2.1. Оратор в деловой речи. Качества участников деловой беседы:
- эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека,
- инициативность, склонность к активной деятельности,
- конкретность, отказ от общих рассуждений.
2.2. Качества, недопустимые для участников деловой беседы:
нежелание говорить и действовать напрямую, открыто.
2 .3. Параметры характеристики аудитории:
объективные – наличие запроса на информацию,
субъективные – отношение к мыслям оратора, интеллектуальная характеристика, демографическая характеристика.
2.4. Виды слушания:
- рефлексивное (предполагает обратную связь с говорящими; активное вмешательство, стремление помочь в создании благоприятных условий общения).
- нерефлексивное (умение «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями).
Подготовка речи и публичное выступление.
3.1. Риторический канон:
- инвенция («изобретение» - выбор темы, предмета мысли). Последовательность действий в инвенции: выбор темы, сбор материалов, мысленная основа речи, позиция автора.
- диспозиция (композиция речи), составление плана, выбор жанра, модели и схемы.
- элокуция (словесное создание текста, выбор слова, выразительных средств языка),
- акция (звуковая инструментовка речи, произнесение).
3.2. Акция (действие) как раздел риторики состоит из:
приёмов интонирования, постановки голоса, мимики, жестов, сценического движения
3.3. Акция (действие) как раздел риторики не состоит из: набора языковых средств для выражения замысла.
Приёмы привлечения внимания в начале речи
-использование образа, символа, аллегории,
-рассказ истории, сообщение потрясающего факта,
-переход сразу к изложению дела,
-прямое выражение своих чувств по поводу излагаемого вопроса.
3.4. Заканчивая выступление, следует:
Повторять основные этапы развития темы, чтобы она предстала в целом, а не по частям
заострять проблему, чтобы усилить впечатление от речи,
благодарить за внимание,
3.5. Заканчивая выступление, не следует:
Извиняться («Я вижу, что несколько утомил вас»)
Типы связи слов и предложений в тексте.
4.1. Связь предложений в тексте осуществляется при помощи:
антонимов,
союзов и лексического повтора,
местоимений и лексического повтора,
частицыи т.д.
4.2. Способы построения текста:
-индуктивный (от частного к общему),
-дедуктивный (от общего к частному),
-исторический (согласно хронологии),
-концентрический (возвращаясь),
-ступенчатый (составные части),
-по аналогии (через похожее явление).