Кульминационным моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем. Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка -- однозначной и ясной, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. Поэтому выбранная альтернатива тщательно исследуется и оценивается.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы:
· риск (фактор жизни предприятия);
· опыт прошлых стратегий;
· реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии;
· фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель -- выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию предприятия и его будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке.
Выбор стратегии осуществляется исходя из следующих аспектов:
1. Ассортимент выпускаемой продукции, оказываемых услуг;
2. Анализ рынка и отрасли;
3. Анализ положения фирмы в отрасли.