Учебное пособие

Сборник образцов служебных документов,

составляемых сотрудниками ОВД в профессиональной деятельности

г. Ижевск 2015 год

Подготовил:

Преподаватель Цикла тактико-специальной подготовки Центра профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции А.Л. Широбоков

Рецензенты:

1. Начальник Отдела организации применения административного законодательства МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции Е.В. Пониткина.

2. Начальник Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по Удмуртской Республике подполковник полиции Н.Н. Мерзляков.

Главная цель учебного пособия «Сборник образцов служебных документов,

составляемых сотрудниками ОВД в профессиональной деятельности» является овладение комплексом теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющих эффективно анализировать и в полном объеме документировать состав того или иного правонарушения.

В пособие вошли типичные ситуации, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам полиции в своей служебной деятельности.

Для более глубокой проработки рассматриваемых ситуаций, необходимо дополнительно обращаться к учебной, методической и научной литературе. Учебное пособие будет полезно как при подготовке к занятиям, так и для применения в практической деятельности.

Рассмотрено на заседании Цикла тактико-специальной подготовки Центра профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике.

Протокол № 6 от 25.06.2015.

Рекомендовано для использования в учебном процессе.

Оглавление

1.Стилистика составления процессуальных документов∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4стр.

1.1 Проведение личного досмотра, досмотра вещей. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙5стр.

1.2 Изъятие вещей и документов. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7стр.

1.3 Доставление∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8стр.

1.4 Административное задержание∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙9стр.

1.5 Оформление рапорта∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10стр.

1.6 Получение объяснений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙11стр.

1.7Оформление протокола об административном правонарушении∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙15стр.

1.8 Макет ч.1ст.6.24∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙18стр.

1.9 Макет ч.1ст.20.11∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙35стр.

2.0 список литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙40 стр.

1.Стилистика составления процессуальных документов.

В своей деятельности сотрудники полиции вправе применять в отношении граждан меры принуждения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые часто связаны с вторжением в сферу их конституционных прав и свобод[1]. Меры принуждения могут применяться только при наличии для этого законных оснований, а судить о законности, можно только тогда, когда решение об их применении будет объяснено и мотивировано в соответствующем процессуальном документе.

При подготовке документов, разрабатываемых в подразделениях МВД России, необходимо пользоваться правилами оформления, которые изложены в ГОСТ Р 6.30-2003.

Все документы должны отвечать определенным общим требованиям:

1. Процессуальный документ должен соответствовать тому закону, которым предусмотрено его составление (по наименованию, форме, содержанию).

Если в законе указаны реквизиты процессуального документа, их включение в составленный документ обязательно. Соответствие процессуального документа закону предполагает также ссылки на правовые нормы, предусматривающие составление данного документа[2].

2. Содержания процессуального документа должно соответствовать фактическим обстоятельствам.

Это означает, что обстоятельства, имеющие отношение к вопросу, который разрешается данным документом, должны получить в нем отражение[3].

3. Процессуальный документ должен быть логичным, кратким и ясным.

Все вопросы должны излагаться последовательно, чтобы каждое новое положение следовало из предыдущего, или было логически связано с ним, чтобы не встречались противоречия и не вытекающие из текса документа выводы. В нем не должно быть лишних слов. Единообразное написание отдельных наименований, слов и словосочетаний обеспечивают однозначное понимание смысла документа.

4. Лексические и стилистические ошибки. Культура оформления процессуального документа.

Документ должен быть изложен грамотно не только в общепринятом смысле, с соблюдением грамматики и синтаксиса, но и юридически грамотно, т.е. в соответствии с современным уровнем правовых знаний.

4.1. Неправильное использование слов и терминов отдельные термины и профессиональные жаргонные слова бывают, известны лишь узкому кругу лиц определенной профессии, поэтому требуется обязательная расшифровка их в тексте. Использование же разговорных слов и оборотов речи вообще неуместно в официальных документах[4].

4.2. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов. Это стремление придать тексту большую значимость, выразившись «покрасивее», объясняется иноязычными словами[5].

При использовании иностранного слова необходимо знать точно его смысл.

4.3. Текст должен быть написан разборчиво. Недопустимо сокращение слов[6], а также исправления и помарки.

Общим правилом является требования указывать в документе:

1) Кто (какой орган, должностное лицо) его составил, место, время процессуального действия, данные о лицах, участвующих в его производстве, содержании процессуального действия в том порядке и посредственности, в каких оно осуществлялось, заявление, сделанные участниками;

2) Документ подписывается лицами, участвующими в производстве соответствующего действия. Все внесенные изменения, дополнения и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа правонарушителя подписать протокол, сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями понятых.

Лицу, отказавшемуся подписать документ, должны быть представлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный документ.

Если гражданин в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление лица с … этого документа производится в присутствии понятых, которые подтверждают своими подписями содержание текста и факт невозможности его подписания.

1.1 Проведение личного досмотра, досмотра вещей.

В русском языке досмотр означает проверочный осмотр, и личный досмотр можно понимать как проверочный осмотр физического лица.

Досмотр – это одна из мер административного принуждения, которая широко применяется полицией в правоприменительной практике.

В настоящее время сотрудник полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством, личный досмотр граждан и находящихся при них вещей при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. При обнаружении вышеуказанных предметов, сотрудники полиции имеют право изъять их, если отсутствуют законные основания для их ношения или хранения.

Кроме того, сотрудники полиции имеют право принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

В соответствии со ст. 27.7, п. 1 ст. 27.2, п.1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[7] личный досмотр осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола.

Необходимо отметить, что в п. 266 «Устава патрульно-постовой службы» в зависимости от складывающихся обстоятельств, закреплен наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, который проводится немедленно или в наиболее удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Наружный досмотр отличается от личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, урегулированных ст. 27.7 КоАП, тем, что при наружном досмотре отсутствуют понятые, и он может проводиться должностным лицом полиции любого пола, а не обязательно одного пола с доставляемым. Основное назначение личного досмотра – обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в период препровождения доставляемого лица к месту составления протокола об административном правонарушении.

Типичные ситуации проведения личного досмотра:

− когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

− при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде подозреваемого в совершении административного правонарушения лица или его вещах;

− когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее правонарушение;

− когда имеются показания технических средств контроля;

− когда досмотр прямо предусмотрен законодательством Российской Федерации[8].

Личному досмотру может быть подвержен как непосредственно правонарушитель, так и лицо, подозреваемое в совершении либо в соучастии совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 27.7 КоАП о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.

В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей с применением фото- и киносъемки, видеозаписи и т.д., прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа от подписи, в протоколе делается соответствующая запись.

1.2 Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения административного правонарушения, документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, а так же находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, и соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 КоАП, производится в присутствии двух понятых (ст. 27.10 КоАП).

В соответствии со ст. 27.10 КоАП об изъятии вещей и документов составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения делается запись в протоколе об административном правонарушении.

В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, виде, количестве, иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, виде и количестве боевых припасов.

В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации доказательств. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

1.3 Доставление

В соответствии со ст. 27.2 КоАП под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствие со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (полиция). Кроме того при административных правонарушениях, по делам о которых в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях составляет полиция, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Доставление осуществляется в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления, сельского поселения.

Срок доставления не регламентирован, но должен быть осуществлен в возможно короткий срок.

О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

1.4 Административное задержание

Административное задержание регулируется главным образом КоАП. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении[9].

Основания административного задержания идентичны основаниям доставления. Кроме этого сотрудники вневедомственной охраны при органах внутренних дел имеют право осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба, охраняемым ими объекту или вещам, либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.

Административно-задержанные помещаются в помещения для задержанных лиц[10].

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кротчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Если административному задержанию подвергнуто несовершеннолетнее лицо, то необходимо незамедлительно уведомить его родителей или иных законных представителей.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, который предусмотрен ст. 27.4 КоАП.

В протоколе об административном задержании указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего данный протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

В случае если задержанное лицо отказывается подписывать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному к лицу по его просьбе[11].

Срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением следующих случаев:

1.Если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

2.Если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания, административный арест.

Данные категории граждан могут быть подвергнуты задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП, а лица находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Необходимо отметить, что не подлежат административному задержанию депутаты всех уровней, прокуроры, судьи, иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел.

1.5 Оформление рапорта

Рапорт – это служебное сообщение, донесение, доклад младшего по званию старшему военному начальнику[12].

Все сотрудники полиции, при письменном обращении к начальнику, должны оформлять данное обращение рапортом, независимо, что оно содержит: элементы заявления, предложения или жалобы. В форме рапорта также может представляться отчет о проделанной работе, либо о совершенных действиях.

Рапорт должен содержать сведения о лице, которому он подается. Рапорт, содержащий информацию служебного характера, адресуется только начальнику органа внутренних дел. Информацию в рапорте излагается в свободной форме.

Как правило, рапорт состоит из трех частей: лаконичного введения, основной части и краткого заключения.

Рапорт, адресованный начальнику, следует начинать рекомендуемыми формулированиями: «прошу Вас…» либо «докладываю Вам…».

Другие формулировки не допустимы.

В основной части излагается существо обстоятельства (проблемы). Важно, чтобы аргументация осуществлялась последовательно, полно, без повторов и нарушения логической связи.

Заканчиваться рапорт должен сведениями о лице, его написавшем (должность, звание, фамилия и инициалы), а также указывается дата составления рапорта и подписывается лицом, который его составил.

Отдельно необходимо останавливаться на недостатках, которые встречаются в практической деятельности.

Ряд сотрудников при оформлении рапорта по факту нарушения допускают максимальное сокращение описания произошедшего события. Это негативное обстоятельство приводит к тому, что лицо, принимающее решение по делу, не может в полном объеме представить всю обстановку совершенного правонарушения, степень общественной опасности деяния, что в свою очередь отражается на необоснованном ослаблении ответственности правонарушителя.

В связи с этим, при написании рапорта о выявленном правонарушении и проделанной работе рекомендуется достаточно подробно излагать всю информацию о правонарушителях, его и своих действиях, обстановке происшествия и т.п.

Рекомендуемая информация, содержащаяся в рапорте:

1. Дата (число, месяц, год и время);

2. Обстоятельства:

- при несении службы по охране общественного порядка;

- при проведении рейдовых мероприятий или выполнении указаний должностных лиц;

3. Место несения службы (указывается пост, маршрут);

4. Совместно с кем осуществлялось несение службы[13];

5. Место обнаружения правонарушения с привязкой к местности;

6. Кем оно допущено[14];

7. Фабула совершения правонарушения;

8. Отношение правонарушителя к содеянному и реакция на законные требования сотрудников полиции (агрессивность, дерзость, неповиновение, оскорбления и т.п.). Применялось ли физическая сила и специальные средства, а если применялись то какие именно и результаты их применения;

9. Куда нарушитель доставлен и кому передан (должность, звание, фамилия с инициалами);

10. Установленные данные свидетелей и очевидцев правонарушения;

11. Список материалов, приложенных к рапорту.

По окончании рапорта указывается должность и данные лица, составившего указанный документ и дата составления.

1.7 Получение объяснений

Объяснение – это письменное или устное изложение в оправдание чего ни будь[15].

В соответствии со ст. 26.3 КоАП объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются на отдельном бланке и приобщаются к делу.

Поскольку не всегда протоколы составляются на месте правонарушения, а очевидцы и свидетели иногда не имеют возможности проследовать в ОВД, в таких случаях у них отбираются объяснения на месте происшествия на стандартный, заранее подготовленный бланк объяснения или на чистый лист бумаги в произвольной форме, но с указанием всех необходимых данных.

Объяснение – это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику полиции в ответ на его вопросы по поводу каких – либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если необходимо получить объяснение в письменной форме, то гражданин может написать его собственноручно. Если же объяснение записывается сотрудниками полиции со слов гражданина, то необходимо дать прочитать его гражданину, либо вслух прочитать самому. Объяснение подписывается опрашиваемым, а так же лицом, его получившим и в соответствии с п. 2 ст. 26.2 КоАП является доказательством по делу об административном правонарушении.

В своей повседневной деятельности сотрудники полиции получают объяснения у потерпевших, свидетелей, правонарушителей.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 25.6 КоАП, может быть опрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства дела, подлежащие установлению. В качестве свидетеля могут быть опрошены потерпевший, законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) лица, привлекаемого к административной ответственности, либо потерпевшего, если они являются несовершеннолетними, либо лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. В качестве свидетелей могут быть опрошены лица, не достигшие 14-летнего возраста, но в этом случае при опросе должны присутствовать педагог или психолог, а при необходимости родители, либо лица, их замещающие. В качестве свидетеля могут быть опрошены сотрудники полиции или другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали правонарушителя, либо совершили иные процессуально значимые действия.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель обязан так же сообщить об источниках получения информации, обстоятельствах, которые он сам не воспринимал. Однако, в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации он имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков). Он вправе давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП[16].

Понятые могут быть опрошены об обстоятельствах производства личного досмотра, досмотра вещей и документов, иных действий, при производстве которых они присутствовали.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано, но имеет право давать объяснение, поэтому сотрудники полиции должны всегда предоставлять ему эту возможность.

В обязательном порядке мы его должны ознакомить со ст. 51 Конституции Российской Федерации о том, что он имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков), а так же со ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что он имеет право на защиту.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При процессуальном оформлении объяснения в нем необходимо указывать: место оформления объяснения (населенный пункт); дату, должность, звание, фамилию и инициалы лица, получившего объяснение; фамилию, имя, отчество, дату и место рождения опрашиваемого; адрес и место его работы (учебы), должность; номера домашнего и служебного телефона; данные паспорта (серия, номер, когда и кем выдан) или другого документа, удостоверяющего личность опрашиваемого лица.

Объяснение следует начинать со слов: «По существу заданных мне вопросов могу сказать (пояснить) следующее».

Текст объяснения пишется всегда от первого лица, например: «Я увидел», «Я сказал», «Я ездил».

При получении объяснения необходимо его записывать такими словами и оборотами, которые употребляет опрашиваемый, исключая, естественно, нецензурные выражения.

Объяснение может быть записано в форме свободного изложения опрашиваемым событий и фактов, в форме вопросов, задаваемых сотрудником полиции и ответов опрашиваемого, а также в смешанной форме, когда свободное изложение событий и фактов прерывается уточняющими вопросами сотрудника полиции.

Опрашиваемый должен подписать каждую страницу текста. Исправления, зачеркивания слов оговариваются подписью опрашиваемого рядом или в конце объяснения[17].

В конце объяснения, перед подписью опрашиваемого, необходимо написать: «С моих слов записано верно и мною прочитано». Если опрашиваемый по каким-либо причинам не смог сам прочитать текст объяснения, то заключительную запись необходимо изложить в следующей форме: «С моих слов записано верно и мне прочитано вслух, замечаний и дополнений не имею».

В отдельных случаях опрашиваемый изъявляет желание лично написать объяснение, тогда оно должно заканчиваться записью: «Записано собственноручно верно».

Если опрашиваемый сам не в состоянии подписать объяснение[18], тогда сотрудник полиции должен пригласить двух понятых и сделать следующую запись: «Записано с моих слов верно и мною прочитано, что удостоверяется понятыми»:

1) Жуков Сергей Петрович, 1963 года рождения, проживающий: г. Ижевск, ул. Баранова, дом 2, кв. 69. Подпись.

2) Жданова Ксения Ивановна, 1968 года рождения, проживающая: г. Ижевск, ул. Баранова, дом 2, кв. 68. Подпись.

В заключении объяснение подписывается сотрудником полиции, его отобравшим.

Поскольку в административном кодексе не даны образцы объяснений, мы рекомендуем, чтобы в каждом объяснении, отбираемом сотрудниками полиции от граждан, присутствовала следующая информация:

1. отметка о разъяснении прав, обязанностей и ответственности лица, дающего объяснение;

2. дата (число, месяц, год, время) и место противоправного события;

3. обстоятельства, при которых гражданин стал свидетелем или очевидцем происшествия (совершил правонарушение и т.п.);

4. какое именно правонарушение произошло;

5. в чем оно выражалось (описать объективную сторону правонарушения);

6. в отношении кого было допущено правонарушение, т.е. пострадавшего, с указанием Ф.И.О., других данных, или описать внешность;

7. кем совершено правонарушение (Ф.И.О. лица, его совершившего, другие его данные, или описание внешности по признакам словесного портрета с приметами в т.ч. и особыми);

8. какие для пострадавшего наступили последствия (ущерб);

9. кто еще явился свидетелем или очевидцем происшествия;

10. другие сведения по данному факту.

Объяснение, записанное сотрудником полиции, должно быть прочитано лицом, его давшим с отметкой о точности записи, наличии замечаний и дополнений.

В конце указывается: должность, звание сотрудника, фамилия, инициалы получившего объяснение и его личная подпись, а так же дата написания.

1.8 Оформление протокола об административном правонарушении

Протокол:

а) Документ, который удостоверяет какой-нибудь факт.

б) Акт о нарушении общественного порядка[19].

В соответствии со ст. 28.2 КоАП о совершенном правонарушении составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 28.4, ст. 28.6 КоАП. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, когда протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, осуществляются: экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат – проводится административное расследование.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления незамедлительно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении отправляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе необходимо сделать отметку, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, ознакомлено со своими правами и обязанностями.

Кроме этого в протоколе необходимо указать место (конкретный адрес) и время рассмотрения правонарушения.

Необходимо также перечислить все документы и вещественные доказательства, другие изъятые предметы и вещества, прилагаемые к протоколу.

Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, совершавшим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан так же и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Бланки протоколов об административных правонарушениях считаются документом строгой отчетности и изготовляются по заказам органов внутренних дел Российской Федерации. Как правило, они имеют серию, порядковый номер и код региона.

Заполнение бланков рекомендуется производить шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета).

При изложении содержания правонарушения некоторые сотрудники полиции в фабулу пишут свои действия, например: «мною был задержан гражданин», что недопустимо. Необходимо описывать только деяния правонарушителя, и только те, которые имеют непосредственное отношение к данному правонарушению. Также необходимо обозначить смягчающие или отягчающие вину обстоятельства.

Иногда сотрудники полиции неточно указывают место совершения правонарушения. Необходимо очень точно его указать, например, «возле дома № 15 по улице Ленина», «на перекрестке ул. М.Горького и Советской», «в трамвае маршрута № 4 между остановками «магазин «Океан»» и «переулок Широкий» по направлению в центр» и т.п.

Составленные протоколы и другие материалы об административном правонарушении в течение суток необходимо регистрировать в журнале учета производства по делам об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, оформленные небрежно, с нарушением требований КоАП, нормативных актов МВД РФ, не проверенные по ИЦ МВД и по данным РАБ, рекомендуется к регистрации не принимать, а возвращать их для доработки в подразделения органа внутренних дел (должностному лицу), представившему указанные материалы.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в следующих случаях:

1. составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

2. неправильное составление протокола;

3. неправильное оформление других материалов дела;

4. неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Таким образом, в первой части данного учебного пособия мы рассмотрели теоритическую часть рекомендуемого составления документов сотрудниками органов внутренних дел. Во второй части – мы представим несколько макетов административных дел и бланки процессуальных документов.

МАКЕТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: