Организация питания детей старше года

Одним из факторов, способствующих нормализации нервных процессов у детей, является правильно организованный режим дня, в том числе режим кормления. Режимы дня, а следовательно, и режимы кормления детей в этих группах устанавливаются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».Для выполнения режимов в группах детей первых трех лет жизни следует придерживаться такого комплектования:

1- я группа — дети в возрасте от 2—3 месяцев до 1 года или 1 года 2 месяцев. 2- я группа — дети в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет. Соответственно возрасту детей в группах устанавливаются либо три, либо два режима. Дети от 3 до 7 лет объединяются либо в две самостоятельные группы (от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет), либо в одну группу с тремя режимами. При организации режима прежде всего следует стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для сна и бодрствования детей. Режим в группах должен быть построен так, чтобы время сна и кормления детей различных возрастных подгрупп не совпадало. Для этого помещение групп должно состоять из двух комнат (игровой и спальни).

На первом году жизни приступать к кормлению детей следует сразу же по мере пробуждения каждого ребенка, не дожидаясь, когда проснутся все дети. Дети первого года жизни (и особенно первых 6—8 месяцев) требуют помощи при кормлении, поднимать их после сна нужно в таком количестве, которое может обслужить взрослый человек одномоментно (не более 1-3 детей).

Процесс кормления детей, умеющих самостоятельно есть, нужно организовывать так, чтобы они не ждали пищу. Кормят небольшими группами, усадив за стол по 3—4 ребенка. Как только съедено первое блюдо, следует сразу же подать второе и т. д. После окончания еды ребенок должен встать из-за стола, не дожидаясь остальных детей. Процесс кормления детей должен способствовать и воспитательным целям. Детям следует прививать различные умения и культурно-гигиенические навыки: с 6—7 месяцев ребенка приучать пить из чашки, придерживая ее вместе с малышом; с 8—9 месяцев учить откусывать хлеб; к концу года — самостоятельно есть густую пищу; к 1,5 годам — самостоятельно и аккуратно есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом и т. д. Поза детей во время еды должна быть удобной, мебель соответствовать росту детей. Обстановка в столовой во время завтрака, обеда, ужина должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать детей от еды. Воспитатель обращает внимание детей на приятный вкус и красивое оформление блюда. Ребенок должен есть сам, без принуждения. Если дети испытывают жажду, им нужно предложить небольшое количество воды. Для повышения аппетита и хорошего усвоения пищи надо следить за тем, чтобы прогулка и игры перед едой были спокойными, не возбуждали детей. Длительные прогулки, энергичные подвижные игры перед обедом и ужином резко снижают выделение пищеварительных соков.

2. Белки. Белки представляют собой важнейшую составную часть пищи. Недостаточность белков в питания является одной из причин повышенной восприимчивости организма к инфекционным заболеваниям. При недостаточном количестве белков снижается кроветворение, задерживается развитие растущего организма, нарушается деятельность нервной системы, печени и других органов, замедляется восстановление клеток после тяжелых заболеваний. Избыток белков в рационе также может принести вред организму.

Жиры. Жиры представляют собой готовый «горючий» материал, который снабжает организм энергией. Жиры необходимы для обеспечения нормального усвоения организмом белков, некоторых минерал, солей, а также жирорастворимых витаминов. Наличие жиров в пище придает различным блюдам высокие вкусовые качества, способствует возбуждению аппетита, имеющего важнейшее значение для нормального пищеварения.

3. Углеводы. Свыше половины энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности, организм человека получает с углеводами. Они содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения. Большое количество углеводов в виде крахмала содержится в хлебе, крупах, картофеле, а в виде сахаров — в сахаре, кондитерских изделиях, сладких сортах плодов и ягод. Углеводы имеют исключительно важное значение для деятельности мышц, нервной системы, сердца, печени и других органов. Углеводы играют определенную роль в процессах обмена веществ. Они необходимы для нормального усвоения организмом жиров. Но избыточное поступление сахара в сочетании с общим высококалорийным питанием может привести к ожирению, раннему развитию атеросклероза и снижению работоспособности.

Углеводы необходимы для детей, т. к. они являются хорошим источником энергии. Особо важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, которые содержатся в ягодах, фруктах и продуктах их переработки, в молоке содержится незаменимый для детей углевод — лактоза. Однако следует помнить и об отрицательном влиянии избыточного поступления углеводов (выше физиологических норм) на детский организм, что проявляется в нарушении обмена, снижении устойчивости к заболеваниям, ожирении.

4. Почему для питания ребенка нужны витамины?

Детский организм быстро растет и развивается, поэтому важно, чтобы питание ребенка было разнообразным и содержало все необходимые витамины и микроэлементы, необходимые для правильной регуляции биохимических процессов. Витамины и минералы просто необходимы ребенку. Они поддерживают иммунную систему, оказывают влияние на работу внутренних органов и развитие мозга.

Отсутствие какого-либо из витаминов в пище ведет к недостаточному образованию в организме жизненно важных ферментов и, как следствие, к специфическому нарушению обмена веществ. Поэтому грамотно подобранный и сбалансированный витаминно-минеральный комплекс особенно важен для здоровья и нормального роста ребенка. Больше всего витаминов в сезонных овощах и фруктах. Мандарины, хурма, гранаты, фейхоа, которые созревают осенью, к зиме еще не успевают растерять своих полезных качеств. Они содержат много аскорбиновой кислоты, необходимой для работы иммунной системы. Вот почему в холодное время года специалисты советуют почаще выбирать для малыша именно эти фрукты, а не только традиционные яблоки и бананы.

5. Витамин А. Он содержится только в продуктах животного происхождения. В чистом виде это кристаллическое вещество светло-желтого цвета, хорошо растворяется в жире. Неустойчив к действию кислот, ультрафиолету, кислороду воздуха.

Растительные пигменты каротиноиды играют роль провитамина А. Каротиноиды (от латинского carota — морковь) относятся к углеводородным соединениям, которые в растениях обычно связаны с белками. Превращение каротина в витамин А происходит в стенке тонких кишок и в печени.

Физиологическое значение витамина А. Витамин А оказывает влияние на развитие молодых организмов, состояние эпителиальной ткани, на процессы роста и формирования скелета, ночное зрение. Так, адаптация зрения к условиям различной освещенности длится около 8 минут при нормальных запасах витамина А и 30—40 минут — при уменьшении их наполовину. Витамин А участвует в нормализации состояния и функции биологических мембран.

В сочетании с витамином С он вызывает уменьшение липоидных отложений в стенках сосудов и снижение содержания холестерина в сыворотке крови.

Особенно витамин А нужен щитовидной железе, печени и надпочечникам. Он один из витаминов, сохраняющих молодость. Например, он продлевает жизнь подопытным животным.

Особенно много витамина А в печени морских животных. Вот почему препараты из печени этих животных (например, «катрэкс» — из печени черноморской акулы катрана) очень ценны.

Витамин А нужен ушам. Его нехватка может привести к ушным инфекциям и отразиться на механизме слуха. Его с большим успехом применяют в аллергической терапии. Установлено, что приступ сенной лихорадки можно полностью отразить принятием 150000 ME витамина А. Зарубежные врачи называют его «первой линией обороны от болезней», так как целостность покровов и эпителия внутри тела, нормальная их работа — первое условие здоровья. Вообще проблема дефицита витамина А остро стоит во всем мире. Запасы витамина А могут в печени составлять резерв 500-дневной потребности. Они откладываются в печени в форме эфира высших жирных кислот: олеиновой, пальмитиновой и стеариновой, и, возможно по этой причине, несмотря на столь высокие запасы, не наблюдается явлений гапервитаминоза. Заметим, что витамин А накапливается в печени из каротина, но не из витаминной диеты. Среди сельского населения острова Ява, питающегося неполированным рисом, зелеными овощами и фруктами, не наблюдается признаков нехватки витамина А. Наоборот, установлено, что снабжение витамином А достаточно полноценно, хотя их пища не содержит молока, масла и почти лишена яиц.

Потребность в витамине А составляет 1,5 мг/сутки, что равняется приблизительно 5000 ME (1 ME=0,3 мг), причем не менее 1/3 потребности должно быть удовлетворено за счет самого витамина А, а 2/3 — за счет в-каротина.

Разрушает его кислород воздуха, кислоты, ультрафиолетовые лучи. Прогоркание жиров ведет к разрушению витамина А. Важнейшие источники витамина А: печень, сливочное масло, сливки, сыр, яичный желток, рыбий жир. При тепловой обработке витамин А значительно разрушается.

6. Витамин Д. Известны около семи веществ, обладающих антирахитической активностью, из которых витамин Д наиважнейший. При действии на кожу ультрафиолетовых лучей образуется холекальциферол (витамин Д3) из своего провитамина, содержание которого особенно высоко в коже, обладающей высокой витаминной активностью.

Физиологическое значение. Витамин Д нормализует всасывание из кишечника солей кальция и фосфора, способствует отложению в костях фосфора и фосфата кальция (то есть укрепляет зубы) и препятствует заболеванию рахитом. Имеются также указания на роль витамина Д в определении ряда свойств мембран клетки и субклеточных структур, в частности их проницаемости для ионов кальция и других катионов.

Суточная потребность в витамине Д взрослых людей, детей старше 3 лет, составляет 100 ME, детей до 3 лет — 400 ME. Высокое содержание витамина Д — в зародышах зерновых, зеленых листьях, пивных дрожжах, рыбьем жире. Богаты им яйца, сливочное масло, молоко. Провитамин Д содержится в белокочанной капусте и в небольшом количестве — в моркови. Применение с лечебной целью, а также в качестве профилактики витамина Д требует предосторожности: они токсичны.

7. Витамин Е. Другое название витамина Е — токоферол. По биологическому действию токоферолы делятся на вещества витаминной и антиокислительной активности. Физиологическое значение. Оно заключается в его антитоксическом действии на внутриклеточные липидные (жиры). Окисление внутриклеточных липидов обусловливает образование токсических для клетки веществ из расщепленных ненасыщенных жирных кислот. Они могут привести к нарушению функции клетки и затем к ее гибели. Эти токсические вещества подавляют действие ферментов и витаминов. Витамин Е тесно связан с состоянием и функцией биологических мембран, а также препятствует разрушению эритроцитов. Важнейшим свойством токоферолов является их способность повышать накопление во внутренних органах жирорастворимых витаминов, особенно А.

Токоферолы способствуют активизации процессов синтеза АТФ. Установлена тесная связь токоферолов с функцией и состоянием эндокринных систем, особенно половых желез, гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. Они принимают участие в обмене белка. Достаточный уровень токоферолов способствует развитию мышц и нормализует мышечную деятельность, предотвращая развитие мышечной слабости и утомления. Эта способность широко используется в спортивной медицине как средство нормализации мышечной деятельности в период «ударных» тренировок. Суточная потребность взрослых в витамине Е примерно 12—15 мг. Им богаты растительные масла, зародыши злаков, зеленые овощи.

8. Витамин К. К витаминам группы К относятся природные вещества — витамин K1 (филлохинон) и витамин К2 (мелахинон). Свое название витамин К получил от слова «коагуляция» (свертываемость).

Физиологическое значение. Эти витамины участвуют в процессах свертывания крови. Также проявляют анаболитическое действие путем участия в продукции АТФ, что важно в нормальном энергообеспечении организма. Вообще в витамине К нуждается каждая клетка организма, поскольку он имеет большое значение для сохранения структурных, функциональных свойств клеточных мембран и органелл.

У взрослых витамин К синтезируется микрофлорой кишечника (до 1,5 мг в сутки), поэтому у них возможны вторичные авитаминозы витамина К в кишечнике или вследствие прекращения его синтеза микрофлорой. Наиболее частой причиной авитаминоза К являются болезни печени. Витамин К содержится в зеленых листьях салата, капусты, крапивы, люцерне.

9. Какие явления наблюдаются при недостатке витамина А.

Витамин А - растворяется в жире, разрушается при высокой температуре. При кулинарной обработке витамин А разрушается в небольшом количестве; он откладывается в организме про запас и расходуется по мере надобности. При недостатке этого витамина нарушается прежде всего зрение, развивается так называемая куриная слепота (человек быстро теряет способность видеть в темноте).

Отмечаются также различные расстройства желудочно-кишечного тракта (поносы, плохое переваривание пищи и др.), сухость кожи и слизистых оболочек, задержка роста у детей, воспалительные заболевания лоханок, миндалин и др. Обеспечение потребностей в витамине А во многом зависит от провитамина (каротин), который в большом количестве содержится в моркови (витамин лучше усваивается, когда свежий морковный сок пьют с молоком), щавеле, зеленом луке, красных помидорах, абрикосах, красном перце, зеленом горошке, листьях свеклы, брюссельской капусте, сельдерее, мандаринах, яблоках, сливах, манго, ананасах. Из животных источников можно использовать: рыбий жир, говяжью печень, яичный желток, молоко, сливочное масло, сыр.

10. Какое значение имеет витамин С.

РОЛЬ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ. По-видимому, физиологическое значение витамина С теснейшим образом связано с его окислительно-восстановительными свойствами. Возможно, что этим следует оъяснить и изменения в углеводном обмене при скорбуте, заключающиеся в постепенном исчезновением гликогена из печени и вначале повышенном, а затем пониженном содержании сахара в крови. В результате расстройства углеводного обмена при экспериментальном скорбуте наблюдается усиление процесса распада мышечного белка и появление креатина в моче. Большое значение имеет витамин С для образования коллагенов и функции соединительной ткани. Витамин С играет роль в гидроксилировании и окисления гормонов коры надпо­чечников. Нарушение в превращениях тирозина, наблюдаемое при цинге,также указывает на важную роль витамина С в окислительных процессах. Дефицит витамина С. Наиболее частой причиной недостаточности витамина С является недостаточное потребление свежих овощей и фруктов, а также длительная термическая обработка продуктов питания. Абсолютный дефицит витамина С известен под названием цинга (скорбут, болезнь Меллера — Барлоу). Витамин С в организме участвует в реакциях биосинтеза и сборки волокон коллагена, входящего в состав соединительной ткани и стенок сосудов. В следствии недостатка витамина С, синтез коллагена нарушается. Классическими симптомами цинги являются кровоизлияния в органы и ткани (как следствие хрупкости стенок сосудов). Наиболее часто кровотечения наблюдаются на уровне десен, кожи и подкожной клетчатки, суставов. Также нарушается рост и развитие костной и хрящевой ткани у детей, вследствии чего развивается так называемый скорбутный рахит. При цинге характерно развитие анемии в следствии недостаточности абсорбции фолиевой кислоты и железа на уровне кишечника (витамин С облегчает всасывание этих элементов).

11. .Значение витамина P.

Витамин Р – (рутин, цитрин, катехины, гесперидин и др.) это комплекс соединений, называемых биофлавоноидами. Эти водорастворимые вещества растительного происхождения очень важны для нашего здоровья. Чаще всего, когда говорят о витамине Р, имеют в виду цитрин и рутин. Когда флавоноиды попадают в организм человека, они продолжают свою работу – защищают клетки. На этих их свойствах основана вся народная медицина.Молекулы флавоноидов бесконечно разнообразны. Их действие на наш организм резко повышает эффективность других полезных веществ: например, витамин С в присутствии флавоноидов становится активнее почти в 20 раз и сам получает защиту от окисления.

12. В(В1,2). Витамины группы В, растворимые в воде.

B1Тиамин Способствует превращению в энергию углеводов жиров и белков. B2 Рибофлавин Участвует во всех видах обменных процессов. Особенно важную роль играет в обеспечении зрительных функций, нормального состояния кожи и слизистых оболочек, синтезе гемоглобина
 

14. 13. При недостатке какого витамина возникает рахит?

Рахитом именуют недуг опорно-двигательного аппарата, который является следствием недостатка витамина Д. Помимо этого данная патология сопровождается явным нарушением обмена как фосфора, так и кальция, а также роста костей. Данное заболевание нельзя отнести к разряду смертельно опасных недугов, несмотря на это оно может стать причиной достаточно серьезной деформации всего скелета малыша, что в свою очередь приводит к его замедленному развитию не только в физическом, но еще и в психическом плане. При наличии данной патологии ребенок очень часто подвергается атаке еще и различных инфекционных заболеваний.

15. B6 Пиридоксин. Участвует в процессах углеводного обмена, синтезе гемоглобина и полиненасыщенных жирных кислот. Регуляция активности нервной системы; регенерация эритроцитов; образование антител. B12 Цианокобаламин рост и деятельность нервной системы

16. Макро и микроэлементы и их влияние на организм ребенка

макро- и микроэлементы контролируют все жизненно важные процессы в организме, и если этих компонентов питания не хватает, активность ферментов снижается, и процессы жизнедеятельности становятся разбалансированными, что приводит к снижению адаптационных возможностей детского организма, нарушению обмена веществ, задержке физического и интеллектуального развития. Витамины, макро- и микроэлементы - незаменимые пищевые вещества, которые в организме человека практически не образуются, но без них он не может существовать. В подавляющем большинстве они должны поступать извне и в достаточном количестве.

Макроэлементы - химические элементы, содержание которых исчисляется в организме человека граммами. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, хлор, железо и др. Потребность организма в минералах-макроэлементах велика.

Микроэлементы – это цинк, медь, йод, фтор и прочие. Их количество в организме измеряется в микрограммах.

Макро- и микроэлементы обеспечивают нормальную работу главных систем организма (мышечной – участвуют в процессе сокращения мышц, пищеварительной и сердечно-сосудистой). Их нехватка или полное отсутствие могут привести как к серьезным заболеваниям, так и к гибели организма.

17. Влияние минеральных веществ на детский организм(кальций, фосфор, железо0 Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.

Важнейшие неорганические компоненты питания человека подразделяются на три группы. Первую из них - макроэлементы — составляют железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. К микроэлементам относят йод, фтор, маргаганец, алюминий, бром, цинк, никель, мышьяк, кобальт, кремний. Желез о незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа входят в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвуют в формировании красящего вещества мышц (миогло-бина), а примерно 21% откладывается «про запас» в печени и селезенке. Суточная потребность взрослого здорового человека в железе (10—20 мг) восполняется обычным сбалансированным питанием. Наиболее богаты железом сушеные белые грибы, печень и почки убойного скота, персики, абрикосы, рожь, зелень петрушки, картофель, репчатый лук, тыква, свекла, яблоки, айва, груши, фасоль, чечевица, горох, толокно, куриное яйцо, шпинат. Железо из различных продуктов усваивается неодинаково. Например, гемовос (геминовое) железо, входящее в состав гемоглобина крови, миоглобина мышц, мясной, рыбной пищи, клетками слизистой оболочки тонкой кишки всасывается практически полностью, чего нельзя сказать о железе, входящем в состав продуктов растительного происхождения или, например, в состав куриного яйца. Всасываемость железа в кишечнике человека обычно не превышает 20% от общего его содержания в смешанном пищевом рационе. Кальций непосредственно участвует в самых сложных процессах, таких как свертываемость крови; поддержание должного равновесия между возбуждением и торможением коры головного мозга; поддержание должного кислотно-щелочного равновесия внутренних сред организма и нормальной проницаемости стенок кровеносных сосудов. Кроме того, длительный недостаток кальция в пище нежелательно сказывается на возбудимости сердечной мышцы и ритме ее сокращений. Рацион взрослого здорового человека должен содержать от 0,8 до 1 г кальция. Потребность в нем возрастает при беременности, кормлении ребенка грудью, при лечении переломов костей. Высоким содержанием кальция отличаются свежее и сквашенное молоко, творог, сыры, соя, хрен, зелень петрушки, репчатый лук, толокно, урюк и курага, яблоки, сушеные персики, груши, миндаль, яичный желток. Фосфор. Преобладающая его часть (до 81)%) сосредоточена в костной ткани. Поэтому обмен фосфора, кальция и магния тесно связан. Суточная потребность человека колеблется в пределах от 1000 до 1500 мг. Наиболее богаты фосфором молоко, творог, сыры, белые сушеные грибы, яичный желток, грецкие орехи, многие крупы (особенно рис), соевая мука, зеленый горошек, урюк и курага, изюм, говядина и говяжья печень, мясо кролика.

18. Влияние минеральных веществ на детский организм (селен.магний, медь)Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.

Важнейшие неорганические компоненты питания человека подразделяются на три группы. Первую из них - макроэлементы — составляют железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. К микроэлементам относят йод, фтор, маргаганец, алюминий, бром, цинк, никель, мышьяк, кобальт, кремний. Медь необходима для регулирования процессов снабжения клеток кислородом, образования гемоглобина и «созревания» эритроцитов. Способствует она также более полной утилизации организмом белков, углеводов и повышению активности инсулина. Для всех этих процессов человеку ежедневно необходимы 2 мг меди, которые, как правило, содержатся в рационе, включающем овощи и плоды, мясо, хлебобулочные изделия, рыбу. Считается также, что литр питьевой воды содержит 1 мг меди. Больше всего ее в говяжей и свиной печени.

Магний непременный участник ферментативных процессов, обеспечивающих биосинтез белков и обмен углеводов. Он также обладает успокаивающим, сосудорасширяющим и мочегонным действием, способствует должному поддержанию тонуса стенок кровеносных сосудов и усиливает процессы торможения в коре головного мозга. Суточная потребность взрослого человека в магнии составляет 350—500 мг, при беременности и лактации — 1000—1200 мг; для детей до трех лет — 140 мг, от 4 до 6 лет – 220, от 7 до 10 лет — 300 и от 11 до 13 лет — 400 мг. Больше всего магния содержат продукты растительного происхождения, особенно миндаль, грецкие орехи, пшеница, многие крупы, абрикосы, белокочанная капуста.

19. Влияние минеральных веществ на детский организм (бром, йод, цинк0)Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.

Йод. Почти половина его у человека находится в щитовидной железе, так как йод является важнейшим компонентом вырабатываемого ею гормона — тироксина. При длительном недостатке йода в пище развивается зобная болезнь (тиреотоксикоз). Довольно много йода содержат морская капуста, кальмары, креветки, морские рыбы. Есть он также в некоторых плодах, овощах, а также в молоке и молочных продуктах. Суточная потребность в соединениях йода составляет 0,1—0,2 мг. При сочетательном дефиците в рационе йода, меди, кобальта и марганца нарушается обмен витамина С, а также снижается количество эритроцитов крови.

Цинк входит в состав ряда важнейших ферментов, обеспечивающих должное течение окислительно-восстановительных процессов и тканевого дыхания. Специфические последствия длительного недостатка цинка в пище — это прежде всего снижение функции половых желез и гипофиза голоного мозга. Чтобы этого не случилось, человек должен ежедневно получать с пищей 10—15 мг цинка, которого больше всего в мясе гусей, фасоли, горохе, кукурузе, говядине, свинине, курице, рыбе, говяжьей печени. Есть цинк также в молоке, яблоках, грушах, сливе, вишне, картофеле, капусте, свекле и моркови.

20. Влияние минеральных веществ на детский организм(кобальт, фтор). Помимо белков, жиров и углеводов в пище ребенка должны содержаться минеральные вещества. Кроме поваренной соли, состоящей из натрия и хлора, организму нужны кальций, калий, железо, фосфор, магний и др., а также микроэлементы (минеральные вещества, которые требуются организму в очень малых количествах, но чрезвычайно важны для него) — медь, йод, марганец, и др. Все эти вещества играют определенную роль в функционировании, росте и развитии различных органов и систем человеческого тела.

Кобальт. Недостаточное его потребление проявляется некоторыми нарушениями функции центральной нервной системы, малокровием, снижением аппетита. Кобальт способен избирательно угнетать дыхание клеток злокачественных опухолей и тем самым, конечно, их размножение. Другим специфическим достоинством кобальта считают способность его в 2—4 раза интенсифицировать противомикробные свойства пенициллина. Больше всего кобальта содержат говядина, виноград, редис, салат, шпинат, свежий огурец, черная смородина, клюква, репчатый лук, говяжьи печень, особенно телячья. В сутки человек должен съедать с пищей 0,1— 0,2 мг кобальта.

Фтор – весьма важный микроэлемент в человеческом организме. Фтор и фторид (fluoride) - соединение фтора с различными компонентами - содержатся в зубах, костях, щитовидной железе и коже. В среднем в организме около 2,6 г фторида.

Фтор играет важную роль в процессах костеобразования, формирования зубной эмали и дентина. Он угнетает процессы тканевого дыхания, окисления жирных кислот, тормозит активность костной фосфатазы и деятельность щитовидной железы.

Зубы: Без фтора невозможно формирование крепких зубов. Он защищает зубы от кариеса и разрушений, образуя соединение с кальцием и фосфором более устойчивое по твердости, чем другие соли кальция. Организм не может повторно пустить эти соединения в циркуляцию для компенсации своих потребностей в кальции. Если рацион женщины во время беременности содержит достаточные дозы фторида, то зубы ребенка будут менее подвержены кариесу. Молочные зубы начинают формироваться в течение первых нескольких месяцев беременности, а постоянные – в течение последних нескольких месяцев. Фтор влияет на прочность зубов и их восприимчивость к кариесу.

Кости: При адекватном потреблении фтора кости становятся крепкими и невосприимчивыми к дегенеративным процессам.

Другие функции: Фтор способствует быстрому заживлению ран и улучшает абсорбцию железа.

21. Какие гигиенические навыки нужно привить детям при приеме пищи?

Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

22. В чем сущность закаливания

ЗАКАЛИВАНИЕ – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Сущность закаливания заключается в развитии способности организма приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, и в первую очередь к ее температурным изменениям. Систематическое изменение температуры воздуха или воды может способствовать тому, что организм адаптируется и к холоду, и к теплу. Закаливание способствует повышению иммунитета к различным заболеваниям, правильному обмену веществ, физическому и психическому развитию.

Закаливание детей. Детский организм отличается высокой приспособляемостью, поэтому закаливать ребенка лучше с первых же дней жизни, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду. Давно известно, что закаленный ребенок крепче, выносливее, чем незакаленный, он лучше переносит холод и жару, ветер и плохую погоду, реже болеет. Систематическое закаливание ребенка с самого раннего возраста обуславливает совершенствование процессов терморегуляции в его организме. В результате организм ребенка может хорошо регулировать выработку и отдачу тепла и приспосабливаться к соответствующим температурным условиям, предупреждая переохлаждение и перегревание. Правила закаливания. Сопротивляемость внешним воздействиям и способность к регуляции тепла у маленьких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закаливание можно только у совершенно здорового ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: