (буквальное) словесное и пантомимическое поощрение клиента в ходе изложения им его жалобы (с целью дальнейшего инициирования т.н. самоповествования клиента).

6. Вопросы, стимулирующие мышление и память клиента: Что? Как? Когда? Каким образом? Зачем? Почему? С какой целью? По какой причине? Для чего? и пр., и т.п.

7. Овладение (интериоризация, усвоение, присвоение, т.н. «взятие на вооружение») лексикой клиента и ее «дозированное» использование в беседе с клиентом особенностей его языка, его речи (стиля, фольклора, речевых выражений). Это так же помогает консультанту завоевать доверие клиента («Мы буквально говорим на одном языке»).

Пятиэтапная базовая методика психологического консультирования (как в отдельной консультации, так и, особенно, в контексте общей процессуальной канвы консультационной работы).

Очень многие психологи-консультанты на практике придерживаются следующей целостной основной методики психологического консультирования (как процесса), состоящей из пяти последовательно взаимосвязанных между собою этапов:

I этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание психологом-консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса психологического консультирования);

II этап. «Исповедь» клиента психологу-консультанту (субъективное, эмоциональное, словесное изложение клиентом его жалоб, его психологических и социально-психологических проблем);

III этап. Анализ (осмысление, обдумывание) и интерпретация (раскрытие, объяснение) психологической и социально-психологической проблематики клиента;

IV этап. Всесторонняя профессиональная проработка психологом-консультантом значимых проблем клиента, поиск и осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных психологических решений внутриличностных проблем клиента и нахождение психологических ресурсов клиента (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и для выхода из его трудной жизненной ситуации);

V этап. Прогноз развития личности клиента, психологические рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса (т.н. «прощание с клиентом»).

Проанализируем каждый из перечисленных выше этаповконсультирования (проведения процесса психологической работы с клиентами) во всех основных подробностях. Изучим специфику непосредственной психоконсультационной работы с клиентами, исходя из схематично приведённой выше пятиэтапной методики осуществления психоконсультационной профессиональной деятельности, – по всем пяти выделенным нами основным этапам общего консультативного процесса в целом, и в функциональных рамках каждой конкретной консультативной беседы, – в частности.

ТЕМА № 5. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ

Автор-составитель, и рецензент данного учебного курса подчёркивают, что все нижеследующие аспекты, в данной теме и во всех последующих темах этого раздела, во всех своих конкретных содержательных деталях понимаются, исследуются и интерпретируются на практике как в контексте всего процесса консультирования в целом, так и в контексте основных структурных форм каждой конкретной, отдельно «взятой», отчасти самостоятельной психологической консультации («сессии», встречи, беседы).

I этап психологического консультирования. Установление и поддержание доверительных отношений с клиентом.

Данный этап, – это психологический фундамент, на котором основаны все дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия психолога и клиента. Этот этап начинается с приветствия консультантом клиента.

Встречая (приветствуя) СВОЕГО клиента, психологу-консультанту необходимо обязательно помнить и применять следующие основные правила:

1. В консультационном помещении (кабинете) не должно быть слышно внешнего шума, чисто убрано, не должно быть множества посторонних предметов (что рассеивает внимание клиента), иначе общее беспокойство и ситуативная тревожность клиента могут возрасти;

2. Психолог-консультант должен выглядеть презентабельно, аккуратно! Волосы (стрижка, причёска), лицо, руки должны быть ухожены. Обувь должна быть новая и удобная. Одежда должна быть неброская, но со вкусом подобранная, не слишком праздничная, но и не будничная, т.е. такая, в какой психолог будет чувствовать себя комфортно. Наиболее желателен аккуратный деловой стиль одежды, но совсем не обязательно, при этом, выглядеть официально. Например, мужчина-консультант вовсе не обязательно должен быть в пиджаке и при галстуке, а может быть в рубашке и свитере. Кроме того, женщинам-консультантам настоятельно не рекомендуется иметь очень броский и слишком яркий макияж и настоятельно не рекомендуется одеваться так, чтобы этот наряд можно было счесть вызывающим с позиции общественных приличий.

3. Психолог выбирает место своего физического расположения в помещении таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом;

4. Если психолог был в положении сидя, то при появлении клиента ему необходимо встать, иначе у клиента сложится впечатление, что ему не выказывают уважение;

5. Нужно предоставить возможность клиенту первому занять место (присесть), для чего клиенту необходимо предложить это сделать, указав ему плавным и открытым движением – «приглашающим» жестом руки, на «клиентское» кресло;

6. Пока клиент не займет своё место в «клиентском» кресле и не устроится в нём удобно, а также в самые первые минуты консультации, начинать специальный профессиональный разговор (осуществлять терапевтическую беседу) никоим образом не рекомендуется, так как клиент может быть ещё не готов к серьёзному разговору (пока он не полностью настроен на глубокую беседу).

После того, как клиент удобно расположился, психолог просит его представиться (категорически рекомендуется обращение к клиенту «на Вы»), или, если это не первая встреча, спрашивает о его самочувствии, а затем представляется сам (также, настоятельно рекомендуется представляться «по имени-отчеству»), или, если это не первая встреча, говорит о том, что он рад снова видеть клиента (и т.п.). Итак, если консультативная встреча первая, то происходит т.н. ритуал знакомства с клиентом, а если консультативная встреча не первая, то происходит т.н. ритуал приветствия клиента.

Все эти т.н. предваряющие действия помогают снять психологическое напряжение клиента, дают ему возможность успокоиться и собраться с мыслями (сам консультант УЖЕ должен быть предварительно настроен на работу с данным конкретным клиентом как личностью, – во всех случаях НЕ первой встречи).

На всём начальном этапе установления и поддержания доверительных отношений с клиентом, а так же на каждой аналогичной фазе отдельной консультационной встречи, – психолог-консультант успокаивает и поддерживает клиента, эмоционально принимает и «приподнимает» его как личность, создаёт для него ситуацию (условия) психологической безопасности, осуществляет психологическую поддержку клиента, вселяет в клиента уверенность в его и в своих силах и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

Ещё раз подчёркиваем то, что на данном этапе (в течение этой фазы) психологом-консультантом должен наиболее активно использоваться психоконсультационные приёмы «отзеркаливание» и «парафраз». Названные психоконсультативные приёмы заключаются в повторении консультантом (не буквальном и не нарочитом, а тонком и незаметном) жестов, мимики клиента, а также в подражании тембру и тону его голоса и особенностям речи, специфике когнитивного речевого стиля клиента. Всё это помогает клиенту почувствовать себя в ситуации психологической безопасности и создаёт оптимальные условия для дальнейшего продуктивного общения клиента и консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: