Тема 3. 2. Экономическое районирование России

Теоретические основы экономического районирования. Районирование – процесс выявления и изучения внутренних целостных частей крупных территорий. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. По мнению академика С.Г. Струмилина «В основе всякого районирования лежит территориальное расчленение страны на части по признакам их сходства и различия. Сходные участки … объединяются, несходные … ограничиваются … на карте. Но в зависимости от задач районирования в основу этой … классификации … могут быть положены весьма различные признаки и критерии».

В соответствии с доминирующим признаком (критерием), положенным в основу районирования, выделяют следующие его виды:

− административное районирование берет начало с учреждения Петром I в 1708 г. 8 губерний, численность которых к 1917 г. приблизилась к 100. В последующем административно-территориальное деление неоднократно менялось в зависимости от политических (реже – экономических) обстоятельств. Например, депортации в годы Великой Отечественной войны отдельных народов, сопровождающихся ликвидацией их национальных образований, впоследствии (1956 г.) восстановленных;

− экономическое районирование основывается на выделении крупных экономических районов (11), а также самостоятельной Калининградской области. Выделение крупных экономических районов, проведенное еще в советское время, имело научную основу и было продиктовано стремлением к созданию на территории России эффективных территориально-производственных комплексов;

− отраслевое районирование в отличие от общеэкономического строится на принципах выделения на территории России районов с характерными ресурсными и хозяйственными особенностями для конкретной отрасли: землеустроительное, промышленное, сельскохозяйственное, водохозяйственное, лесное, рекреационное.

Появились и новые виды районирования – плановое, проблемное, потенциальное, охватывающие сопредельные части нескольких соседних стран (транснациональные экономические районы).

В зависимости от преобладающего признака районирования определяют, какой вид районирования был применен в каждом случае.

1. Районирование может быть частным, проводимым по отдельным признакам (показателям, аспектам, отраслям, сферам хозяйства), или комплексным, когда учитывается определенный набор (комплекс) признаков.

2. Районирование может быть сплошным, затрагивающим всю территорию страны, или выборочным, когда остаются территории, не относящиеся ни к одному из выделенных районов.

3. Районирование может быть одноуровневым, когда все выделенные районы имеют один ранг и не подчиняются друг другу, или иерархическим, предполагающим подчиненность районов разного ранга;

4. Районированием может быть индивидуальным, когда каждый район является единственным и уникальным, или типологическим, предполагающим объединение разных районов общим типом;

5. Районирование может быть однородным, когда объединяются территории по одинаковому показателю, или узловым, где территории тяготеют к какому-либо центру (узлу);

6. Районирование может быть функциональным, когда главным оказывается роль, которую играет район в стране, генетическим с преобладанием исторических факторов формирования, и морфологическим, основанным на внешнем виде территориальных систем;

7. Районирование может быть исследовательским, когда изучается современная ситуация в районе, или проблемным, определяющим «болевые точки» региона;

8. Районирование может быть проведено по стабильному или по меняющемуся набору показателей;

9. Районирование может быть перспективным, когда выделяются территории, на которых прогнозируется развитие, или по современному состоянию;

10. Районирование может быть объективным или субъективным.

Экономическое районирование – разделение территории страны на экономические районы – особенно важное для такой обширной и многообразной по условиям и ресурсам страны, как Россия. Оно служит основой и одновременно методом управления территориальным развитием хозяйства, выполняя следующие функции:

● упорядочение информации о территории страны, без чего невозможны различные оценки разных частей страны, сравнение их друг с другом, что особенно важно в рыночных условиях;

● синтез информации для ее более глубокого понимания, объяснения причин и закономерностей функционирования современных объектов и явлений, прогнозирования будущего развития отдельных территорий и всей страны в целом;

● создание «образа районов» как для принятия управленческих решений, так и для всего населения страны – каждый житель России должен иметь представление о разнообразии страны, в которой он живет;

● формирование научной основы для проведения эффективной региональной политики, целью которой является создание благоприятных социально-экономических условий для жизни людей во всех регионах страны.

Экономическое районирование в нашей стране имеет богатую историю. До создания централизованного Российского государства Ярослав разделил государство на четыре области, каждая из которых со временем разделилась на особые уделы. Петр I разделил страну на 8 губерний. При Екатерине II за счет разукрупнения число губерний увеличилось до 68.

Учение об экономическом районировании органически связано с развитием русской науки. В теории экономического районирования в XVIII в. наиболее известны работы Х.А. Чеботарева(1776 г.) и С.И. Плещеева.

Х.А. Чеботарев (1746-1815) – профессор, а затем ректор Московского университета в учебнике по географии России «Географическое методическое описание Российской Империи» на основе географического положения выделил центральную, северную, южную, восточную и западную губернии Российской империи, отразив процесс развития рыночных связей в стране.

С.И. Плещеев (1752-1802) в «Обозрении Российской Империи» делит Россию с учетом различий в климате и занятости населения на три части: Северную, Среднюю и Южную.

В ХIХ веке проблемам районирования стало уделяться большее внимание. Профессор статистики Санкт-Петербургского университета К.Ф. Герман разделил страну на восемь групп губерний исходя из преимущественного значения производительных сил, а К.И. Арсеньев – преподаватель географии того же университета обосновал районирование России на 10 пространств по совокупности природных и хозяйственных признаков. Н.П. Огарев, сподвижник А.И. Герцена, считал район реально существующим образованием, соответствующим экономическим особенностям отдельных территорий. Крупнейший русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский первоначально дал сетку районов на основе размещения населения, а затем уточнил ее, выделив 19 районов, исходя из условий для сельскохозяйственной деятельности. Великий русский ученый Д.И. Менделеев положил в основу деления России помимо природных факторов уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов.

В условиях царской России опыты районирования территории имели в основном теоретическое, а не практическое значение.

Конструктивные работы по экономическому районированию России начались с первых советских лет. По плану ГОЭЛРО в 1920 г. Россия была поделена на 8 районов. В основу районирования был положен принцип комплексного размещения производства вблизи крупных источников топлива и энергии. В 1921 г. Госпланом России был подготовлен новый проект районирования, предусматривающий деление страны на 21 экономический район, в том числе 14 – на территории РФ. В дальнейшем сетка экономических районов неоднократно менялась в связи с уточнением состава и конфигурации крупных регионов. Первый пятилетний план экономического развития страны был разработан для 24 (19), последующие для 13 (9) крупных экономических районов. В 1963 г. Госплан СССР утвердил сетку из 18 крупных экономических районов, в том числе 10 на территории РФ. С 1982 г. в России 11 крупных экономических районов, к которым после распада СССР добавилась самостоятельная Калининградская область.

Научно обосновано и исторически доказано, что базовым делением территории страны должно быть экономическое районирование, так как основной для общества является хозяйственная деятельность. Это означает ориентацию на экономический критерий и целевую установку создания адекватных условий для территориального управления. По указанной причине экономическое районирование выступает главной основой административного районирования, учитывающего интересы всех аспектов управления – не только экономическую, но и социальную, культурную жизнь населения, окружающую природную среду и т.п.

Принципы и методы экономического районирования. У истоков методологии экономического районирования стояли выдающиеся отечественные ученые – географы, статистики, историки. Профессор Петербургского университета К.И. Арсеньев (начало и середина XIX в.) разделял страну на 10 пространств по сходству природных условий и однородности хозяйства. Известный географ и статистик П.П. Семенов-Тян-Шанский (конец XIX столетия) для выделения 12 естественных, культурно-исторических областей Европейской России привлекал разнообразные показатели по сходству природных условий, населенности, структуры земледелия, поземельной собственности и т.п. Примечательно, что В.И. Ленин при анализе капиталистических отношений в дореволюционной России и в США проводил по статистическим материалам группировку административных единиц в экономические районы.

В работах Госплана и Комиссии ВЦИК (1921-1922 гг.) по экономическому районированию страны (И.Г. Александров, Г.М. Кржижановский, Л.Л. Никитин и другие) выдвигались три основных принципа разделения ее территории на экономические районы:

экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого народного хозяйства с комплексом дополняющих производств, обеспечивающую достижение наивысшего экономического эффекта от межрайонного разделения труда;

национальный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов национально-территориальным образованиям в интересах их разностороннего развития;

административный, определяющий единство экономического районирования и политико-административного устройства страны, создающие условия для активного воздействия государства на экономику района.

В послевоенные годы наиболее крупный вклад в отечественную теорию экономического районирования внесли профессора П.М. Алампиев и Н.Н. Колосовский.

В последние десятилетия в СССР проводилось много исследований по территориально-хозяйственным (производственным) комплексам, разработке прогнозных территориальных схем и программ (включая методологию и механизм реализации), уточнялись принципы и факторы территориального развития.

Традиционные принципы экономического районирования уточняются на каждом этапе с учетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального регулирования.

Важнейшими принципами экономического районирования, разработанными наукой (экономической географией, региональной экономикой) и подтвержденными практикой народнохозяйственного регулирования (планированием, управлением), надо считать следующие требования к выделяемым экономическим районам:

● оптимальная концентрация населения и производства (для районов определенного масштаба);

● рациональная специализация хозяйства в системе общественного территориального разделения труда;

● комплексность, диверсификация и интеграция хозяйства;

● рациональная внутрирайонная организация расселения, производства, транспорта и экономических связей;

● эффективные межрайонные производственно-технологические и транспортно-экономические связи.

Иногда к указанным принципам добавляют учет национального момента, обеспечение обороны страны и т.д.

Россия имеет единое, но неоднородное экономическое пространство. Причем диапазон территориальных контрастов весьма велик и колеблется от доиндустриальной стадии развития в республиках Калмыкия и Тыва до постиндустриальной в Москве и Санкт-Петербурге. Разные стартовые условия перехода регионов к рыночным отношениям, различные варианты их реформирования усиливают их дифференциацию по темпам развития, структурной перестройке, созданию инфраструктуры рынка. Соответственно существенно разнится в них и социальная напряженность. Даже внутри экономически благополучных районов, каким, к примеру, является Центральный, есть области, где социально-экономическая обстановка весьма неблагополучна (Ивановская область).

Разработка сетки экономических районов должна проводиться усовершенствованными методами районирования. Прежде всего они предусматривают качественный анализ конкретных узловых регионально-комплексных проблем, специфических условий образования районов на отдельных территорий. Для этого привлекаются материалы территориальных прогнозов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др.

За последние десятилетия качественный подход к обоснованию экономического районирования, который был прежде единственным, начал дополняться количественным. Правда, и в прошлом применялись картографический, статистический и отчасти балансовый методы, но более точные приемы количественного анализа стали внедряться лишь сравнительно недавно.

Группировка первичных районов в более крупные по некоторым существенным признакам сравнительно просто проводиться на основе статистических и расчетных (на перспективу) показателей регионального анализа. Для выявления общих черт специализации, а также комплексности отдельных единиц пространства могут использоваться известные показатели: индекс локализации и общий индекс специализации, коэффициент сходства отраслевой структуры, индекс среднеотраслевой эффективности промышленного производства регионов и др. Учитываются также экономический потенциал выделенных районов (численность населения, объем промышленного производства и т.п.), оценки на ресурсы многоцелевого характера, межрегиональный обмен грузов и т.п. При обосновании экономических районов должны рассматриваться различные варианты их состава.

Особенно плодотворно применение в экономическом районировании точного – экономико-математического метода. Эта проблема практически обычно касалась либо исследования отдельных сторон общей теории, либо только районирования каких-то ограниченных территорий. В 1970-е гг. в СОПСе при Госплане СССР была впервые разработана принципиальная экономико-математическая модель всего территориально-экономического деления страны.

Модель основана на выявлении региональной дифференциации затрат общественного труда. Для этого исчислялась система оценок народнохозяйственных (приведенных) затрат в разрезе первичных регионов по 4 ресурсам межотраслевого (многоцелевого) назначения (трудовым, земельным, водным, топливно-энергетическим) и по фактору транспортно-географического положения, отражающих общие условия территориальной специализации. Группировка первичных районов в крупные проводилась по степени общности значений всех пяти факторов совокупности, наименьшего отклонения их значений от средней величины (по минимуму коэффициента вариации).

Существующая система экономических районов. Экономический район – это территориально и экономически целостная часть хозяйства страны, характеризующаяся своеобразием природных и экономических условий, исторически сложившейся специализацией хозяйства и особой структурой производства и связей.

Экономические районы рассматриваются как объективные экономические категории, имеющие качественные отличия от других экономических явлений и развивающиеся в соответствии с законами развития производства. Наиболее важным в районе считается не однородность территории по какому-либо одному (пусть даже существенному признаку), а наличие экономического единства, экономической целостности территории. Именно общность экономической жизни, территориально-экономическая целостность являются основой экономического районирования, позволяет выявлять районы, решать вопросы их таксономии и типологии, делать их объектами управления.

Точки зрения на понятие «район» различны. Из множества определений можно выделить общие признаки: район – это инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления.

Система регионов строится на основе соответствующих видов районирования – деления страны на территориальные части с соблюдением требования отражения их специфики и единства. В фундаментальных исследованиях по экономическому районированию такой метод рассматривается как частный случай пространственной структуризации – таксонирования.

Таксонирование – процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны, включающий определение классов и типов таксонов, их идентификацию (выделение таксонов), делимитацию (их оконтуривание) и установление отношений между ними.

Причем, каждый вариант территориального деления, если он отвечает поставленным задачам и построен на правильно отобранных критериях, с использованием достоверной информации, будет объективным.

Практическое использование на современном этапе получила трехзвенная таксономия экономических и административных районов:

1. Крупномасштабные экономические и административные районы (макрорегионы) в виде групп республик, краев и областей. Указом Президента России от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента России в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента в ф е д е р а л ь н ы х о к р у г а х и утверждены соответствующее Положение и перечень 7 федеральных округов. Этот вид макрорегионов предназначен для государственного территориального управления на федеральном (межрегиональном) уровне. Другой вид - 11 к р у п н ы х э к о н о м и ч е с к и х (н е а д м и н и с т р а т и в н ы х) р е г и о н о в. По ним прогнозируются народнохозяйственные территориальные пропорции и определяются основные сдвиги регионального развития и размещения производительных сил. В экономическим отношении те и другие макрорегионы представляют собой крупные специализированные части народного хозяйства страны с широким кругом профилирующих и иных взаимосвязанных отраслей и производств и отражают наиболее полный территориально-производственный (хозяйственный) комплекс во всей системе экономического районирования.

2. Среднемасштабные экономические и административные районы (мезорегионы). К ним относятся р е с п у б л и к и в составе России, административные к р а я и о б л а с т и, а в т о н о м н а я о б л а с т ь и г о р о д а ф е д е р а л ь н о г о з н а ч е н и я; их 79. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченным составом отраслей (производств) и хозяйственными связями. Эти республики, края и области – важные звенья государственного регулирования народного хозяйства. Они замышлялись в свое время с учетом не только национальной общности населения и интересов административного управления, но и их экономического единства и целостности – как хозяйственные комплексы в системе общественного территориального разделения труда. Выходу из кризисной обстановки и стабилизации экономики способствует составление целевых комплексных программ в разрезе «проблемных» регионов – депрессивных, слаборазвитых, опорных. В практике территориального планирования нередко выделяют экономические подрайоны макрорегионов (небольшие группы республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями.

3. Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) – г о р о д а, г о р о д с к и е и с е л ь с к и е а д м и н и с т р а т и в н ы е р а й о н ы, к р у п н ы е с е л ь с к и е п о с е л е н и я и т.д.; всего их около 27 тыс., в том числе 1099 городов, районов 1866. Они представляют собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе лежат начальные территориально-производственные комплексы.

В 1990-е гг. с ослаблением степени централизации управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы утратило свое значение. Наблюдался процесс ассоциативного формирования межобластных (межкраевых) структур координации, инициируемый снизу самими территориями. С середины 1990-х гг. на территории России было создано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (Ассоциация областей и городов Центральной России; Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада; Ассоциация «Черноземье»; Ассоциация экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа; Ассоциация «Большая Волга»; Уральская региональная ассоциация; Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»; Дальневосточная ассоциация). Состав ассоциаций постоянно меняется. Некоторые субъекты Федерации одновременно входят в две ассоциации. В рамках ассоциаций осуществляется программирование социально-экономического развития регионов. Структура управления и стратегия развития определяются ассоциациями самостоятельно.

С образованием федеральных округов крупные экономические районы потеряли значение официального инструмента обобщающего территориально-экономического анализа и прогнозирования, но остаются научной основой реконструкции территориального устройства.

В связи с делением на федеральные округа возникло еще одно звено экономического районирования. Таким образом, современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): федеральные округа; основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики (субъекты Федерации); низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов – субъектов Федерации.

Крупные экономические районы отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и его четкой специализацией (табл. 3.3). Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции (из 11 крупных отраслей), а в 5-ти районах (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский) свыше 60%. В каждом экономическом районе тесно сочетаются отрасли базовых ведущих и потребительских межотраслевых комплексов. Крупные экономические районы с большим ресурсным потенциалом имеют благоприятные условия для повышения финансовой самодостаточности.

Новое районирование страны. Действующая сетка экономического районирования не полностью пригодна в новых, рыночных условиях, в том числе для модернизации


Таблица 3.3.

Изменения в основных показателях развития экономических районов России за 1995-2008 гг, в % к итогу*

Экономические районы Территория Численность населения ВРП Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Инвестиции в основной капитал
                       
Российская Федерация Северный Северо-Западный* Центральный Центрально-Черноземный Волго-Вятский Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный * включая Калининградскую область   8,6 1,2 2,9 1,0 1,5 3,2 2,1 4,8 14,2 24,1 36,4 8,64 1,23 2,81 0,99 1,55 3,16 2,01 4,83 14,35 24,30 36,08 4,0 6,0 20,2 5,3 5,7 11,4 12,0 13,9 10,2 6,2 5,1 3,48 6,01 21,09 5,07 5,32 11,33 13,40 13,58 10,29 5,88 4,55 5,4 5,2 20,9 4,2 4,5 10,5 6,3 14,5 15,5 7,2 5,8 3,78 6,09 33,17 3,30 3,01 8,26 6,09 11,16 15,46 5,12 4,57 5,5 4,5 16,8 4,4 5,1 12,0 4,7 18,3 15,6 7,8 5,3 4,30 6,32 22,70 4,25 4,43 10,54 4,19 16,10 19,66 4,22 3,38 3,1 3,7 15,7 7,8 6,4 13,6 12,7 13,7 12,2 6,9 4,1 1,63 3,01 10,86 10,71 5,54 15,16 19,71 14,42 11,03 4,97 2,05 4,5 4,6 20,6 3,5 3,5 9,6 9,3 13,3 19,8 6,1 5,2 4,04 7,35 20,42 4,14 3,93 8,59 8,56 11,01 17,22 4,54 6,44

*Источник: Регионы России: Информационно-статистический сборник. М.: Изд-во Госкомстата России, 1997; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2009.


государственно-территориального устройства. Она давно критикуется учеными и специалистами.

Так, еще в середине 1970-х гг. один из ведущих специалистов в области региональной экономики и территориального планирования В.Ф. Павленко писал о проблеме более дифференцированного районирования быстро развивающихся Сибири и Дальнего Востока. Речь шла о выделении отдельного Обско-Иртышского экономического района, в котором складывалась крупнейшая нефтегазовая база страны. На основе гидроэнергетики, энергоемких производств, горнодобывающей и лесной промышленности ускоренными темпами развивалась система Ангаро-Енисейских территориально-производственных комплексов, которую было предложено взять за основу еще одного экономического района. Считали, что разный подход при планировании развития хозяйства нужен для северо-восточных районов Дальнего Востока (Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО) и его южных районов. Предлагали также разделить Поволжье на два экономических района – Средне-Волжский и Нижнее-Волжский, имеющие специфические задачи развития. Единственное предложение, которое было учтено в дальнейшем (при уточнении сетки экономического районирования в 1982 г.) – выделение на севере европейской части страны двух самостоятельных районов – Северо-Западного и Северного (Европейский Север).

В то же время ученые СОПСа подготовили проект усовершенствования экономического районирования, по которому на территории страны выделяют 18 основных экономических районов. В европейской части было предложено выделить 12 районов, в азиатской – 6. Это достаточно крупные по хозяйственному и природному потенциалу районы, отличающиеся определенной специализацией. Вместе с тем, реформирование экономического районирования строилось на базе государственно-территориального деления страны.

По другому варианту в России выделили 2 широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и Основная зона расселения и хозяйственного освоения, т.е. вновь появляются 2 зоны, но разделенных не меридиональной, а широтной границей. По третьему варианту предложено образовать 22 района на основе водохозяйственного районирования.

В 1990-е гг. в результате специальных научных исследований СОПС было дано обоснование концепции и схема реконструкции территориального устройства страны, в основе которого лежит экономическое районирование, что обусловлено тремя моментами:

Во-первых, экономическое районирование реализует основной – экономический – эффект территориальной организации хозяйства (от специализации, комплексности, интеграции регионов);

Во-вторых, в российской экономике (как и в мировой) сохраняется регулирующая экономическая функция государства, осуществляемая территориально лучшим образом по экономическим районам;

В третьих, в демократическом обществе равенство гражданских прав людей реально обеспечивается при экономическом, а не национально-этническом или каком-то другом территориальном устройстве.

Безусловно, действующая система экономического районирования несовершенна и признаются ее следующие недостатки:

1. Сетка экономических районов использовалась одновременно для годового, пятилетнего и долгосрочного территориального планирования (регулирования), т.е. вопреки целям и задачам районирования она имеет универсальное значение, считается пригодной для решения разнохарактерных и разноэтапных задач – текущих и стратегических.

2. Некоторые районы являются весьма крупными по своему экономическому потенциалу, громоздкими по составу, что серьезно затрудняет управление, формирование народнохозяйственных пропорций и связей.

3. Принцип территориальной специализации выражен неполно и непоследовательно. Многие районы (Центр, Поволжье, Западная Сибирь) отличаются не только слишком большим хозяйственным и природным «весом», но и сложной, излишне многопрофильной структурой хозяйства (имели до реформы по 8 и более крупных ведущих отраслей и десятки профилирующих производств), что ставит под сомнение их единую оправданную специализацию.

4. О том же свидетельствует чрезмерная дифференциация в пределах некоторых районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри Западной и Восточной Сибири, водных ресурсов в Поволжье, Центре). Колебания этих показателей в 2-3 раза и более оспаривают наличие в районе объективных условий для единой экономики.

5. Отсутствие длительное время органов управления в экономических районах и отрыв последних от системы административно-территориального деления обусловливали (тем более при стихийных рыночных процессах) слабое использование районирования для совершенствования территориальной организации хозяйства, формирования в пределах районов законченных и эффективных народнохозяйственных комплексов и многоресурсных региональных рынков.

Поскольку ряд экономических районов уже не соответствует принципам районирования, неправильно отражает хозяйственные и природные особенности, производственный профиль, задачи комплексного развития, главные народнохозяйственные проблемы, то при регулировании экономики (рынка) не представляется возможным успешно развивать перспективные районы и совершенствовать комплексы сложившихся, а также реконструировать административно-территориальное деление.

Анализ показывает, что резко отличаются по специализации и направлениям дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами. Другие районы – Центральный (по населению вшестеро превосходит Северный), Уральский – кроме этого громоздки по составу, сосредоточивают очень большой экономический потенциал. Третьи районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский – нуждаются в отдельных исправлениях границ.

Следовательно, действующую сетку крупных экономических районов необходимо обновить. Пересмотр действующей сетка крупных экономических районов следует осуществить не по отдельным территориям, выборочно, а в целом, включая концепцию (зависящую от поставленных общегосударственных задач) и методологию. При этом надо исходить из целесообразности сближения и совпадения возможного административного деления с сеткой экономических районов и подрайонов, отвечающих принципам государственно-территориального устройства.

Литература:

1. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. М., Изд-во МГУ, 1976.

2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России / под ред. Е.Л. Плисецкого. – М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

4. Кистанов В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства). К реформе территориального устройства. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. Пособие. – М.: Высшее образование, 2007.

7. Павленко В.Ф. Территориальное планирование в СССР. М., «Экономика», 1975.

8. Планирование размещения производительных сил СССР: В 2-х частях. – М.: Экономика, 1986.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите виды районирования и дайте им краткую характеристику.
  2. Каков вклад российских ученых в теорию экономического районирования?
  3. Какими принципами руководствовались по экономическому районированию страны в 20-х гг. ХХ века?
  4. Какие методы используют при разработке сетки экономических районов?
  5. Охарактеризуйте существующую систему экономического районирования страны и ее особенности.
  6. В чем недостатки действующей сетки экономических районов?
  7. Каковы направления совершенствования экономического районирования?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: