- Речевое событие (протекающий в контексте речевой ситуации дискурс; включает 2 основных компонента: 1) словесную речь, 2) условия, обстановку общения, речевую ситуацию – место, время, адресат),
-речевое взаимодействие (речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и речевая реакция адресата на речь субъекта), состоит из следующих этапов: внутренний план высказывания; порождение, структурирование высказывания; говорение (повествует, рассуждает, описывает) – творение звучащей речи; использование вербальных средств общения,
- речевая деятельность,
- речевая ситуация (условия, в которых происходит речевое общение),
- речевое поведение,
Принципы организации вербального взаимодействия.
Х.П. Грайс и Дж. Н. Лич выдвинули ведущие принципы коммуникации – кооперации и вежливости.
Принцип кооперации состоит из максим:
- максимы количества (излагай полно),
- максимы качества (говори правду),
- максимы отношения(говори по делу),
- максимы способа (говори ясно).
|
|
Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим:
- максима такта (соблюдай интересы другого) – граница личной сферы: не следует затрагивать тем, потенциально опасных;
- максима великодушия (не затрудняй других) – предохраняет собеседника от доминирования в ходе коммуникативного акта;
- максима одобрения (не хули других) – позитивность в оценке других (не судите. Да не судимы будете);
- максима скромности (отстраняй от себя похвалы) – реалистическая, по возможности объективная самооценка;
- максима согласия (избегай возражений) – отказ от конфликтных ситуаций во имя решения более серьёзной задачи;
-максима симпатии (выказывай доброжелательность) – благожелательности, которая создаёт благоприятный фон для перспективного разговора.