Критическое направление в социально-гуманитарном познании

В последнее время в русле методологии нового универсализма сформировалось критическое (по отношению к предшествующим парадигмам социально-гуманитарного познания), или «реалистическое», направление, ведущее свою родословную от классической науки. Представители этого направления продолжают оставаться верными принципу «объективизма». Вместе с тем они уже не столь решительно отстаивают тезис о возможности «нейтральности» субъекта научно-исследовательской деятельности.

При этом реалисты критикуют представителей классической социальной науки за то, что последние отвергают всякую структурирующую роль текстов в социальном познании и фактически проповедуют новейшую форму «когнитивного абсолютизма», в котором научная нейтральность и объективность выходят за пределы человеческого действия и приобретают форму религиозной веры. Реалисты подвергают критике и принципы неклассической модели научного исследования, полагая, что субъективизм и релятивизм в социально-гуманитарных науках усугубились в связи с популярностью социокультурной проблематики, приведшей по существу к отказу от объективно-каузального объяснению социальных фактов. Особенно резкой критике со стороны реалистов подвергается постмодернизм, в первую очередь за когнитивный релятивизм и утрату целостного восприятия социальной действительности, за то, что постмодернисты поставили под угрозу профессиональный статус социально-гуманитарных наук.

В целом реалисты подвергают критике всю предшествующую науку за то, что ее различные направления и школы жестко придерживались объективистских или субъективистских, социологистских или номиналистских, номететических или идиографических ориентаций.

В рамках критического, или реалистического, направления в социально-гуманитарном познании формируется неоклассическая модель научного исследования, методологические принципы которой уже сейчас оказывают большое влияния на региональные социально-гуманитарные исследования.

Предмет и когнитивная стратегия неоклассической модели


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: