Одним из приоритетных направлений современной науки является исследование процессов возникновения и развития такого сложнейшего явления в области полифункциональной деятельности, каким является культура. Актуальность бесконечного количества проблем, связанных с этим направлением, определяется возросшей потребностью и необходимостью использовать огромные потенциальные возможности культуры как бескрайней по существу сферы деятельности для воспитания в широком смысле слова, не только людей, индивидуумов, но и общества в целом.
За последнее время обострились многие проблемы, противоречия сформировавшиеся на исторической, этнической, социальной, религиозной, экономической почве. Среди причин этого обострения и такие как стремление некоторых стран, государств к единоличному лидерству, завышенные политические и экономические притязания (порой ультимативного характера) к другим странам и государствам на этнической или исторической почве, захват чужой территории, сколачивание экономических и военно-политических блоков и другие причины.
|
|
Кроме того, значительно расширились масштабы незаконной торговли наркотиками в международных масштабах, увеличились в десятки и сотни раз объемы незаконной транспортировки наркотиков по земле, по воде, по воздуху.
Увеличились масштабы и усовершенствовались механизмы формирования коррумпированных систем как государственных, так и международных, их мобильность, материально-техническое оснащение. Невиданный ранее размах получил терроризм, в сферу которого вовлечены десятки, сотни тысяч людей разного пола, возраста, политических и религиозных убеждений. Во всех этих сферах вращаются огромные объемы валюты, что значительно затрудняет борьбу со всеми формами противозаконной деятельности.
Это одна сторона, которая характеризует актуальность проблем, связанных с культурой в широком смысле слова, деятельностью людей и об-
щества в целом как в масштабах стран, государств, так и в мировом, общепланетарном масштабе.
Другая сторона заключается в том, что теория культуры как область научных знаний, сама культура как предмет научного познания, сформировались сравнительно недавно, каких-нибудь 40-50 лет назад, а культурология как наука о культуре утвердилась и приобрела статус научно-учебной дисциплины в нашей стране менее 10 лет тому назад.
Поэтому методы использования культурологических подходов в теории, практике в различных сферах человеческой деятельности пока еще мало разработаны, а такая потребность, необходимость существует и это свидетельствует об актуальности проблемы.
|
|
Это совершенно не означает, что разработка методов, средств, форм организации использования культуры для решения воспитательных, в широком смысле слова, вопросов поможет немедленно решить все проблемы социального, политического, экономического характера. Но это означает, что использование такого мощного механизма воздействия на общество, как культура, окажет существенное влияние на решение многих человеческих, личностных и общественных проблем. Решение глобальных общесоциальных, воспитательных, образовательных и собственно культурных проблем, в том числе и в сфере физической культуры, может осуществляться в процессе решения частных, конкретных проблем теории и практики физической культуры в целом или ее структурных компонентов.
Цель данной учебно-научной дисциплины - показать в историческом аспекте процесс возникновения и развития потребностей в физической культуре как атрибутивном виде культуры личности и общества, формирования ее компонентов и оформления ее структуры.
Задачи учебно-научной дисциплины:
- показать возникновение в общекультурных взглядах выдающихся
деятелей различных эпох идей физического воспитания детей и внедрение его в учебные заведения в качестве учебного предмета;
- показать возникновение на практике рекреативной деятельности с
использованием средств физического воспитания (физических упражнений, естественных сил природы и т. п.).
- показать процесс возникновения и развития соревновательной деятельности и оформление спорта высших достижений в качестве компонента физической культуры;
- показать в историческом аспекте формирование естественнонаучной и социально-философской методологии исследования физической
культуры как вида культуры личности и общества;
- раскрыть процессы интеграции и дифференциации научных знаний
в сфере физической культуры и современную структуру ее знаний;
- ориентировать магистрантов (исследователей) на использование
культурологических подходов в методологии исследования (при написании магистерских диссертаций и в процессе научно-учебной деятельности)
Понятие «методология» используется в различных аспектах. Это и учение о научных методах познания, и совокупность методов, применяемых в какой-либо конкретной науке, области научных знаний и стратегия приемов научного исследования. Теория как совокупность обобщенных положений, образующих конкретную науку (например, теория физической культуры) реализует такие методологические функции, как ориентирующая, предсказательная, классифицирующая.
Научная методология в широком философском смысле слова является методом поиска наиболее общих, стратегических подходов к изучению предмета. Она является базой разработки специальных теорий, которые являются основой для исследования, разработки теорий каждого компонента или конкретных прикладных аспектов различных видов деятельности.
Метод - способ получения, обработки, анализа, обобщения теоретического, эмпирического материала, а методика - технология, совокупность способов использования конкретных методов исследования, их последовательность и взаимосвязь.
Необходимость культурологического подхода в процессе исследования физической культуры определяется тем, что она изучается в качестве вида культуры и в общеметодическом аспекте ее следует изучать с позиции концепций теории культуры.
Культурология как научная дисциплина имеет две части - историю культуры и теорию культуры. Как наука она исходит из основного, принципиального отношения к предмету познания - потребности выяснения причин возникновения данного явления и выяснения основных стадий (этапов) его развития с позиции историзма. А с позиции теории - определения существенных характеристик предмета познания на этапе относительной законченности процесса его развития (структуры, функций). Другими словами, - чем стало это явление в настоящее время.
|
|
Относительность законченности процесса развития заключается в том, что развитие в принципе процесс перманентный, постоянный и на каждом этапе он характеризуется динамикой конкретных процессов интеграции и дифференциации.
Культурология или наука о культуре, ее истории и теории, человеко-творческой функции выясняет и раскрывает закономерности ее развития, наиболее существенные и специфические её" характеристики как сложнейшей и многофункциональной области, сферы человеческой деятельности.
Культурологический подход в исследовании конкретных видов, аспектов культуры означает перенос, экстраполяцию основных положений теории культуры на ее подсистемы, виды и их реализации применительно к специфике конкретного объекта или предмета исследования. К числу этих основных положений, характеризующих культуру, ее происхождение, сущность, закономерности существования и внешние формы проявления относятся природная «данность», «заданность» свойств и способностей животных, потребности и их классы, а также деятельность и поведение, их общность и различие.
Историческим «толчком» (фактически растянутым на сотни и тысячи лет) возникновения культуры человека является деятельность, основанная на сверхприродных человеческих потребностях в общении, познании, игре, труде. Другими словами - факт возникновения культуры на элементарном, но все же надприродном уровне. Однако критерием культуры является мера возвышения человека над его природной данностью и качество результата человеческой деятельности.
Важным направлением культурологического подхода в познании общих проблем физической культуры как вида культуры личности и общества и конкретных форм их проявления на уровне ее компонентов является динамическая взаимосвязь различных видов деятельности в ответ па сверхприродные, постоянно усложняющиеся и возвышающиеся потребности. Результатом этого процесса и является развитие как качественная характеристика изменения результатов деятельности от низшего к высшему. Это находит отражение в развитии сущностных сил человека (интеллектуальных, физических), во всем процессе человекотворчества.
|
|
Культурологический подход предполагает использование в процессе исследования в комплексе философских, естественнонаучных, психолого-педагогических подходов.