I. 1. Общая содержательная характеристика дисциплины

Научно-методические программные указания по учебной предметной дисциплине «Психология эмоций и чувств» практикоориентированно составлены авторами для студентов, обучающихся по специальности 030301.65; 030300.64; 030300.68 – «ПСИХОЛОГИЯ» (квалификационные категории: «специалист», «бакалавр», «магистр»).

В настоящей дисциплине пристально рассматриваются вопросы научной идентичности психологии эмоций, чувств и аффектов. Программа учебного курса «Психология эмоций и чувств» охватывает комплексный теоретический и практический материал, отражающий проблемы научной методологии в исследовании эмоциональных реакций людей и способы организации и осуществления научно-исследовательской деятельности в области изучения эмоций и чувств человека. Студенты подробно ознакамливаются с методами практического психологического изучения эмоционально-чувственных характеристик людей, с психодиагностическими способами исследования данных психических феноменов. В целом, в данном курсе рассматриваются и анализируются все базовые аспекты и тенденции научной и практической методологической и эмпирической деятельности в области мировых психологических исследований эмоционально-чувственной сферы личности.

В настоящем труде детально исследуется такая предметная тематика данной дисциплины как: физиологическая основа эмоций, – её гуморальное выражение, нейроанатомия и нейрохимия; анализируются физиологические и психические свойства эмоций и чувств; изучается физиопсихическая роль и органико-психические функции эмоций и чувств людей.

В представленном предметном курсе также анализируются и изучаются следующие научно-методические вопросы: психофилогенетическое влияние эмоций на происхождение выразительных движений; психофилогенетические условия зарождения эмоций и психоонтогенетические закономерности их протекания; психофизиологический процесс развития эмоциональных и чувственных психических реакций.

Подробно рассматриваются научные концепции, освещающие разнообразные физиологические и психические механизмы протекания эмоций. Изучаются сравнительные филогенетические и онтогенетические характеристики эмоций и чувств. Подвергаются анализу разные концепции возникновения эмоций в русле основных научно-экспериментальных подходов выдающихся отечественных и зарубежных учёных.

В данном курсе также исследуется спонтанное выражение эмоций; изучаются разнообразные научные эксперименты по определению и выявлению эмоциональных реакций людей в разнообразных условиях и ситуациях; выявляется и выясняется функциональное понимание аффективных явлений; подробно рассматриваются физиопсихические аспекты биологической, мотивационной и информационной роли эмоций.

Изучаются индивидуально-психологические и психосоциальные свойства и качества эмоций и чувств. Исследуются роль, функции, виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний. Анализу подвергаются разнообразные подходы базовых научных психологических мировых школ к выделению разных видов и типов эмоций и чувств, а так же к систематизации и классифицированию эмоций и чувств, – изучение производится согласно научным трудам классиков зарубежной и отечественной психологии. Анализируются разнообразные теории видных отечественных и иностранных учёных о формировании и функционировании эмоций; на практических примерах выясняются и выявляются различные эмоциональные состояния и виды эмоционального реагирования людей.

В целом, в данной работе исследуются эмоции и личность, – влияние эмоций и чувств, особенностей их функционирования, протекания, формирования и воспитания, – на развитие личности. Тщательно изучается характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности; исследуется влияние эмоций на продуктивность трудовой деятельности. Комплексно, в деталях определяется воздействие эмоций и чувств на волевую, мотивационную и познавательную психические сферы личности.

В настоящем курсе глубоко и всесторонне рассматриваются такие параметры данной дисциплины как свойства, виды и типы, роль и функции конкретных эмоций и чувств и соответствующих психических состояний. Изучается диагностика аффективных следов, – методы свободных ассоциаций и сопряжённых моторных реакций. Анализируется стресс; изучается понятие и измерение личностной и ситуативной тревожности и взаимосвязь этих видов тревожности. Исследуются основные психические реакции на фрустрацию на экспериментальных научных примерах. Изучаются психологические механизмы меланхолии. Анализируются эмоционально-чувственное восприятие и соответствующие характеристики отношений личности, в частности – эмпатия. Исследуются различные по содержанию эмоциональные психологические типы людей.

Выявляются психофизиологические особенности эмоционально-чувственной сферы при нормальном и патологическом развитии. В общем и целом, в представленном курсе изучаются все основные характеристики такого сложного и многогранного психологического феномена как эмоционально-чувственная психическая сфера человека. Эмоции и чувства анализируются как явление жизнедеятельности, представляющее собой непрерывный психический процесс, протекающий в различных формах, и в каждый момент времени состоящий из взаимопереходящих, внутренне и внешне обусловленных психических состояний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: