Процесс формирования концепции социально-экономического развития региона

       
   
1. Организационно – подготовительный этап
 
 

 
 


Важное место в процессе формирования концепции социально-экономического развития региона занимает экспертиза, которая проводится с целью обеспечения ее (концепции) высокого качества и научной обоснованности. Задачами проведения такой экспертизы являются:

- анализ и оценка обоснованности целей и приоритетов социально-экономического развития региона;

- анализ и оценка соответствия задач развития, которые определяются в концепции, роли региона в федеральной системе разделения труда;

- оценка выбранных направлений региональной социально-экономической политики, сформулированной в концепции;

- оценка и уточнение ресурсов и источников их покрытия, необходимых для реализации целей социально-экономического развития региона.

Решение этих задач требует обеспечения сочетания профессиональной и общественной экспертизы проектных материалов.

Первый раздел концепции включает анализ и оценку исходной социально-экономической ситуации в регионе, главной целью которой является определение существующего уровня развития региона в целом и в разрезе основных сфер его жизнедеятельности и отраслей, выявление основных тенденций и факторов, которые обуславливают тот или иной характер протекания социально-экономических процессов. В качестве основных принципов анализа и оценки следует назвать целенаправленность, системность и комплексность.

Принципиальная схема проведения анализа и оценки исходной социально - экономической ситуации в регионе

В качестве важнейших аспектов проведения анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе можно назвать:

- исследование уровня и качества жизни населения региона;

- определение величины и эффективности социально-экономического потенциала региона;

- исследование вклада региона в решении федеральных и межрегиональных проблем.

Выбор стратегии развития региона в значительной степени определяется состоянием его социально-экономическогопотенциала

В процессе анализа стартового социально-экономического потенциала региона большое значение должно отводиться оценке эффективности его использования. Данная проблема остается в настоящее время малоисследованной в методологическом и методическом аспектах. В общем случае критерий эффективности использования стартового потенциала региона (Эп) может определяться следующим образом:

Эп = Ррп : Зп (1)

Ррп – совокупный результат от реализации социально – экономического потенциала

Зп - затраты, которые потребовались для достижения Ррп

В свою очередь, в составе Ррп можно выделить две составляющие:

- прирост качества жизни населения региона;

- вклад региона в решение федеральных и межрегиональных проблем.

Величина Зп определяется спецификой конкретных мероприятий по реализации регионального социально-экономического потенциала.

Обоснование и выбор целей социально-экономического развития региона можно характеризовать с помощью целевых установок (ориентиров), целевых показателей и целевых нормативов. В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии любого региона можно применять:

- обеспечение качества жизни населения не ниже принятых государственных социальных стандартов;

- обеспечение вклада региона в решение федеральных и межрегиональных проблем исходя из принятой системы территориального разделения труда.

4.Стратегическое планирование развития крупных городов и городских агломераций.

Механизм стратегического планирования развития города включает в себя три ключевых уровня:

1. Собственная экономическая стратегия ( в узком смысле)- выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

2. Стратегический план экономического развития – комплект документов, включающих собственно стратегию и блоки документов по ее реализации, набор стратегических программ и проектов и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии.

3. Механизм стратегического управления (экономическая стратегия как процесс) – система стратегических документов, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами. Такой механизм предполагает, что в наличии имеются:

- система рабочих групп, семинаров, советов, форумов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии и продвижением ее на рынок, а также над контролем реализации стратегического плана;

- база стратегической экономической информации, регулярно пополняемая и обновляемая;

- автоматизированная версия вариантов экономической стратегии, включая презентационные публикации на нескольких языках, модифицированные для разных групп читателей, и рабочие документы местной власти распорядительного характера.

Типовая структура комплекта документов стратегического плана развития города состоит из трех блоков.

Первый блок – аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, который фиксирует основные параметры и характеристики экономического развития города, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.

Второй блок – собственно экономическая стратегия, то есть описание: а)стратегических целей и приоритетов развития; б)направлений деятельности по реализации стратегических целей; в) ресурсов управления, имеющихся у города для реализации стратегии.

Третий блок – наиболее конкретный и высший для реализации в стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, сводятся в двухгодичный план по реализации стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации экономической политики.

Структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу.

Стратегическое планирование социально-экономического развития крупных городов необходимо рассматривать как важнейший элемент деятельности представительных и исполнительных органов власти города по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и городских интересов в решении всего комплекса проблем развития города. Приоритетное место среди этих проблем занимают проблемы улучшения качества жизни населения города.

5.Стратегическое планирование развития предприятий.

Стратегическое планирование на микроэкономическом уровне, или планирование развития предприятий, является исходной и наиболее разработанной формой стратегического планирования и правления.

Планирование – это умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Принципами планирования предприятия являются:

1) принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Это значит, что:

- выявляется совокупность элементов;

- осуществляется взаимосвязь между элементами;

- реализуется единое направление развития элементов системы, ориентированное на достижение общей цели;

2) принцип участия членов предприятия в процессе планирования;

3) принцип непрерывности предполагает:

- непрерывный процесс планирования в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, при переходе от одного планового периода к другому;

4) принцип гибкости, т.е. способность планов менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, т.е. в них должны быть заложены определенные резервы, позволяющие осуществлять необходимые изменения;

5) принцип точности, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Стратегическое планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности вследствие небольшого количества достоверной информации и быстроизменяющихся условий рынка.

В зависимости от признаков существуют следующие типы внутрифирменного планирования:

1. По степени неопределенности в планировании различают:

- детерминированные системы, действующие в полностью предсказуемой среде и не имеющие недостатка в информации (они характерны для текущего планирования и планирования на уровне отдельных подразделений);

- вероятностные (стахостические) системы:

а) планирование, основанное на системе жестких обстоятельств (заключение контрактов с проверенными партнерами, когда изменение планов может быть вызвано только форс-мажорными обстоятельствами;

б) планирование под личную ответственность, когда менеджер действует на свой страх и риск, руководствуясь интуицией;

в) планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам (этот вид планирования является промежуточным между а) и б)).

2. По времени ориентации идей планирования:

заключается в том, что типы планирования различаются в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования:

- реактивное (нацеленное только в прошлое);

- инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

- преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее);

- интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

3. По горизонту планирования различают:

- долгосрочное планирование. Обычно охватывает длительные периоды времени – от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно;

- среднесрочное планирование. Конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом; рассчитано на более короткий срок;

- краткосрочное планирование. Это разработка планов на 1 – 2 года (обычно краткосрочные планы – годичные планы). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задачей является обеспечение процесса внедрения необходимых изменений в организации, направленных на повышение эффективности ее функционирования. Теорией и практикой выделены четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов (фонды, дефицитный управленческий талант, технологический опыт).

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявлять соответствующие варианты и обеспечивать эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического размышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях.

Процесс стратегического планирования

Стратегия развития предприятия представляет собой определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Разрабатывать стратегию предприятия – значит, определять общие направления ее деятельности.

Процесс определения развития (стратегии) можно разделить на два больших этапа:

1. Процесс стратегического планирования – разработка набора стратегий от базовой стратегии предприятия и кончая функциональными стратегиями и отдельными проектами.

2. Процесс стратегического управления – реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование развития предприятия представляет собой логический и систематизированный процесс, основанный на рациональном мышлении, искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив.

Основные этапы формирования стратегического плана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: