Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача -- обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Выбор стратегии -- центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить свою долю на рынке, она может достигнуть своей цели несколькими путями:
1. Понизить цены на продукцию.
2. Продавать товар через большее число магазинов.
3. Представить на рынок новую модель.
4. Через рекламу представить более привлекательный образ товара и т.д.
Каждый путь открывает разные возможности. Таким образом, организация может столкнуться с большим числом альтернативных стратегий.
В распоряжении предприятия имеются четыре базовых стратегических альтернативы:
1. ограниченный рост,
2. рост,
3. сокращение
4. и сочетание этих вариантов.
Эти базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
|
|
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от “достигнутого” и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию).
Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года.
Сокращение или стратегия последнего средства. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегий -- ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются чаще всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.
Каждая их вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество альтернативных вариантов.
На основе базовых стратегий можно разработать 4 основные направления развития предприятия и соответствующие им типовые стратегии, которые можно охарактеризовать следующим образом:
I. Стратегии концентрированного роста, когда основное внимание фирмы уделяется работе и развитию службы маркетинга. В данной группе можно выделить следующие 3 стратегии:
|
|
Стратегия усиления позиций на рынке -- стратегия, при которой фирма стремится с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции за счет маркетинговых усилий в области цен, стимулирования сбыта, рекламы и т.д.
Стратегия расширения рынка -- предполагает поиск новых рынков сбыта для данной продукции.
Стратегия развития продукта -- означает выпуск новых товаров, которые будут реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
II. Стратегия интегрированного роста:
Стратегия горизонтальной интеграции -- означает присоединение или слияние с фирмами, производящими аналогичную продукцию.
Стратегия вертикальной интеграции -- выражается в росте фирмы за счет приобретения или усиления контроля над организациями, находящимися между фирмой и конечными потребителями.
Стратегия обратной вертикальной интеграции -- предполагает приобретение или усиление контроля над поставщиками.