Методологические подходы к изучению этничности

В целом надо отметить, что большинство ученых, особенно западных, критически относятся к примордиалистской версии этничности. Для этих ученых общепризнанным является положение об относительном характере этнической идентичности. Однако, по мнению некоторых исследователей различия между примордиализмом, с одной стороны, и инструментализмом и конструктивизмом, с другой, на самом деле отражают сложную природу этничности. Поэтому рассматривая примордиализм, инструменатлизм и конструктивизм как особого рода когнитивные стратегии, они предлагают при изучении этничности использовать оппозиционный подход, смысл которого состоит в выработке такой синтетической модели, которая позволила бы объединить примордиалистский, инструменталистский и конструктивизм варианты.

Согласно оппозиционный подходу, одной из характеристик этничности является вера индивида в свою личную связь с определенными этническими символами или, более точно, с тем, что эти символы означают, или этнокультурными артефактами. Другой характерной чертой этничности является ее связь с этноисторией, т. е. такой интерпретацией исторических событий, которые важны для индивидов и всей этнической группы, хотя эта интерпретация может и не совпадать с «объективной» историей. Иначе говоря, этноистория – это история в особом смысле: она предназначена для членов этнического сообщества, которые к нее верят. Наконец, третья характерная черта этничности заключается в том, что она строится на образе этнической группы самой себя, выраженном в системе символов, значимых для тех, кто идентифицирует себя с этой группой. Такой этнический образ лежит в основе мотивации определенной модели этнического поведения.

Важным понятием, которое используется в данной модели этничности, является «оппозиционный процесс», которое позволяет констатировать, что все устойчивые системы этнической идентичности являются результатом длительного противостояния (оппозиции) попыткам ассимилировать этнические группы в более крупных общностях. При этом исследователи подчеркивают, что форма, в которой осуществляется оппозиция, может варьироваться от открытого конфликта до скрытого проявления недовольства, но в любом случае константой остается устойчивое сопротивление этнической группы попытка присоединения или ассимиляции.

Основой такого сопротивления как раз и выступает этничность, при изучении которой, как полагают исследователи, следует различать три аспекта ее проявления – интеракционный, атрибутивный и субъективно-символический (см. схему 18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: