Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий» в курсе русского языка 6 класса предполагает:
1. Учебно-организационные: | 2. Учебно-информационные: | 3. Учебно-логические: | 4. Учебно-коммуникативные: |
· ставить учебную задачу; · понимать последовательность действий; · сравнивать полученные результаты с учебной задачей; · оценивать свою деятельность и деятельность других; · правильно оформлять и вести тетрадь. | · работать с учебником и дополнительной литературой; · различать повествование, описание, рассуждение; · составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; · осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом; · владеть различными видами пересказа. | · выделять главное; · составлять простой план; · сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; · давать определение по существенным признакам; · высказывать суждения, подтверждать их фактами; · обобщать, подытоживать информацию. | · высказывать суждения; · задавать уточняющие вопросы; · слушать друг друга; · распределять работу при совместной деятельности; · участвовать в учебном диалоге; · организовывать работу в группе. |
Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» является основой учебного предмета «Русский язык». Т.е. планируемые результаты освоения данной междисциплинарной программы, которые формируются целым комплексом учебных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящие в содержание учебного предмета «Русский язык».
|
|
Класс (возраст) | Возрастные психологические особенности | Умения смыслового чтения |
6 класс (11-12 лет) | У шестиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 6-го класса. Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Способность к саморегуляции. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный). | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного · ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; уметь сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; · находить необходимую единицу информации в тексте; Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации · структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания; · интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. |
Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предполагает одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность [6].
|
|
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО МОУ СОШ№000 являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Приложение 3