Доля расходов консолидированного бюджета РФ

на социально-культурные мероприятия в ВВП, % *

  1998 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.
Всего на социально-культурные мероприятия в том числе: − социальные отрасли − на социальную политику     6,6 2,4   7,3   5,6 1,7   16,8   8,1 8,7   17,1   8,4 8,7

*Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат. сб./Росстат. – М., 2008, с. 34; Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат –М., 2009. с. 377-378.

Развитие социальной сферы уменьшает степень экономического неравенства, способствует уменьшению дифференциации доходов и снижению социальной напряженности в обществе.

По оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатства, природного капитала – 20%, человеческого – 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, т.е. в стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%. Таким образом, главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни.

В последнее время в Росси происходят позитивные процессы пересмотра политики государства в социальной сфере. Принятие в 2005 г. приоритетных национальных проектов – «Современное здравоохранение», «Качественное образование» и «Доступное жилье» свидетельствует о значимости всех компонентов социальной сфере в решении основных социальных проблем российского государства, проведении активной, целеустремленной и действенной социальной политики. Принятые планы действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики определяют социальную сферу как приоритетную, предусматривают серьезные изменения политики в этой сфере, а основной идеологией реформирования провозглашается направленность на рост благосостояния населения.

Факторы формирования и развития социальной сферы. В рамках определенной территории отрасли социальной сферы представляют собой единый социальный комплекс, функционирование которого способствует развитию человеческого потенциала и является условием социально-экономического развития региона. Состояние этих отраслей отражает качество жизни населения, которое в нашей стране имеет значительные региональные различия.

Формирование и развитие социальной сферы в регионе определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографические, природные, социально-экономические, исторические, оказывающие прямое или косвенное воздействие на характер территориальной организации регионального социального комплекса.

Демографические факторы служат основой определения нормативной базы наличия отдельных компонентов социальной сферы в регионе. Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т.е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т.д., предопределяют характер развития образовательной системы, учреждений здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, объектов культуры и других отраслей социальной сферы.

Так, депопуляция населения и изменение его возрастной структуры в 1990-е гг. привело к сокращению числа дошкольных образовательных учреждений в стране почти в 2 раза. В то же время, рост числа лиц старших возрастов ведет к увеличению затрат на медицинское обслуживание, которые для пенсионера в 3-3,5 раза выше, чем для молодого человека, и оказывает воздействие на развитие системы социального обеспечения.

Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях потребления социальных услуг, так как доступность качественного образования и медицинского обслуживания, благоустройство жилищного фонда, разностороннего культурного досуга в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности. По густоте сети городов Россия значительно уступает европейским странам (в самом населенном Центральном федеральном округе насчитывается лишь 4,7 городов на 10 тыс. км2 территории, а в целом по стране эта цифра составляет всего 0,6). Слаборазвитая транспортная инфраструктура ограничивает возможности получения всего спектра социальных услуг, что отражает четко выраженную зависимость их доступности от расстояния, на которое малые города и сельские поселения удалены от региональных центров и крупных промышленных городов. Периферийное положение населенных пунктов в регионе обуславливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем – минимальную доступность здравоохранения, образования, удовлетворения культурных потребностей в сочетании с низкими качественными характеристиками населения. Напротив, жители пригородных зон имеют возможность использовать социальную инфраструктуру расположенного рядом крупного центра.

Природные факторы оказывают огромное воздействие на развитие социальной сферы, что обусловлено гигантским пространственным потенциалом и суровыми природными условиями России.

Экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны – одна из причин высокой заболеваемости населения и прежде всего в северо-восточных регионах, где приезжему населению трудно адаптироваться к местным условиям. Суровый климат российского Севера нередко вызывает у лиц, мигрирующих в регионы с экстремальными природными условиями, комплекс реакций, называемыми «синдромами полярного напряжения». Это провоцирует заболевания бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и нервной систем, которые в этих регионах отличаются сравнительно тяжелым течением, что предъявляет особые требования к организации системы здравоохранения на этих территориях.

Отличительной особенностью северных и восточных регионов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны. Комфортность территории снижается с юго-запада на северо-восток, а к зоне Севера относится почти 2/3 площади Российской Федерации и значимость природных факторов для формирования и развития предприятий и учреждений, отвечающих за жизнеобеспечение населения возрастает.

Социально-экономические факторы отражают уровень развития производительных сил определенного региона, который характеризуется объемами созданного валового регионального продукта (ВРП), произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукцией, работой транспортной системы, инвестициями в ведущие отрасли экономики, уровнем жизни населения, степенью его занятости, демографической нагрузкой на работающее население, наличием безработицы и др. Совокупность всех этих параметров определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на социальные нужды.

ВРП, обобщающий состояние экономики (тыс. руб. на душу населения) в 2007 г. имел наиболее высокие значения в Тюменской области (829,2), специализирующейся на нефтегазодобывающей промышленности. Минимальное значение среднедушевого ВРП зафиксировано в Республике Ингушетия (29,9) и разрыв между регионами составил 27,7 раза.

Уровень жизни населения более наглядно характеризует соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума. В 2008 г. этот показатель в целом по России составил 364,7%. При этом наблюдались и значительные региональные различия: если в Московском мегаполисе это соотношение составляло 572%, Ямало-Ненецком АО – 599%, Ханты-Мансийском АО – Югра – 535, то в Камчатском крае - 229, а в Республике Ингушетии – лишь 159%.

Дифференциация в уровне жизни населения порождает социальные ограничения в использовании потенциала социальной сферы региона – получении услуг образовательной, здравоохранительной систем, учреждений культуры и искусства.

Материально-технические факторы, определяющие размещение и возможности дальнейшего развития социальной сферы, отличаются количественной и качественной неоднородностью. Резкое уменьшение инвестиций за годы реформ в социальную сферу привели к сокращению ее материальной базы, износу основных фондов, а зачастую и к разрушению, особенно в малых городах и сельской местности.

Большое значение имеет преодоление ведомственной разобщенности сети учрежден6ий социальной сферы, так как значительная их часть в нашей стране находилась в ведении промышленных предприятий, научных организаций, органов государственного управления и обслуживала потребности занятых там рабочих и служащих, что препятствовало проведению единой социальной политики в регионе, не позволяло рационально использовать материальную базу социальной сферы.

За 1990-2008 гг. особенно сократилось строительство детских дошкольных учреждений, домов культуры клубного типа, общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и училищ профессионального образования.

Некоторое оживление в создании объектов социально-культурного назначения началось после 2000 г., однако объемы строительства недостаточны для реновации их сети и ее совершенствования.

Растет степень износа основных фондов, которая в сфере образования превысила 46%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 44%, увеличивается доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. Так, 13% больничных учреждений России находятся в аварийном состоянии или требуют реконструкции, треть зданий и сооружений системы образования, клубов требуют капитального ремонта, высшим учебным заведениям не хватает 3,6 млн. м2 учебно-лабораторных мощностей.

Исторические факторы обусловлены особенностью развития и спецификой размещения отдельных отраслей социальной сферы. Длительный процесс формирования и развития объектов социальной сферы оказывает огромное воздействие, в первую очередь на качественные характеристики предоставляемых населению услуг.

Как правило, создание систем образования, здравоохранения, жизнеобеспечения населения, объектов культуры и искусства сопровождается усложнением самой структуры отрасли, расширением возможностей использования всего спектра социальных услуг, представленных в регионе.

Первоначально появившись на территории Москвы и Санкт-Петербурга еще в XVII-XVIII вв., эта сфера получила здесь достаточно высокий уровень развития, и теперь население в полной мере обеспечено медицинскими и образовательными услугами, а жилищно-коммунальное хозяйство гарантирует благоприятную среду обитания. Несколько позже основные отрасли социальной сферы стали формироваться на территории Нижегородской губернии и Урала, а затем и Средней Волги, которые в настоящее время отличаются высоким образовательным потенциалом, большими возможностями предоставления разнообразных клинических услуг, богатыми традициями национальной культуры, проживающих здесь народов, сравнительно благоустроенным жилищным фондом. Интенсивное экономическое освоение территории юга европейской части страны, начавшееся во второй половине XIX в. привело к созданию здесь различных объектов социальной сферы, формированию санаторно-курортного хозяйства на юге страны, что способствовало развитию разнообразной сервисной деятельности.

Последующее освоение северных регионов Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока с преобладанием элементов первоначального освоения территория, не предполагавшего закрепление здесь населения, не дало возможности создания полноценного комплекса социальных услуг, что сказалось на демографической ситуации данных регионов.

Формирование и развитие социальной сферы регионов находится под влиянием всей совокупности факторов, позволяющих учесть имеющиеся ресурсы и обеспечить выполнение социальной функции каждой отрасли.

Социальный потенциал регионов: показатели и типология. Состояние социальной сферы регионов России отличается значительными территориальными диспропорциями, присущими огромной стране, которая является ареной жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, их потребностями и привязанностями.

Социальная сфера региона, представляя собой совокупность всех ее элементов, расположенных на его территории, оказывает непосредственное воздействие на развитие экономической деятельности, предопределяя качество «человеческого развития» и реализацию нашей национальной идеи – «сбережения народа».

В 1990 г. специализированной международной организацией – Программой развития ООН (ПРООН) было предложено ввести в научный оборот категорию «человеческое развитие» и ее измеритель – «индекс человеческого развития», несколько позже уточненный как «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который включает 12 параметров: демографическую ситуацию; состояние окружающей среды, уровень урбанизации и жилищную обеспеченность; здравоохранение и питание; образование; экономическую активность; социальные группы и мобильность населения; социальную обеспеченность; досуг и культуру; использование времени; общественный порядок и безопасность; социальные отношения; политическую деятельность.

Новый интегральный показатель качества жизни складывается из трех основных компонентов, характеризующих среднюю продолжительность жизни людей, уровень образованности и реальную величину доходов населения.

Здоровье по концепции человеческого развития относится к числу базовых ценностей для человечества, является наиболее всеобъемлющим показателем уровня жизни, отражая качество среды обитания людей и их адаптированность к этой среде. Различают индивидуальное и общественное (популяционное) здоровье. Первое ВОЗ рассматривает как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет здоровье как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. Общественное здоровье понимается как интегрированное выражение динамической совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества.

«Измерение» здоровья осуществляется с помощью различных показателей, к числу которых относятся: средняя ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность, смертность от различных болезней, потерянные годы потенциальной жизни.

Уровень образования – один из наиболее значимых составляющих условий благополучного существования, предполагающего полную грамотность среди взрослых и минимум 6-летнее образование для детей.

Уровень образования рассчитывается на основе доли грамотных среди взрослого населения и средней продолжительности обучения. В нашей стране эту методику ООН следует корректировать, так как первый показатель имеет ограниченное использование в России, где обязательное всеобщее среднее образование. Поэтому выбран показатель числа лет обучения, приходящегося в среднем на одного взрослого жителя региона – средневзвешенная величина доли лиц с высшим (15 лет обучения), незаконченным высшим (13), средним специальным (11), средним (10), незаконченным средним (8) и начальным образованием спеди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше).

Неравенство в доходах населения – одна из наиболее острых социальных проблем современной России. Реальная величина доходов населения различается по регионам гораздо сильнее, чем уровень долголетия и образования. Экономическое неравенство регионов, резко усилившееся в последние десятилетия, способствовало увеличению территориальных контрастов в доходах населения. В 1990 г. денежные доходы населения трех беднейших и трех самых богатых регионов России различались в 4,1 раза, в 2000 г. – в 17,5 раза, в 2007 г. – в 7,4 раза.

Ранжирование регионов по основным параметрам развития социальной сферы было проведено по показателям, характеризующих состояние каждого компонента социального комплекса, и включало:

- общий коэффициент рождаемости;

- общий коэффициент смертности;

- коэффициент младенческой смертности;

- ожидаемая продолжительность жизни;

- уровень занятости;

- уровень безработицы;

- среднедушевые денежные доходы населения;

- соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума;

- средний размер назначенных пенсий;

- охват детей дошкольными учреждениями;

- удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену;

- численность студентов средних специальных учебных заведений на 10 000 населения;

- численность студентов высших учебных заведений на 10 000 населения;

- численность больничных коек на 10 000 населения;

- численность врачей на 10 000 населения;

- численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения;

- общая площадь жилого помещения на одного жителя;

- ввод в действие домов на 1 000 населения;

- численность зрителей театров на 1 000 населения;

- численность посещений музеев на 1 000 населения;

- библиотечный фонд на 1 000 населения;

- выпуск газет на 1 000 населения.

Общий (суммарный) рейтинг развития социальной сферы, проведенный на региональном уровне, позволил выделить шесть типов регионов с наиболее контрастными характеристиками ведущих отраслей (табл. 2.10).

Две российские столицы имеют самый высокий уровень развития социальной сферы, что исторически предопределено, так как первоначально это были «городские» отрасли, размещение которых обусловлено спецификой относящихся к ним видов деятельности. Именно здесь появились первые учреждения образования, здравоохранения, культуры и до сих пор Москва и Санкт-Петербург являются ведущими центрами социокультурной жизни страны.

В 12 субъектах Федерации, из которых 2/3 относятся к зоне Севера, позитивные изменения в обеспечении населения услугами социальной сферы связаны с продолжающимися депопуляционными процессами. Лишь на территории Татарии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского – Югра округов рост численности населения сопровождается интенсивным развитием социальной инфраструктуры.

Наиболее многочисленная группа из 30 субъектов РФ включает регионы всех федеральных округов и концентрирует 2/5 населения страны. В основном это территории, расположенные в главной полосе расселения, где на фоне сокращения численности населения (исключение составляют Республика Башкортостан, Белгородская и Волгоградская области) и проведения активной социальной политики происходит постепенное улучшение в обеспечении населения жильем, услугами образования, здравоохранения и культуры.

В 25 регионах страны уровень развития социальной сферы несколько ниже среднероссийских значений. В основном это территории, наиболее пострадавшие от экономического кризиса 1990-х гг., где продолжается ухудшение демографической ситуации (кроме Северной Осетии) и не хватает возможностей самого региона для динамичного социально-экономического развития.

Низким уровнем развития социальной сферы характеризуются регионы Северного Кавказа, юга Восточной и Западной Сибири. Игнорирование проблем формирования социальной инфраструктуры для большинства этих территорий, которые отличаются незначительным экономическим потенциалом, ростом численности населения на юге страны не способствует решению вопросов развития «человеческого потенциала».

Самый низкий уровень развития социальной сферы имеет Республика Ингушетия. Образованная в декабре 1992 г., она имеет самую низкую смертность населения и занимает первое место в стране по продолжительности жизни. В то же время ей принадлежат последние места по остальным 20-ти показателям, характеризующим развитие основных компонентов социальной сферы.

Таблица 2.10

Типология регионов России по уровню развития социальной сферы*

Уровень развития социальной сферы Регион Численность населения
Выше 170% к общероссийскому показателю Санкт-Петербург, Москва 15,0 млн. человек или 10,5% населения РФ
121-170% к общероссийскому показателю Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Ярославская область, Ямало-Ненецкий АО, Архангельская область, Республика Карелия, Омская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты-Мансийский – Югра АО, Мурманская и Вологодская области 16,4 млн. человек или 11,5% населения РФ
101-120% к общероссийскому показателю Камчатский край, Свердловская область, Республика Коми, Чувашская Республика, Красноярский край, Самарская, Челябинская, Кировская, Саратовская, Белгородская области, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Новосибирская область, Республика Марий Эл, Хабаровский край, Новгородская, Калужская, Нижегородская, Сахалинская области, Ненецкий АО, Республика Башкортостан, Смоленская, Московская, Волгоградская области, Пермский край, Рязанская, Томская области, Республика Калмыкия, Костромская, Тверская области 56,6 млн. человек или 39,7% населения РФ
81-100% к общероссийскому показателю Воронежская, Орловская, Ивановская, Астраханская, Липецкая, Амурская, курская, Тульская, Пензенская, Иркутская, Оренбургская, Брянская области, Республика Северная Осетия – Алания, Ульяновская, Тамбовская, Кемеровская, Ростовская, Калининградская, Ленинградская области, Ставропольский край, Псковская, Владимирская области, Еврейская АО, Республика Бурятия, Приморский край 37,0 млн. человек или 25,9% населения РФ
51-80% к общероссийскому покакзателю Республика Хакасия, Краснодарский, Забайкальский, Алтайский края, Республика Тыва, Курганская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Алтай, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика 15,1 млн. человек или 10,6% населения РФ
Ниже 50% к общероссийскому показателю Республика Ингушетия 0,5 млн. человек или 0,3% населения РФ

* Источник: Бельчук Е.В. Социальная сфера России: проблемы развития и размещения: Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2008..

Сложившиеся региональные диспропорции не являются чем-то незыблемым, они меняются под воздействием экономического развития отдельных территорий и проводимой в них социальной политики.

Литература:

1. Бельчук Е.В. Социальная сфера России: проблемы развития и размещения: Учебное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2008.

2. Гоффе Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 5.

3. Ильин И.А. Социальное строительство на территории России / СОПС Минэкономразвития РФ и РАН. М.: Наука, 2006.

4. Котилко В.В., Саралидзе А.М. Социальная политика и сфера услуг: Монография / Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2004.

5. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов // Общество и экономика. 2005. № 5.

6. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат – М., 2009. С. 377-378.

7. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Под общей ред. В.К. Романович. СПб.: Питер, 2006.

8. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Статистический сборник. М., 2007.

9. Управление инновационным развитие региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008.

10. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ИДЖ ГУ ВШЭ, 2003.

11. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проективрования. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

Контрольные вопросы:

1. Каковы общие черты социальных отраслей?

2. Какие факторы оказывают воздействие на формирование социальной сферы в регионе?

3. Чем обусловлено лидерство региона в социальной сфере?

4. Почему отрасли социального комплекса концентрируются в городской системе расселения?

5. Какие показатели определяют социальный потенциал регионов?

6. Насколько сильно состояние социальной сферы влияет на формирование трудового потенциала территории?

7. Соответствует ли на Ваш взгляд социальный потенциал Восточной зоны ее участию в экономической деятельности страны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: