Отмыть «замаранные руки»

И не могли масоны в ходе своих рассуждений обойти и самую больную тогда для русских тему крепостного права.То, что это зло, признавали все каменщики, но вот как с этим злом бороться, оставалось не вполне ясным. Популярными были разговоры о необходимости смягчения крепостнических порядков. Масон Семен Гамалея, прославившийся тем, что однажды отказался принять в награду триста душ крепостных (заявив, что, не разобравшись с собственной душой, не может взять на себя ответственность за сотни других), рассуждал, например, так: "Может быть, кто скажет: они родились, чтоб служить. Так, любимые братья, они родились, чтобы тебе служить; а ты для того родился, чтобы им служить". Прегрешения крепостных, продолжал Гамалея, есть следствие прегрешений их хозяев и только.

Вместе с тем большинство масонов еще не могло принять идею освобождения крестьян. Причиной этого стало опасение, что общество (как верхи, так и низы) к этому историческому шагу, еще не-готово. Современники восстания Пугачева находились под впечатлением той неимоверной жестокости, что продемонстрировали и мятежники, и сама власть. Мы сами виноваты в дурном характере и воспитании крестьян, признавал масон Степанов. "Замаранными руками едва ли можно кого очистить, но должно прежде свои руки вымыть, - настаивало он, - Едва (крепостной) выходит на свободу, как встречают его или корыстолюбие, или зависть". Схожие взгляды отстаивал масон Федор Глинка, писавший: "Наши крепостные дворовые люди похожи на канареек; в клетках они зародились; в клетках воспитались; выпустите их на волю (разумеется, без предварительного приготовления), они не найдут, где и как добыть себе хлеба, и многие пропадут с голоду и холоду". Получалось, что, прежде чем отпустить на свободу крепостных, предстоит еще немало потрудиться: отмыть "замаранные руки" хозяина и перевоспитать раба - будущего свободного гражданина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: