Заключение к разделу № 3 и общее заключение к курсу «Супервизия»

Итак, по мнению целого ряда проанализированных выше отечественных и иностранных современных авторов (см., например, источник: Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. – СПб., 2004), супервизия становится неотъемлемым звеном до- и последипломной подготовки психотерапевтов и клинических психологов.

Супервизия как термин происходит от латинских корней и обозначает, буквально, «смотреть поверх». Изначально термин «супервизор» относился к наиболее опытному мастеру среди группы ремесленников, занимающихся одним ремеслом.

Супервизия (от supervidere – обозревать сверху)– это один из способов и методов теоретического и практического повышения квалификацииспециалистов в области психотерапии, клинической психологии, – в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Психотерапия, в процесс которой вовлечены разные люди, в рамках которой имеют место их отношения, переносы, защиты и пр,, может быть изучена только практически, путём разбора конкретных случаев. «Супервизия» как понятие отражает «ремесленный» аспект психотерапии. Психотерапия даёт возможность клиенту высказать свои переживания на приёме у специалиста, супервизия позволяет психотерапевту (супервизируемому) представить на супервизию (профессиональную оценку) выборочный материал психотерапии.

Супервизор выступает как преподаватель, который в силу своего клинического и педагогического опыта знаком со многими психотерапевтическими направлениями, владеет представлениями о типах характеров людей, о формах и механизмах их психологической защиты, компетентен в моделях и параметрах внутриличностного и межличностного функционирования и взаимодействия людей, умеет систематизировать поток поступающей информации.

Психотерапия и супервизия представляют собой две параллельные категории, они связаны между собою в единую систему. Супервизия, хотя и может оказывать лечебное воздействие, не является психотерапией. Супервизия – это особое вмешательство, цель супервизии – превратить молодого и/или неопытного специалиста в опытного психотерапевта. Супервизия – это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый узнают что-то новое о клиентах и психотехниках работы с ними, друг о друге, о себе.

Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направлении своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и психотерапевтических вмешательств, рассчитывать индивидуальные планы терапии, оценивать и переоценивать психокоррекционные воздействия, оказываемые на клиента. Клиническая супервизия заботится о реальной работе супервизируемых в таких областях и сферах как психотерапевтические отношения, благо клиента (client welfare), допуск на клиническую работу и приемлемость психологических интервенций, клинические навыки и прогноз развития личности клиента. Клиническая супервизия уделяет особое внимание слабым профессиональным и недостаточно развитым личностным сторонам супервизируемого, с целью их формирования и развития, – для дальнейшего позитивного влияния супервизируемого но его клиентов, направленного, в свою очередь, на повышение благополучия и на положительное развитие этих клиентов как личностей и как специалистов-профессионалов в своих областях общественно полезной деятельности.


[1] Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: