Методологическая ситуация в современном научном познании

Каковы особенности методологической ситуации, сложившейся в современном научном познании? В современном научном познании произошел переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической. Монистическая интерпретация социальной реальности означает: 1) признание в качестве научного только одного способа ее изучения и решительное неприятие всех других способов изучения социальной реальности; 2) утверждение о том, что только одна из конкурирующих научных теорий является истинной, а все другие – ложными; 3) признание возможности получения объективно-истинного знания, т.е. такого научного знания, которое бы полностью соответствовало изучаемой социальной действительности, обеспечивая тем самым однозначность его содержания.

Плюралистическая интерпретация социальной реальности означает: 1) утверждение о том, что социальная реальность может мыслиться в многочисленных вариантах, каждому из которых соответствует свой собственный «наблюдатель», и поэтому любая из интерпретаций социальной реальности является ограниченной и не может быть экстраполирована в качестве универсальной методологии на весь процесс научного познания; 2) признание того, что по отношению к предмету научного исследования можно поставить множество классов научно-исследовательских задач, приоритетность которых зависит от методологического выбора ученого; 3) признание того, что один и тот же класс научно-исследовательских задач можно решать с помощью различных методологических средств, выбор которых является прерогативой исследователя.

Переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической привел к формированию такого научного сознания, основой которого выступает методологический плюрализм. В условиях методологического плюрализма представители различных течений и школ отдают предпочтение разным научно-исследовательским парадигмам, используют специфические научные тезаурусы и создают конкурирующие между собой теории предметного содержания. В результате современные научно-исследовательские практики приобретают мультипарадигмальный характер, проявляющийся в том, что при решении одних и тех же научно-исследовательских задач ученые используют разные научные парадигмы. В методологии научного познания под парадигмами понимают способы постановки и решения научных задач, давшие положительные научные результаты.

Вывод: переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической придал научно-исследовательским практикам мультипарадигмальный характер, понимание которых дает возможность магистранту успешно выбирать методологические основания своей научно-исследовательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: