Исходным положением для понимания сущности физической культуры как вида культуры является понимание природности (в происхождении и среде обитания) и социальности, о чем говорилось в предыдущей главе. Само понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и тысячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, осмысливая прагматическую ценность для его жизни. Двигательная деятельность неутилитарной направленности осуществлялась уже в первобытном обществе в ритуальных, бытовых, формах. Предварительной подготовки (обучение, тренировка) к этому виду деятельности не
проводилось. Она сама была направлена на подготовку к трудовым дейс i-виям (охота).
Культура первобытного общества была синкретичной, она не име-Ki четко определенной структуры, все формы деятельности осуществляли^. слитно, нераздельно, за исключением конкретных отрезков времени, когда осуществлялись частные виды деятельности - охота, рисование, изготовление орудий труда, охоты, танцы, пляски. Сам человек, во всех видах деятельности также был синкретичен - он, образно говоря, был «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
|
|
В процессе всех видов деятельности на протяжении многих тысяч лет формировались и развивались потребности в совершенствовании физических качеств, необходимых в охоте, примитивном быте, земледелии и формировании двигательных навыков, в различных видах труда первобытного человека.
Спонтанное, естественное физическое развитие на природном, животном уровне обусловленное потреблением пищи, воды, воздуха, дополнялось воздействием на него трудовых процессов и постепенным увеличением объемов двигательной деятельности неутилитарного характера (игры, пляски, танцы, ритуальные действия). Все эти виды труда и ритуалов «... формировали отношения общей деятельности, взаимной поддержки...» (Н.И. Пономарев. С. 51), другими словами, способствовали не только собственно телесному, но и интеллектуальному развитию, социализации личности. Этому же способствовал процесс изготовления орудий труда.
Человек в своем телесном и интеллектуальном развитии постепенно, на протяжении многих тысяч лет поднимался над окружающей его природой, которая является его средой обитания и над собственной природной «данностью» раскрывая и совершенствуя ее в процессе всей совокупности различных видов деятельности (трудовой, бытовой, ритуальной). Объективные условия его жизни, быта, синкретически формировали, развивали его интеллект, совершенствовали его мыслительные способности.
Природные существа (животные, звери, птицы и т.п.) приспосабливаются, адаптируются к природным условиям, среде обитания. Человек, напротив, по мере своего интеллектуального и физического совершенство-
|
|
вания приспосабливает природу в соответствии с его витальными и духовными потребностями.
j В процессе своего развития на протяжении многих сотен, тысяч лет
он изменяет, исходя из своих потребности, интересов, окружающую его среду обитания, природу, и в то же время совершенствует и свою собственную природную данность, телесную, психическую, интеллектуальную. Идет процесс обогащения опытом предшествующих поколений, осмысливаются связи между вещами и явлениями, возникают попытки определить свое место в окружающей среде обитания, расширяются знания во всех областях, в которых функционирует человек и члены его племени, рода. Конечно, его знания носили эмпирический характер, формировались на основе восприятия и элементарного обобщения практики, но в них уже закладывались и предпосылки возникновения элементов теории.
Животные, обладая психикой, широкими возможностями восприятия окружающей среды с помощью совершенных, более эффективных, чем у человека рецепторов (зрение, слух, обоняние и т.п.) не способны осуществлять деятельность. Для них характерно поведение, в основе которого лежит определенная генетическая программа (у животных одна, у рыб другая, у птиц третья; у хищников одна, у млекопитающих и травоядных другая и т.п.).
Человек же осуществляет деятельность, которая требует разума, размышления, поскольку предполагает постановку цели, задач, средств и методов их решения, форм организации достижения цели.
Постепенно формируется социальный опыт передачи опыта, накапливаются эмпирические знания, способность к познанию. Осмысление и обобщение практической деятельности приводит к развитию познавательной деятельности, что приводит к пониманию зависимости качества результата и деятельности от процесса ее подготовки. «Возможность осознания явления упражняемости как способа развития жизненно необходимых двигательных качеств и навыков находится в прямой зависимости от способности древнего человека к абстрактному мышлению...» (Н.И. Пономарев, 1970. С. 65).