Личность с позиций научной психологии

Личность человека в научной психологии понимается в качестве социальных отличий между людьми, в качестве разнообразия выполнения ими различных социальных ролей, т.е., в буквальном смысле, как различные по значимости и статусу роли человека в обществе и разный социальный вес личности в обществе. Социальное значение понятия личность понимается в контексте особенностей следования человеком общественным нормам и правилам, а также как значимость (например, культурное значение) конкретной личности для данного общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность понимается в качестве социальной, общественной характеристики человека, т.е. как значение (прежде всего, практическое, «производственное») конкретного человека для общества, для человечества в целом. Личность – это человек, имеющий определённое социальное значение, значимость для общества, – человек, приносящий пользу обществу.

Гуманистическая психология: личность – устремлённость к будущему. Разнообразные определения личности: «Личность – это «самость» (эго) человека» (К.Г. Юнг); «Личность – это свободная реализация своих потенций» (Г. Олпорт); «Личность – это творческая самоактуализация» (А. Маслоу); «Личность – это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). «Личность – это социальная основа человека» (А.Н. Леонтьев); «Личность – это иерархия (система, ядро) мотивов» (Л.И. Божович) и т.д.

Имеют место разнообразные воззрения учёных-психологов, принадлежащих к двум разным научным подходам в понимании личности. Первый – «когнитивный» подход («западный» психологический подход): «Личность – это система (сумма) качеств человека». Второй – «деятельностный» подход («отечественный» психологический подход, – «российско»–«советско»–«российский» психологический подход): «Личность – это системное (интегральное) качество человека». Приоритет второго подхода. Позиция А.Н. Леонтьева: «Психика личности развивается в деятельности, прежде всего, – в практической деятельности».

Личность в деятельностном подходе понимается в качестве конкретного человека, представителя конкретного страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, этноса, нации, религии. Личность в деятельностном подходе – это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности. В этом и состоит деятельностный подход к познанию общечеловеческих характеристик развития человеческой психики. Личность здесь понимается как человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Личность тут понимается как определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (А.Н. Леонтьев). Личность определяется как целостное качество человека (С.Л. Выготский). Личность характеризуется как системное качество человека (Б.Г. Ананьев). Личность обозначается как системное качество человека, являющееся не только единой суммой качеств и свойств индивидуальности, но и их сплавом, интегралом, качественно новым и уникальным целым, отличным от суммы своих частей. Личность осознаётся как системное социальное качество индивидуальности, как её персонализация, т.е. отражённая субъектность в других людях и в себе самом как в другом человеке (В.Н. Мясищев). Подход В.Н. Мясищева – психология отношений. Личность выявляется в качестве субъекта социальных отношений.

В отечественной психологии принято, что личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых она является. Утверждается, что в процессе взаимодействия с миром, активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего мира осуществляется в единстве с переживанием. Рассмотрение личности осуществляется в единстве чувственной сущности её носителя, – индивида, и условий социальной среды, т.е. в единстве индивидуального и общественного (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев). В этом контексте анализируются социальные отношения личности, её индивидуальные установки и субъектные диспозиции.

Имеется научное направление в психологической науке, центральным объектом изучения которого является неповторимая личность человека, – гуманистическая психология. Гуманистическая психология,– главный предмет – личность как уникальная целостная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его личностной целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3) человек изначально открыт окружающему миру; 4) переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической индивидуальной реальностью; 5) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления личности и бытия человека; 6) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 7) человек обладает определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 8) человек – это физиологически активное, интенциональное (изначально – познавательно активное), творческое существо; 9) все люди разные («дифференциально разнообразные»).[146]

Научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

«Когнитивный» и «деятельностный» научные психологические подходы до сих пор весьма разнообразны в определении таких основ личности как: «физическая и психическая активность», «направленность», «интенциональность» (познавательная активность), «креативность» («творческость»), «самосознание личности» и т.д.

Данные основы личности понимаются как единение психофилогенетического и психоонтогенетического [147] в системе личности, – по мнению американских психологов-гуманистов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Направленность личности понимается как психическое интегративное качество личности, проявляющееся в ориентации активности личности и выражающееся в потребностях, мотивах и целях деятельности и поведения личности. Формы («психические измерения, сферы») психической направленности личности: потребностно-мотивационная, эмоционально-чувственная, волевая, познавательная (когнитивная, мыслительная).

Интенциональность понимается в качестве сущностной характеристики человека (западная гуманистическая психология). Интенция (от лат. intentio – намерение, стремление) понимается как имманентная, т.е. «прерывистая» (перманентная – постоянная) направленность сознания на «свой» предмет, – безотносительно к тому, является ли он реальным, или только воображаемым.

Имеют место научные концепции самосознания личности В.С. Мухиной и В.В. Столина. Структура (элементы, компоненты) самосознания личности [148] по В.С. Мухиной, имеющие место уже в личности ребёнка: 1) «Я» (осознание своей личностной уникальности (индивидуальности), своего «Эго», своей субъектности); 2) «Ваня» (имя собственное); 3) «хороший» (притязание на признание); 4) «мальчик» (половая идентификация); 5) «был, есть буду» (осознание себя в прошлом, настоящем и будущем); 6) «хочу» (потребностно-мотивационная и эмоциональная направленность личности); 7) «имею право» (осознание прав); 8) «должен» (осознание обязанностей, познавательная и волевая направленность личности). [149] Конфликтный личностный смысл (образуется в результате разрешения любого внутриличностного конфликта, любого конфликта мотивов) понимается по В.В. Столину в качестве содержательной смысловой единицы («кирпичика») самосознания.

Имеют место такие базовые, общие для всех людей свойства и проявления личности как: потребности? мотивация и мотивы; темперамент и характер; задатки и способности; эмоции, чувства и аффекты; воля, волевые акты и волевые действия.

Имеются основные компоненты психики каждой личности: психические процессы (познавательные, эмоциональные, мотивационные, волевые), психические состояния, психологические свойства, психические образования, психическая деятельность. [150]

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Рекомендуемая литература по всему общему направлению

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Жирным шрифтом выделены источники, рекомендуемые к изучению в первую очередь, [151] являющиеся основной литературой для лиц, начинающих глубокое изучение психологического консультирования (консультативной психологии).

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: Просвещение, 1997.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. – Издание 6-е, переработанное и дополненное. – М.: Академический проект, 2001.

3. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

4. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб.: Речь, 2007.

5. Адлер А. Наука жить. – Киев Наукова думка, 1997.

6. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Питер, 1997.

7. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб.: Речь, 2000.

8. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. 2-е издание. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

9. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.

10. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1999.

11. Ахола Т., Фурман Б., Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Терапия фокусированная на решении. Методическое пособие. Перевод с английского Лариной Л.Б. Предисловие и редакция Бараша Б.А. – СПб: Речь, 2000.

12. Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

13. Бёрн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвящённых. – СПб.: Питер, 1991.

14. Бёрн Э. Трансакционный анализ и психокоррекция. – СПб.: Питер, 1992.

15. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди: психологический анализ человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Перевод с английского. Общая редакция М.С. Маковецкого. – М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997.

16. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов. – М.: Институт психотерапии, 2000.

17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

18. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. Перевод с английского Ю.М. Яновской. – М.: Класс, 1998.

19. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006.

20. Бурменская Г.В. Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: МПСИ, 2007.

21. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2003.

22. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – СПб.: Питер, 2004.

23. Бэйдер Э., Пирсон П. В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар. Учебное пособие. Перевод с английского и редакция Н.А. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006.

24. Бендлер Р., Гриндер Д. Вводный курс НЛП-тренинга. – СПб.: Питер, 1992.

25. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – СПб.: Питер, 1993.

26. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

27. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

28. Василюк Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке. – М.: Просвещение, 1991.

29. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2000.

30. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2008.

31. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Части 1,2. – М.: Генезис, 2004.

32. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия. Монография. – Тула: ТГПУ, 2005.

33. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. – Тула: ТПГУ, 2007.

34. Гингер С., Гингер А. Практическое пособие для психотерапевтов. Перевод с французского Л. Гинар. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.

35. Гинзбург М.Р., Яковлева Е.Л. Эриксоновский гипноз: систематический курс: учеб.-метод. пособие; Моск. психол.-соц. ин-т, 2008.

36. Гнездилов А.В. Пути пилигримов. Терапевтические сказки. – СПб.: Речь, 2005.

37. Гнездилов А.В. Музыка рассвета. Терапевтические сказки. – СПб.: Речь, 2005.

38. Гнездилов А.В. Встречи на дороге. Терапевтические сказки. – СПб.: Речь, 2006.

39. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.

40. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008.

41. Грецов А.Г., Бедарева Т.А. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

42. Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия. Практикум. Учебное пособие для студентов вузов. – Аспект Пресс, 2008.

43. Детская и подростковая психотерапия. Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001.

44. Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональное обучение. Под редакцией Зильбах Дж. – М.: Институт психотерапии, 2004.

45. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. Перевод с английского И. Романовой. Научная редакция Е. Рыбина. 2-е издание. – М.: Апрель-Пресс, Институт психотерапии, 2005.

46. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование. Теория и практика. – М.: Эксмо, 2002.

47. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Знание, 1987.

48. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

49. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006.

50. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 1979.

51. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива / А.И. Донцов. – М.: Знание, 1982.

52. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 1984.

53. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепции социальных представлений во французской социальной психологии / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. – М.: МГУ, 1987.

54. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1994.

55. Донцов А.И. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011.

56. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Тенденции развития психологического консультирования в информационной сети «Интернет» // Первая Межведомственная Научно-практическая конференция «Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение)». ГОУ ВПО МГППУ, 24-25 февраля 2011 г.

57. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии, рубрика «Экспертиза, измерения, диагностика», № 6. – М., 2011.

58. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий // Вестник практической психологии образования, рубрика «Психологическая служба», № 4 (29). – М., 2011.

59. Донцов Д.А. Психология эмоций. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Психология эмоций». Специальность 030301.65 «Психология». – М.: СГА, 2007.

60. Донцов Д.А., Донцова М.А. Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования // Мир психологии № 1. – М., 2008.

61. Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование // Вестник Московского Городского Педагогического Университета, серия «Педагогика и психология», № 4 (29). – М., 2008.

62. Донцов Д.А., Донцова М.В. Модели семейного психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, рубрика «Психосоциальные и коррекционно-реабилитационные технологии», № 2. – М., 2009.

63. Донцов Д.А., Донцова М.В. Технология профориентационного консультирования // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 11-13 ноября 2010 г.: Книга 1. – М.: Издательство Московского университета, 2010

64. Донцов Д.А., Донцова М.В. Методика профориентации // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 2. / Под общей редакцией Максимова Я.А. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010.

65. Донцов Д.А., Донцова М.В. Механизмы психологической защиты личности (учебно-методическое пособие). – М., 2010.

66. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психология эмоций, чувств и аффектов (учебно-методическое пособие). – М., 2010.

67. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Орлова И.Н. Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского Государственного университета. «Психология. Социология. Педагогика. Серия 12. Выпуск 1. – СПб.: СПбГУ, 2010.

68. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология (учебно-методическое пособие). – М.: Человек, 2010.

69. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психосоциальный подход к ПТСР и к психологической помощи при ПТСР // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы V Международной научно-практической конференции. Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 15-16 апреля 2011 г. / Под ред. С.В. Петрушина. – Казань: Изд-во «Отечество», 2011.

70. Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы // Школьные технологии, рубрика «Экспертиза, измерения, диагностика», № 5. – М., 2011.

71. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психосоциальный подход как многогранное научно-практическое направление в экстремальной психологии и психологической помощи. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011.

72. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

73. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

74. Донцов Д.А., Донцова М.В., Матвеева О.В., Поляков Е.А. Психология общения: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». Под ред. А.И. Донцова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

75. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

76. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

77. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М: Че-Ро, МГУ, 1997.

78. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.

79. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.

80. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.

81. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.

82. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. 3-е издание, исправленное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

83. Ермолаева М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

84. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002.

85. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л.: ЛГУ, 1989.

86. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2007.

87. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь; ТЦ «Сфера», 2001.

88. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

89. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.

90. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений. – СПб.: Речь, 2006.

91. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

92. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

93. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок. – СПб.: Речь, 2007.

94. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2007.

95. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

96. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: структурирование жизни через обряд. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

97. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. Справочное пособие. Под редакцией В.Т. Кондрашенко. – М.: Институт психотерапии, 2001.

98. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. Учебное пособие. Научный редактор Э.Ф. Зеер. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

99. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. – Ростов на Дону: Феникс, 1997.

100. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1997.

101. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

102. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.

103. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. – Часть 1: Супружество. Часть 2: Родительство. 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Ось-89, 2005, 2006.

104. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Принтер, 1993.

105. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.

106. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

107. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.

108. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

109. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.

110. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. – 5-е изд., испр., перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 2003.

111. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с литовского. – М.: Академический проект, 1999.

112. Кочюнас Р.А. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. 3-е издание, стереотипное. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

113. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Институт психотерапии, 2003.

114. Краева М.Ю. Психологическое консультирование. Учебное методическое пособие. – М.: Московские учебники, 2003.

115. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

116. Кризисная психология. Справочник практического психолога. Составитель С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

117. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь. Практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

118. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.Ф., Сенкевич Л.В., Столярова Г.И. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы. Монография. – Тула: ТГПУ, 2005.

119. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Диагностика мотивационно-потребностной сферы социальных сирот // Вопросы психического здоровья детей и подростков, № 2. – М., 2007.

120. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А. Психологическая коррекция девиаций личностного развития социальных сирот // Вестник ГУУ, № 9. – М., 2007.

121. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

122. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

123. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

124. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. Учебное методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2008.

125. Кэйдис Л.Б., Мак-Клендон Р. Супружеская и семейная терапия: учебное пособие. Перевод с английского и редакция Н.А. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006.

126. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Под редакцией Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. 5-е издание. – М.: Академический проект, 2007.

127. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007.

128. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Педагогика, 1994.

129. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001.

130. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.

131. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование. Краткий курс лекций. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

132. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Педагогика, 1994.

133. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

134. Малкина-Пых И.Г. Болезни кожи. Освободиться и забыть. Навсегда. – М.: Эксмо, 2007.

135. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.

136. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2010.

137. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 5-е издание, стереотипное. – М.: Когито-Центр; МПСИ, 2007.

138. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.

139. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб.: Речь, 2001.

140. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004.

141. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.

142. Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети Интернет. – М.: Самиздат, 2007.

143. Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование: современное состояние проблемы // Первая Межведомственная Научно-практическая конференция «Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение)». ГОУ ВПО МГППУ, 24-25 февраля 2011 г.

144. Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста. Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В.Сенкевич. – М.: РУДН, 2007.

145. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. Перевод с английского М. Будыниной, С. Римского. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Апрель Пресс, 2008.

146. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. и др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие. Перевод с английского. – М.: Генезис, 1998.

147. Навайтис Г. Женщина, мужчина и семья: всё, о чём вы осмелитесь спросить. Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006.

148. Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

149. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. – СПб.: Питер, 2000.

150. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учебный план и программа курса. – М.: МПСИ, Флинта, 1998.

151. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Академия, 2007.

152. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ СФЕРА, 2000.

153. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). Издание второе, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центр прикладной психологии, 1996.

154. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2002.

155. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

156. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

157. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

158. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. 3-е издание. – М.: Академия, 2008.

159. Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000.

160. Павлов И.С. Психотерапия в практике. 3-издание, переработанное и дополненное. – М.: ПЕРСЭ, 2006.

161. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

162. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное методическое пособие. – Минск: Высшая школа, 2004.

163. Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть. Учебное методическое пособие. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008.

164. Петровская Л.А., Общение-компетентность-тренинг. – М.: Смысл, 2007.

165. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. 2-е издание, исправленное и дополненное. – СПб.: Речь, 2006.

166. Поляков Е.А., Сенкевич Л.В. Личностная сфера социальных сирот с интеллектуальной недостаточностью // Вестник ГУУ, № 4. – М., 2007.

167. Попова Н.М. Тревожно-фобические расстройства в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004.

168. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 1997.

169. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.

170. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. Редактор-составитель А.Н. Моховиков. 2-е издание, дополненное. – М.: Смысл, 2005.

171. Пряжников Н.С. Карточная профориентационная игра «Или–или». Методические рекомендации. – М.: МГУ, 1991.

172. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.: МГУ, 1991.

173. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие. – М.: Профцентр, 1993.

174. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

175. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

176. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.

177. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: МГППУ, 2001.

178. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

179. Психические состояния. Хрестоматия. Составитель Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

180. Психодиагностика и психокоррекция. Под редакцией А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2008.

181. Психокоррекция. Теория и практика. Под ред.: Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1995.

182. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.

183. Психология конфликта. Под. ред. А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1984.

184. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия. Составитель Н.В. Коптева. – Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993.

185. Психологический справочник популярных профессий. Под ред. Романовой Е.С. – М.: МГПУ, 2000.

186. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной. 2-е издание, исправленное. – М.: МПСИ, Флинта, 2003.

187. Психологическое консультирование и психотерапия. Сборник статей. Составитель: А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004.

188. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие. Авторы-составители: Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Институт психотерапии, 2005.

189. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. М.К. Тутушкиной. 3-е издание. – СПб.: Дидактика Плюс, 2006.

190. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

191. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Е.Г. Силяевой. 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2006.

192. Психология мотивации и эмоций. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

193. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. Составление и общая редакция В.А. Бодрова. – М.: Логос, 2007.

194. Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24-25 февраля 2011 г. / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2011.

195. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2002.

196. Развивающая сказкотерапия. Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2006.

197. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.: Владос, 1996.

198. Роджерс К. Становление личности. Взгляд психотерапевта. – М.: Класс, 1997.

199. Роджерс К. Психотерапия и изменение личности. – М.: Прогресс, 1999.

200. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. – М.: Эксмо, 2002.

201. Роджерс К. Способ бытия. – СПб.: Питер, 2004.

202. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Перевод с английского. – М.: Психотерапия, 2006.

203. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1990.

204. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

205. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. – М.: МГПУ, 2001.

206. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003.

207. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2007.

208. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ СФЕРА, 1995.

209. Рыжов Б.Н., Сенкевич Л.В., Васильева Т.Е., Хорошева О.И. Социальная психосоматика. Учебное пособие. – Тула: ТПГУ, 2007.

210. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Знание, 1993.

211. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008.

212. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза) / Редакция и комментарии Дж. К. Зейга; Пер. с англ.Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

213. Сенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. – Тула: ТГПУ, 2005.

214. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология.– М. Менатеп-траст, 1994.

215. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

216. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2008.

217. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё лунные дорожки, или приключения принца Эно. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Институт психотерапии, 2005.

218. Социальная психология в современном мире. Под редакцией Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

219. Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй. Хрестоматия. Составитель: Л.Б. Шнейдер. В 2-х частях. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.

220. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: РГБ, 2007.

221. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

222. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии. Учебное пособие. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.

223. Сухова Г.В., Сенкевич Л.В., Тарасенкова И.А. Агрессия и индивидуальные стили познавательной деятельности. Монография. – Тула: ТГПУ, 2005.

224. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2006.

225. Тарабрина Н.В. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1,2. – М.: Когито-центр, 2007.

226. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. Перевод с английского. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

227. Тренинг профессиональной идентичности. Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. Автор-составитель Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.

228. Тренинг по сказкотерапии. Под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2006.

229. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.

230. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. – М.: Перспектива, 2008.

231. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. – М.: Просвещение, 1995.

232. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2007.

233. Фопель К. Технология ведения тренинга. 2-е издание. – М.: Генезис, 2005.

234. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Минск. Издательство В.П. Ильина, 1998.

235. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов Доверия». Учебно-методическое пособие. – Владимир, 2000.

236. Хозиев В.Б., Хозиева М.В., Дзетовецкая С.В. Психологическое консультирование родителей. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.

237. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах. Перевод с английского. – М.: Смысл, 1997.

238. Хрящева Н. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей. – СПб.: Речь; Институт Тренинга, 2000.

239. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

240. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2006.

241. Человек–человек. Сост. Р.Д. Каверина. – М.: Молодая гвардия, 1986.

242. Человек–техника. Сост. В.Е. Гаврилов. – М.: Молодая гвардия, 1987.

243. Человек–художественный образ. Сост. А.И. Смирнов. – М.: Молодая гвардия, 1987.

244. Человек–знаковая система. Сост.: С.Н. Левиева, В.С. Шнейдеров. – М.: Молодая гвардия, 1988.

245. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребёнку. 2-е издание. – М.: Академия, 1997.

246. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

247. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: ВЛАДОС, 2001.

248. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008.

249. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

250. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

251. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Колобок и все-все-все, или как раскрыть в ребёнке творца. – СПб.: Речь, 2006.

252. Экстренная психологическая помощь. Методическое пособие. Крюкова М.А. и др. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.

253. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. Под редакцией Э. Фоа. – М.: Когито-центр, 2005.

254. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Наука, 1999.

255. Ялом И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Эксмо, 2005.

256. Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Эксмо, 2006.

257. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство / Пер. с англ. Л. Махалиной. – М.: Эксмо, 2006.

258. Ялом И. Когда Ницше плакал / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Эксмо, 2006.

259. Ялом И. Мамочка и смысл жизни / Пер. с англ. Е. Филиной. – М.: Эксмо, 2006.

260. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика / Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007.


[1] Дистантное – от слова ― «дистанция». Осуществляется на дистанции, на расстоянии, дистантно. Дистантное психологическое консультирование опосредовано какими-либо техническими средствами: телефон, Интернет (сайты, форумы, чаты, по скайпу, по электронной почте и пр.).

[2] Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[3] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004.

[4] Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[5] Там же.

[6] Имеются ввиду такие основы личности (основы характера) как: отношение к окружающему миру, отношение к окружающим людям, отношение к самому себе. Эти параметры формируются во младенческом возрасте, в раннем возрасте и в дошкольном возрасте. В дальнейшем эти аспекты личности практически не изменяются. Например, если у младенца, ребёнка раннего возраста, ребёнка дошкольного возраста была полноценная материнская и отцовская любовь и забота, то у него, скорее всего, не будет страха перед окружающим миром, будет базовое доверие к окружающим людям, будет уверенность в себе. Если же ребёночек вырос в доме малютки (в доме младенца, где обязательный психологический контакт с нянечкой – всего 20 минут в сутки), в детском приюте, в детском доме, то у него, в силу отсутствия базовой материнской любви, скорее всего, будет страх перед окружающим миром, сформируется базовое недоверие к окружающими людям, разовьётся неуверенность в себе, сформируется базальная личностная тревожность и т.п. Все эти основополагающие параметры личности не подлежат психокоррекции.

[7] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

[8] Психические образования – это системные части (компоненты) психики, состоящие (образующиеся) из (на основе) системно взаимосвязанных между собою элементов (параметров) психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются: Я-концепция, образ Я, структура самосознания, иерархия мотивов, структурно-системное строение эмоционально-волевой сферы, система механизмов психологической защиты личности и прочие психические системы. Например, характер (как интегральное, комплексное психическое образование), или самооценка, понимаемая, по Ж. Годфруа, в качестве совокупности когнитивного (интеллектуального), эмоционального (чувственного) и поведенческого (деятельностного) «измерений».

[9] Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2002.

[10] Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. – 5-е изд., испр., перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 2003.

[11] Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2002.

[12] Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное методическое пособие. – Минск: Высшая школа, 2004. http://silk-highway.org.ru

[13] http://moshinsky.narod.ru/

[14] Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное методическое пособие. – Минск: Высшая школа, 2004.

[15] Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли. Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.

[16] Там же.

[17] Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.

[18] Кочюнас Р.А. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999.

[19] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004.

[20] Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. – Издание 6-е, переработанное и дополненное. – М.: Академический проект, 2001.

[21] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004.

[22] Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984, с. 39.

[23] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[24] Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.

[25] Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Класс, 2001.

[26] Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers, 08.01.1902 – 04.02.1987) ― великий американский психолог, психотерапевт, один из создателей и лидеров гуманистической психологии как научного и практического направления. К.Р. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом структуры личности является «Я-концепция», формирующаяся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и выступающая в качестве интегрального механизма саморегуляции поведения. К. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). К. Роджерс считал свой метод клиент-центрированной психотерапии универсальным, т.е. применимым и эффективной в работе с самыми разными типами и группами клиентов. Клиент-центрированная терапия доказала свою эффективность в решении внутриличностных и межличностных конфликтов. Клиент-центрированный подход является продуктивным для решения широкого круга практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: проблемы профессиональной самореализации, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и пр.

[27] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[28] Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. – Издание 6-е, переработанное и дополненное. – М.: Академический проект, 2001.

[29] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004; Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[30] Кочюнас Р.А. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. 3-е издание, стереотипное. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

[31] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование: теория и практика психологической помощи. – М.: Смысл, 2004. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[32] Имеется ввиду то, что в ходе консультирования человек должен «прочувствовать» свою полную ответственность за происходящее с ним. Только в этом случае он будет действительно стараться измениться сам и стараться изменить свою ситуацию, т.е. поможет себе сам. В противном случае, человек будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь, – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что у него есть личностные проблемы, и что его отношения с людьми имеют сложный и негативный характер.

[33] Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть. Учебное методическое пособие. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008.

[34] Как утверждал В.И. Ленин: «Практика – критерий истины».

[35] Как давно и прочно известно, – нет ничего более практичного, нежели чем хорошая теория (теория, проверенная на опыте и/или «выведенная» опытным путём).

[36] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[37] Перенос – это психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо, например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Данный феномен был замечен и описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Скажем, архиважно, если на психотерапевта клиентом переносится образ отца (что имело место, в частности, в практике З. Фрейда.)

[38] Контрпереносом называется психологический перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса. Например, в том случае, если у терапевта возникает стойкий перенос восприятия одного клиента на восприятие другого клиента (как бы накладываются друг на друга социально-перцептивные образы клиентов).

[39] Учитывая, конечно, то, что 2000-е годы (или – т.н. нулевые годы) являются, несомненно, во всех отношениях, существенно более социально и экономически стабильными, и более продуктивными в новейшей истории развития и формирования нашего российского общества и государства.

[40] Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. – М.: МГПУ, 2001.

[41] Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

[42] Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2003.

[43] Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

[44] Имеется ввиду позитивный результат психологической помощи.

[45] Имеется ввиду продуктивный и положительный ход самого процесса оказания психологической помощи.

[46] СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

[47] Ялом И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Эксмо, 2005, с. 58.

[48] Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

[49] Мотив – подлинная психологическая, задающая цель деятельности, причина любой социальной активности человека. Мотивировка – мнимая, декларируемая, фиктивная, удобная для человека причина (по сути – выгодное человеку объяснение) его конкретного ситуативного поступка, действия, функционального взаимодействия с людьми.

[50] Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

[51] Методическое пособие по курсу «Психологическое консультирование». Авт.-сост. М.Ю. Краева. – М.: МГПУ, 2003.

[52] Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[53] Настоятельно рекомендуется использовать именно пастельную гамму цветов и оттенков.

[54] В частности, рекомендуется использовать специальные, дорогостоящие т.н. «психотерапевтические» кресла.

[55] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[56] Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: Просвещение, 1997.

[57] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[58] Раппорт (от фр. rapporter – приносить обратно) ― 1) в самом общем смысле – взаимоотношения между двумя индивидами, основанные на высокой степени общности мыслей, интересов и чувств; 2) в ситуации психотерапевтического взаимодействия в целом и в контексте разных форм психологического воздействия (вплоть до гипноза) – особый коммуникативный контакт между психотерапевтом (психологом-консультантом) и пациентом (клиентом), вследствие которого последний становится очень сенситивным (восприимчивым) по отношению к психологическим воздействиям. Термин «раппорт» введён в психологию австрийским врачом Ф. Мейсмером (1734 – 1815) и французским психологом П. Жане (1859 – 1947). Источник: Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[59] СМОТРИТЕ ТЕМУ № 6.

[60] СМОТРИТЕ ТЕМУ № 7.

[61] Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

[62] Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

[63] От слова, от понятия «рента», – приобретение денежного дохода, получение финансовых дивидендов. В данном контексте имеет место понятие «рантье», – тот, кто получает ренту (имеет стабильный доход от каких-то вложений).

[64] «Релакс» – это в определённом смысле жаргонное слово (понятие), «происходящее» от английского слова relax, – лёгкость, расслабленность, пассивный эмоциональный отдых, разрядка и покой.

[65] Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[66] СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 12!

[67] Установка – временное состояние предрасположенности субъекта реагировать определённым образом (воспринимать, думать или действовать) в определённой ситуации. Обычно выделяют перцептивные, когнитивные, поведенческие и моторные установки. Установка в целом является психологическим состоянием. Это состояние возникает под влиянием прошлого опыта или вследствие определённого инструктирования в ситуации психологического эксперимента. Явление установки обнаружено немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. В отечественной психологии оригинальная теория установки была разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. При этом явление установки изучалось в различных видах психической деятельности. В итоге Узнадзе пришёл к пониманию установки как целостного изменения индивида, возникающего в процессе взаимодействия организма со средой и определяющего собой всю психическую деятельность. Такая генерализация явления установки, конечно, не могла не породить научных дискуссий в отношении теории Узнадзе. Однако общепризнанна уникальная ценность положений этой теории и научная значимость обширных экспериментальных данных, полученных школой Узнадзе. Источник: Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[68] Установка социальная – устойчивая предрасположенность реагировать определённым образом по отношению к каким-либо социальным объектам или явлениям. Установка социальная представляет собой позитивную или негативную оценку данного объекта или явления, которая обусловлена рядом факторов, включая прошлый опыт, убеждения, потребности и эмоциональное состояние субъекта. В середине двадцатого века американские исследователи выделили три различных компонента установки социальной: когнитивный (умственный, познавательный), аффективный (эмоциональный, чувственный) и конативный (предрасположенность к действию). Однако не все эти три компонента обязательно имеют место при наличии той или иной установки социальной. Так, у человека может сформироваться позитивная установка социальная по отношению к какому-либо продукту на основе телевизионной рекламы без проявления определённых мнений о нём или конкретных действий. Имеется ряд теорий формирования установки социальной, разработанных американскими психологами. Это теории научения, когнитивного соответствия, баланса, когнитивного диссонанса, самовосприятия. Степень влияния установки социальной на поведение издавна является предметом исследовательских дискуссий. Общепризнано, что имеются существенные вариации соответствия установки социальной людей их поведению. Источник: Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[69] Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. 2-е издание. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

[70] ЗУНы – знания, умения, навыки.

[71] Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика / Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007.

[72] Интеракция (от англ. interaction – взаимодействие = лат. interior – внутренний + activus – деятельный), как термин, повсеместно используемый в социальной психологии и обозначающий взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга или воздействие групп друг на друга. Интеракция (обмен действиями), интерактивная сторона общения – это построение общей стратегии взаимодействия; способы обмена действиями; согласование планов совместных действий, а также последующий анализ деятельностного вклада каждого участника. Интеракция выступает в качестве непосредственной межличностной коммуникации (обмен знаковыми символами, действиями, происходящий в данный момент времени), важнейшей особенностью которой является способность человека «принимать роль другого» и представлять (чувствовать) то, как его воспринимает партнёр или группа людей. Условия эффективности интеракции (взаимодействия): создание соответствующих условий для осуществления деятельности, согласование личностных позиций, единое понимание людьми ситуаций в которых они осуществляют совместную деятельность и выработка людьми адекватного стиля взаимодействия.

[73] От слова, от понятия «дистанция», т.е. осуществляющееся НЕ непосредственно, а на дистанции, на расстоянии.

[74] Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: