Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения

- Речевое событие (протекающий в контексте речевой ситуации дискурс; включает 2 основных компонента: 1) словесную речь, 2) условия, обстановку общения, речевую ситуацию – место, время, адресат),

-речевое взаимодействие (речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и речевая реакция адресата на речь субъекта), состоит из следующих этапов: внутренний план высказывания; порождение, структурирование высказывания; говорение (повествует, рассуждает, описывает) – творение звучащей речи; использование вербальных средств общения,

- речевая деятельность,

- речевая ситуация (условия, в которых происходит речевое общение),

- речевое поведение,

Принципы организации вербального взаимодействия.

Х.П. Грайс и Дж. Н. Лич выдвинули ведущие принципы коммуникации – кооперации и вежливости.

Принцип кооперации состоит из максим:

- максимы количества (излагай полно),

- максимы качества (говори правду),

- максимы отношения(говори по делу),

- максимы способа (говори ясно).

Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим:

- максима такта (соблюдай интересы другого) – граница личной сферы: не следует затрагивать тем, потенциально опасных;

- максима великодушия (не затрудняй других) – предохраняет собеседника от доминирования в ходе коммуникативного акта;

- максима одобрения (не хули других) – позитивность в оценке других (не судите. Да не судимы будете);

- максима скромности (отстраняй от себя похвалы) – реалистическая, по возможности объективная самооценка;

- максима согласия (избегай возражений) – отказ от конфликтных ситуаций во имя решения более серьёзной задачи;

-максима симпатии (выказывай доброжелательность) – благожелательности, которая создаёт благоприятный фон для перспективного разговора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: