Лекция 1: «предмет и задачи дисциплины «история и методология науки о физической культуре»

Одним из приоритетных направлений современной науки является исследование процессов возникновения и развития такого сложнейшего явления в области полифункциональной деятельности, каким является культура. Актуальность бесконечного количества проблем, связанных с этим направлением, определяется возросшей потребностью и необходимо­стью использовать огромные потенциальные возможности культуры как бескрайней по существу сферы деятельности для воспитания в широком смысле слова, не только людей, индивидуумов, но и общества в целом.

За последнее время обострились многие проблемы, противоречия сформировавшиеся на исторической, этнической, социальной, религиоз­ной, экономической почве. Среди причин этого обострения и такие как стремление некоторых стран, государств к единоличному лидерству, за­вышенные политические и экономические притязания (порой ультиматив­ного характера) к другим странам и государствам на этнической или исто­рической почве, захват чужой территории, сколачивание экономических и военно-политических блоков и другие причины.

Кроме того, значительно расширились масштабы незаконной тор­говли наркотиками в международных масштабах, увеличились в десятки и сотни раз объемы незаконной транспортировки наркотиков по земле, по воде, по воздуху.

Увеличились масштабы и усовершенствовались механизмы форми­рования коррумпированных систем как государственных, так и междуна­родных, их мобильность, материально-техническое оснащение. Невидан­ный ранее размах получил терроризм, в сферу которого вовлечены десятки, сотни тысяч людей разного пола, возраста, политических и религиозных убеждений. Во всех этих сферах вращаются огромные объемы валюты, что значительно затрудняет борьбу со всеми формами противозаконной дея­тельности.

Это одна сторона, которая характеризует актуальность проблем, свя­занных с культурой в широком смысле слова, деятельностью людей и об-


щества в целом как в масштабах стран, государств, так и в мировом, обще­планетарном масштабе.

Другая сторона заключается в том, что теория культуры как область научных знаний, сама культура как предмет научного познания, сформиро­вались сравнительно недавно, каких-нибудь 40-50 лет назад, а культуроло­гия как наука о культуре утвердилась и приобрела статус научно-учебной дисциплины в нашей стране менее 10 лет тому назад.

Поэтому методы использования культурологических подходов в теории, практике в различных сферах человеческой деятельности пока еще мало разработаны, а такая потребность, необходимость существует и это свидетельствует об актуальности проблемы.

Это совершенно не означает, что разработка методов, средств, форм организации использования культуры для решения воспитательных, в ши­роком смысле слова, вопросов поможет немедленно решить все проблемы социального, политического, экономического характера. Но это означает, что использование такого мощного механизма воздействия на общество, как культура, окажет существенное влияние на решение многих человече­ских, личностных и общественных проблем. Решение глобальных общесо­циальных, воспитательных, образовательных и собственно культурных проблем, в том числе и в сфере физической культуры, может осуществ­ляться в процессе решения частных, конкретных проблем теории и прак­тики физической культуры в целом или ее структурных компонентов.

Цель данной учебно-научной дисциплины - показать в историче­ском аспекте процесс возникновения и развития потребностей в физиче­ской культуре как атрибутивном виде культуры личности и общества, формирования ее компонентов и оформления ее структуры.

Задачи учебно-научной дисциплины:

- показать возникновение в общекультурных взглядах выдающихся
деятелей различных эпох идей физического воспитания детей и внедре­ние его в учебные заведения в качестве учебного предмета;

- показать возникновение на практике рекреативной деятельности с
использованием средств физического воспитания (физических упражне­ний, естественных сил природы и т. п.).


- показать процесс возникновения и развития соревновательной дея­тельности и оформление спорта высших достижений в качестве компонен­та физической культуры;

- показать в историческом аспекте формирование естественнонауч­ной и социально-философской методологии исследования физической
культуры как вида культуры личности и общества;

- раскрыть процессы интеграции и дифференциации научных знаний
в сфере физической культуры и современную структуру ее знаний;

- ориентировать магистрантов (исследователей) на использование
культурологических подходов в методологии исследования (при написа­нии магистерских диссертаций и в процессе научно-учебной деятельно­сти)

Понятие «методология» используется в различных аспектах. Это и учение о научных методах познания, и совокупность методов, применяе­мых в какой-либо конкретной науке, области научных знаний и стратегия приемов научного исследования. Теория как совокупность обобщенных положений, образующих конкретную науку (например, теория физической культуры) реализует такие методологические функции, как ориентирую­щая, предсказательная, классифицирующая.

Научная методология в широком философском смысле слова являет­ся методом поиска наиболее общих, стратегических подходов к изучению предмета. Она является базой разработки специальных теорий, которые являются основой для исследования, разработки теорий каждого компо­нента или конкретных прикладных аспектов различных видов деятельно­сти.

Метод - способ получения, обработки, анализа, обобщения теорети­ческого, эмпирического материала, а методика - технология, совокупность способов использования конкретных методов исследования, их последова­тельность и взаимосвязь.

Необходимость культурологического подхода в процессе исследова­ния физической культуры определяется тем, что она изучается в качестве вида культуры и в общеметодическом аспекте ее следует изучать с пози­ции концепций теории культуры.


Культурология как научная дисциплина имеет две части - историю культуры и теорию культуры. Как наука она исходит из основного, прин­ципиального отношения к предмету познания - потребности выяснения причин возникновения данного явления и выяснения основных стадий (этапов) его развития с позиции историзма. А с позиции теории - опреде­ления существенных характеристик предмета познания на этапе относи­тельной законченности процесса его развития (структуры, функций). Дру­гими словами, - чем стало это явление в настоящее время.

Относительность законченности процесса развития заключается в том, что развитие в принципе процесс перманентный, постоянный и на ка­ждом этапе он характеризуется динамикой конкретных процессов инте­грации и дифференциации.

Культурология или наука о культуре, ее истории и теории, человеко-творческой функции выясняет и раскрывает закономерности ее развития, наиболее существенные и специфические её" характеристики как сложней­шей и многофункциональной области, сферы человеческой деятельности.

Культурологический подход в исследовании конкретных видов, ас­пектов культуры означает перенос, экстраполяцию основных положений теории культуры на ее подсистемы, виды и их реализации применительно к специфике конкретного объекта или предмета исследования. К числу этих основных положений, характеризующих культуру, ее происхождение, сущность, закономерности существования и внешние формы проявления относятся природная «данность», «заданность» свойств и способностей животных, потребности и их классы, а также деятельность и поведение, их общность и различие.

Историческим «толчком» (фактически растянутым на сотни и тыся­чи лет) возникновения культуры человека является деятельность, осно­ванная на сверхприродных человеческих потребностях в общении, по­знании, игре, труде. Другими словами - факт возникновения культуры на элементарном, но все же надприродном уровне. Однако критерием культу­ры является мера возвышения человека над его природной данностью и качество результата человеческой деятельности.


Важным направлением культурологического подхода в познании общих проблем физической культуры как вида культуры личности и обще­ства и конкретных форм их проявления на уровне ее компонентов является динамическая взаимосвязь различных видов деятельности в ответ па сверхприродные, постоянно усложняющиеся и возвышающиеся потребно­сти. Результатом этого процесса и является развитие как качественная ха­рактеристика изменения результатов деятельности от низшего к высшему. Это находит отражение в развитии сущностных сил человека (интеллекту­альных, физических), во всем процессе человекотворчества.

Культурологический подход предполагает использование в процессе исследования в комплексе философских, естественнонаучных, психолого-педагогических подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: