Тема 3. 3. Типологизация регионов

Межрегиональные различия экономического пространства России. В России, как в государстве, расположенном на огромной территории и устроенном на федеративных началах, региональный фактор играет чрезвычайно существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии страны.

Для Российской Федерации, отличающейся большой площадью и значительной численностью населения, учет региональной составляющей представляется необходимым атрибутом любого исследования социально-экономических процессов. В конце ХХ в. в экономической науке стал преобладать подход к пониманию региона как объекта рыночных отношений, а доминантой государственного регулирования территориального развития страны стало обеспечение экономически выгодного («прибыльного») существования регионов.

В настоящее время в России формируется принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом, территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем. Среди них особенно выделяются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, значительное изменение условий размещения производства и функционирования поселений. Происходит кардинальная смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре Российской Федерации.

Приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономические различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, по ряду позиций увеличиваются. В целом, по ряду ключевых экономических позиций, динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по данным Института системного анализа РАН нарастает (табл. 3. 4).

Таблица 3.4

Динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за 2000-2005 гг. (в разах)*

    Максимальные Без крайних значений
2000 г. 2005 г. 2000 г. 2005 г.
Объем производства промышленной продукции на душу населения Оборот розничной торговли на душу населения Налоговые и неналоговые доходы консолидирован-ных бюджетов субъектов РФ на душу населения Объем инвестиций в основной капитал на душу населения Соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума Уровень зарегистрированной безработицы                                

*Источник: Региональное измерение государственной экономической политики. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 11.

Для выявления диспропорций в социально-экономическом развитии регионов России был проанализирован ряд параметров (социально-экономических показателей) в расчете на душу населения, от которых во многом зависит уровень регионального развития:

– валовой региональный продукт, который подтверждает тренд увеличения разрыва, где выделяются три региона: Москва, Тюменская область и Чукотский автономный округ;

– инвестирование в основной капитал, подтверждающий несбалансированность проводимой инвестиционной политики в отношении регионов;

– доходы населения, свидетельствующие о планомерном уменьшении разницы между самыми бедными и самыми обеспеченными регионами и т.д.

Необходимо отметить, что значительные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов РФ можно проследить и по иным экономическим показателям. К ним относятся: уровень обеспеченности жильем, обеспеченность автомобильными дорогами, уровень обеспечения койко-местами в больничных учреждениях и многие другие.

Приведенные данные показывают, что при увеличении различий экономических показателей (промышленное производство, инвестиции, безработица, налоги), различия социальных показателей (соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума, розничный товарооборот) сокращаются. Это означает, что с каждым годом для решения социальных проблем государственным органам приходится все чаще перераспределять средства между благополучными и неблагополучными регионами в пользу последних. Улучшение показателей качества жизни населения происходит, в основном, благодаря директивному повышению доходов работников бюджетной сферы и военнослужащих. Рост оборота розничной торговли и сокращение межрегиональных различий по этому показателю объясняется ростом платежеспособности населения, в первую очередь, групп с низким уровнем доходов – работников бюджетной сферы.

Различия в уровне социально-экономического развития регионов являются не только количественными, но и качественными: регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, транспортной доступности, по научно-техническому потенциалу и т.д.

Исходно высокие территориальные различия в России дополнительно усилились в результате многолетнего системного кризиса и тотального реформирования. Кризис и реформы во многих случаях усиливали негативные последствия друг друга, и потому именно в последнее десятилетие обострилась до крайних пределов неравномерность развития российских регионов. Этот неблагоприятный фон послужил катализатором процессов территориальной дезинтеграции страны, перехода значительной части ее территории в состояние устойчивой депрессии.

Территориальная дифференциация провоцировалась также скоротечной и неупорядоченной федерализацией страны, которая привела к возникновению значительных напряжений по многим направлениям государственно-территориальных отношений, обычно характеризуемым как противоречия между федеральным Центром и регионами.

Атрибутом нового российского федерализма стали межрегиональные противоречия, проявляющиеся как в политической сфере (сосуществование двух разностатусных де-факто типов регионов – национально-государственных республик и остальных «обычных» субъектов Федерации, наличие «сложносоставных» субъектов Федерации), так и в экономической сфере (конкуренция регионов за финансовую поддержку из федерального бюджета, за привлечение инвестиций, за продвижение на рынок продукции «собственных» предприятий и т.д.).

В числе новых региональных реалий следует отметить:

- гипертрофию северных территорий с экстремальными условиями проживания населения и ведения хозяйственной деятельности (2/3 территории современной России занимает зона вечной мерзлоты);

- потерю основных выходов в бассейны Балтийского и Черного морей и связанное отчасти с этим возрастание роли тихоокеанских и северных портов;

- усиление экономического тяготения Восточно-Сибирских и Дальневосточных территорий к странам Азиатско-Тихоокеанского региона;

- увеличение числа приграничных регионов;

- появление эксклавной территории.

Анализ социально-экономического развития региона предполагает выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста, существующих в регионе, и проводится по следующим разделам:

¨ анализ общего уровня развития региона;

¨ анализ пространственного потенциала региона;

¨ анализ / оценка природно-ресурсного потенциала региона;

¨ анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

¨ анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов;

¨ проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни;

¨ оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства);

¨ оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей;

¨ выявление экспортных резервов производства;

¨ оценку финансового положения;

¨ анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

Целью анализа социально-экономического положения региона является:

1) понимание существа наблюдаемых процессов и роли влияющих на них факторов;

2) выявление важных особенностей регионов, проблемных и критических ситуаций в их развитии;

3) выработка мер воздействия на эти процессы в нужных направлениях посредством различных средств государственного регулирования.

На основании разработанной Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса методики программно-целевого управления развитием региона была сформулирована глобальная цель, которая определяет комплекс задач главных подсистем региона:

Цель регионального хозяйства. Комплексное развитие инфраструктуры региона на основе рационального использования территории и природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов.

Промышленная цель. Всемерное удовлетворение потребностей населения в промышленной продукции высокого качества при минимальных затратах, соблюдений пропорций в развитии отраслей материального производства.

Агропромышленная цель. Удовлетворение потребительского спроса на высококачественную сельскохозяйственную продукцию по доступной цене и соблюдение пропорций в развитии отраслей агропромышленного комплекса региона.

Социальная цель. Обеспечение всестороннего развития личности на основе поддержания высокого уровня образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, забота об уровне жизни, условиях труда и быта, внедрение принципов социальной справедливости и демократии.

Финансово-экономическая цель. Соблюдение пропорций планомерного развития региона на основе максимизации бюджета, роста чистой прибыли. Эффективного использования муниципального имущества, роста инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринимательства.

Управленческая цель. Развитие общественного самоуправления, соблюдение законности и правопорядка. Эффективное взаимодействие всех ветвей государственной и региональной власти в условиях демократизации общества.

Типология регионов – выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании. Проводиться типология регионов может с разными целями: как научно-познавательными (в том числе для наглядного описания картины межрегиональных различий), так и практическими (например, выделение проблемных регионов в рамках региональной политики).

Цели проведения типологии во многом определяют предъявляемые к ней требования. Если типология проводится в научно-познавательных целях, то в ее основе вполне могут лежать качественные характеристики экономики регионов и/или факторов, определяющих экономическое развитие регионов. Если же типология проводится в практических целях, особенно для определения регионов, которым будет оказываться финансовая поддержка из государственного (или федерального) бюджета в рамках региональной политики, то эта типология должна быть в максимально возможной степени формализованной и основываться полностью (или, по крайней мере, преимущественно) на количественных параметрах.

Важнейшей особенностью типологии регионов, особенно проводимой в научно-познавательных целях, является отказ от использования одного и того основания деления. Обычно единство основания деления формулируется в качестве одного из правил классификации, однако в региональной экономике целесообразность ориентации на это правило подвергается сомнению. Применительно к районированию Л.В. Смирнягин ввел такое понятие, как плавающие признаки, которое вполне применимо и к типологии регионов. Регионы являются столь сложным объектом исследования, что для одной части регионов основную роль может играть одна группа признаков, для других регионов – совершенно другая. В какой-то степени единый список признаков и «плавающие признаки» не противоречат друг другу, поскольку можно заранее составить большой список признаков, а потом выбирать из него применимые для того или иного типа. Однако, единый список предусматривает деление регионов «сверху» - разграничение территории с помощью составленного набора признаков, т.е. сначала разбивку регионов на некоторое количество типов, а потом уже их характеристику по доминирующим признакам. Типология регионов на основе «плавающих признаков» предусматривает разделение регионов «снизу», когда сначала надо выявить в реальности типы регионов с помощью какой-то более сложной, часто неформализованной процедуры, сформировать представление о регионах разных типов, а только потом выявлять специфические для регионов признаки, сопоставлять их с признаками других регионов, искать несовпадения.

Предположим, мы хотим сравнить несколько российских регионов: например, Ленинградскую, Тамбовскую и Кемеровскую области. Вряд ли у кого-то вызовут сомнения такие их характеристики: Ленинградская область – часть Санкт-Петербургской агломерации с развивающейся системой морского транспорта, Тамбовская область – аграрный регион, Кемеровская область – угольно-металлургический регион. Эти характеристики в значительной степени объясняют особенности экономики этих регионов: для Ленинградской области важнейшим факторов экономического развития является близость ко второй столице России, приморское и приграничное положение со странами ЕС; для Тамбовской области – благоприятные агроклиматические условия, а для Кемеровской области – специализация на угольной промышленности и черной металлургии. Хорошо видно, что в этом примере характеристики регионам даны по совершенно разным основаниям.

Комплексная типология регионов страны, в которой основаниями для выделения типов являются ключевые признаки их развития, является задачей крайне сложной, и до сих пор в России не вполне решенной. Чаще всего встречаются типологии регионов, в рамках которых решаются частные задачи, т.е. проводится не комплексная типология регионов, а типология по каким-то отдельным составляющим экономики или политики, социальной сферы (табл. 3.5).

Варианты типологий. Самый простой вариант встречающихся типологий, который можно отнести к типологии достаточно условно, − это ранжирование регионов по одному показателю с последующим делением регионов на несколько групп. При этом выделяются регионы с крайне высокими значениями, с высокими значениями, с близкими к среднему, с низкими, с крайне низкими значениями показателя.

Второй вариант типологии – деление регионов на группы по исходному состоянию и динамике одного показателя. Например, по объемам промышленного производства на душу населения и темпам роста промышленного производства. В этом случае могут выделяться регионы с одновременно высоким уровнем развития производства и темпами его роста, с высоким уровнем развития и низкими темпами роста, с низким уровнем развития и высокими темпами роста, одновременно низкими уровнем развития и темпами роста.

Третий вариант типологии – деление регионов на группы на основе также двух, но уже разных показателей. Например, ВРП на душу населения и доли инвестиций в ВРП. Разделение регионов на типы в этом случае аналогично предыдущему варианту типологии. Выделяются регионы с одновременно высокими уровнем ВРП на душу населения и долей инвестиций в ВРП, т.е. с высоким уровнем экономического развития и относительно хорошими его перспективами; регионы с одновременно низкими уровнем ВРП на душу населения и долей инвестиций в ВРП, т.е. с низким уровнем развития экономики и продолжающимся отставанием в экономическом развитии и т.д.

Четвертый вариант типологии связан с использованием вместо частного показателя (или двух частных показателей) интегрального показателя (или показателей). Одним из примеров типологии на основе двух интегральных показателей можно считать типологию регионов по инвестиционному потенциалу и инвестиционным рискам, регулярно публикуемую журналом «Эксперт».

Пятый вариант по типологии напоминает первый, но принципиальным образом от него отличается и представляет собой типологию по одному показателю, но не единичному, а интегральному.

Таблица 3.5

Классификация типов регионов*

Тип региона Характеристика типа Субъекты Федерации (примерный перечень)
а) по географическому положению     Приморские Калининградская, Мурманская области, Приморский край
Приграничные Псковская область, Краснодарский, Хабаровский края
Внутренние Свердловская, Томская области, Республи- ка Мордовия
б) по выполняемым функциям     Столичные Москва, Санкт-Петербург
Рекреационные (Черноморское побережье Краснодарского края)
в) по уровню урбанизации     Высокоурбанизированные Тульская, Московская, Нижегородская области
Со средним уровнем урбани-зации Курская область, Краснодарский край
С преобладанием сельского населения Республики Дагестан, Калмыкия, Алтай
г) по уровню и типу хозяйственного развития     Индустриальные Нижегородская, Свердловская области
Индустриально-аграрные Волгоградская, Липецкая области
Аграрно-индустриальные Курганская область, Республика Чувашия
Аграрные Республики Калмыкия, Тыва
д) по времени и стадиям хозяйственного освоения     Старопромышленные Тульская область
Вторичного индустриального освоения Белгородская область
Нового освоения Иркутская область
Пионерного освоения Ямало-Ненецкий АО
е) по отраслевой специализации     Моноотраслевые Камчатский край, Ханты-Мансийский АО
С несколькими отраслями специализации Кемеровская область
Многоотраслевые Самарская область
ж) по стадиям промышленного освоения Ресурсные Республика Коми
Базовых отраслей Вологодская область
Обрабатывающих отраслей Ивановская область

* Источник: Региональная экономика / Градов А.П., Кузин Б.И., Медникова М.Д., Соколицын А.С. – СПб.: Питер, 2003. – С.12-13.

Частные типологии не менее значимы, чем комплексные. Если комплексные типологии позволяют получить представление об экономике регионов в целом, то частные типологии позволяют лучше разобраться в отдельных элементах экономики регионов.

Разграничение типов на основе количественных данных. При разработке всех рассмотренных вариантов типологии перед исследователем стоит задача проведения границ между типами регионов. В этом случае возможны различные способы действия. Если речь идет о разделении регионов на группы по одному показателю (неважно, частному или интегральному), то в этом случае вариантами являются:

● разделение регионов по так называемым «естественным разрывам», возникающим в распределении регионов по тому или иному показателю (например, если значения показателя составляют 9,10, 11, 21, 22, 23, то совершенно очевидно напрашивается деление на две группы: регионы со значениями показателей 9, 10,11 и регионы со значениями показателей 21, 22,23); однако «естественные разрывы» возникают далеко не всегда, поэтому приходиться руководствоваться и другими правилами;

● если регионы по значению того или иного показателя распределяются сравнительно равномерно, то имеет смысл ограничиться использованием равных интервалов. Например, от 10 до 19, от 20 до 29, от 30 до 39 и т.д.;

● если регионы по величине того или иного показателя распределены неравномерно (допустим, есть несколько лидеров, группа «середнячков», а дальше идет массив регионов со всевозможными значениями показателя, но без «естественных разрывов»), то целесообразно использовать кратные интервалы в значениях показателей (например, регионы со значениями показателя от 20 до 40, от 40 до 80, от 80 до 160).

На практике нередко приходиться сочетать описанные методы. В частности, при большом разбросе показателей (особенно максимальных) за основу берется кратная шкала. Но ее границы корректируются под существующие «естественные разрывы». Допустим, есть 10 регионов со следующими значениями показателей: 21, 23,30, 38, 46, 58, 70, 82, 134, 157. Можно предложить следующие интервалы для определения типов: 20−40, 40−85, 85−160.

Безусловно, определение границ между группами регионов, как и многие элементы в интегральных оценках, является в некоторой степени процессом субъективным.

Встречающиеся в литературе типологии, основанные на использовании количественных показателей, чаще всего основываются на описанных выше простых подходах. Однако существует и довольно сложные математические методы построения многомерных типологий регионов России, прежде всего кластерный анализ (типологии, в рамках которых регионы делятся на группы на основе анализа нескольких показателей, не сводимых в один-два интегральных). При этом использование сложных математических методов отнюдь не является гарантией высокого качества проводимой типологии. поскольку не может заменить знаний эксперта об особенностях экономики регионов и сравниться в содержательном плане с типологиями, основанными на «плавающих признаках». Более того, даже простые типологии на основе 1−2 показателей оказываются для потребителей намного полезнее сложных математических моделей в силу прозрачности используемой методики.

Типология регионов для целей региональной политики. Для осуществления задач государственной региональной политики необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов.

Основанием для выделения разного рода типов регионов для целей региональной экономической политики являются проблемы регионов, требующие своего решения в рамках региональной политики. Проведение типологии регионов на основе качественного подхода связано с тем, что количественные методы крайне ограничены в возможностях выявления причин возникновения тех или иных проблем развития конкретной территории.

В составе современной России совсем немногие регионы занимают довольно сильные позиции и продолжают наращивать собственную инвестиционную привлекательность на фоне гораздо более многочисленной совокупности регионов, испытывающих значительные трудности с реструктуризацией их экономик. Именно эта группа так называемых проблемных регионов оказывает доминирующее воздействие на темпы регионального развития.

В соответствии с принятой в региональной науке терминологией, проблемными регионами считаются такие территории, которые в сложившихся социально-экономических условиях не в состоянии самостоятельно решить наиболее острые проблемы своего развития (в том числе реализовать имеющийся экономический потенциал) и поэтому требуют активной государственной поддержки.

Как показывает сложившаяся практика, в современных социально-экономических условиях развитие кризисных тенденций в регионах или сохранение экономической стабильности во многом обусловлены воздействием динамики важнейших макроэкономических процессов, а также все более возрастающим влиянием внешнеэкономических факторов, связанных с углублением процессов глобализации в мировой экономике.

В настоящий период на территории РФ практически отсутствуют беспроблемные регионы. Так, экономически наиболее развитый субъект Федерации – город Москва – имеет кризисную ситуацию по экологии, состоянию транспортной инфраструктуры, развитию демографических процессов. Хотя каждый регион имеет свои проблемы, но далеко не каждый регион имеет смысл относить к числу проблемных. Лишь территории, не имеющие возможности самостоятельно реализовать свой потенциал и требующие помощи со стороны государства, можно отнести к этой категории. При этом число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Острота и характер сочетания различных проблем, сконцентрированных на определенной территории, отражают специфику того или иного региона. В то же время можно выделить некоторые аспекты «проблемности» современного социально-экономического положения регионов России.

Во-первых, границы проблемных регионов не всегда совпадают с границами субъектов РФ. Кризисная ситуация в экономике или социальной сфере может быть ограничена лишь частью субъекта РФ, например, несколькими муниципальными образованиями или группой сопредельных муниципальных образований, относящимся к двум или нескольким субъектам РФ (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.).

Во-вторых, значительная дифференциация экономического потенциала регионов и влияющих на него факторов регионального развития (благоприятные природно-климатические условия, наличие значительных запасов ценных минерально-сырьевых или топливно-энергетических ресурсов, высокий уровень развития региональной инфраструктуры, выгодное геоэкономические положение, наличие квалифицированных кадров и т.д.) в каждом конкретном случае;

В-третьих, наличие необходимых внутренних предпосылок к устойчивому саморазвитию регионов или системный характер экономических и социальных проблем в регионах, обусловливающих их общее кризисное состояние.

Регионы с системным характером экономических и социальных проблем отличаются:

а) сравнительно низкой по отношению к среднероссийскому уровню экономической активности в данном регионе, характеризуемой среднедушевым уровнем производства ВРП;

б) относительно низким уровнем реальных денежных доходов населения;

в) чрезмерно высоким уровнем общей безработицы экономически активного населения;

г) крайне низким уровнем инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

д) сравнительно низким уровнем бюджетной обеспеченности региона за счет собственных источников дохода;

е) отсутствием позитивных устойчивых тенденций основных характеристик социально-экономического положения региона.

Проблемные регионы имеют свою специфику, связанную с характером и сочетанием на их территории различных экономических и социальных проблем. Выявление различных типов регионов определяется требованиями научного анализа причинно-следственных связей в процессах территориального развития, его прогнозирования на перспективу, а также необходимостью обоснования решений, принимаемых в сфере государственной региональной политики.

При разработке типологии проблемных регионов РФ могут быть использованы следующие исходные принципы научного анализа и классификации возникающих проблем, позволяющие принимать более обоснованные решения в сфере государственной региональной политики.

1. Выявление различий в составе и степени взаимосвязанности между собой территориально-локализованных экономических и социальных проблем, включая кризисные ситуации.

2. Определение характера происхождения в регионах комплекса экономических и социальных проблем, причин возникновения региональных кризисных ситуаций, обусловливающих современное состояние экономики и социальной сферы территорий.

3. Учет степени влияния возникающих региональных проблем и территориально-локализованных кризисных ситуаций на современное социально-экономическое положение России в целом.

4. Выявление уровня зависимости текущих региональных проблем и возникающих кризисных ситуаций от изменения конъюнктуры мирового рынка и воздействия других внешнеэкономических факторов.

5. Выявление характера и уровня территориальной локализации экономических и социальных проблем. Здесь могут учитываться региональные проблемы и кризисные ситуации, масштаб локализации которых изменяется от отдельных городов и муниципальных образований до групп сопредельных субъектов Федерации.

6. Учет сравнительных масштабов возможного использования потенциала внутрирегиональных факторов (финансовые ресурсы, существующая региональная инфраструктура, наличие квалифицированных кадров и т.д.) для решения комплекса экономических и социальных проблем в регионах.

7. Сочетание ситуационного анализа существующих региональных проблем и характера различных кризисных ситуаций с анализом проявляющихся тенденций и основных причин их возникновения и изменения.

Типология регионов по главным проблемам регионального развития, разработанная Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов.

В числе этих типов, в частности, были представлены традиционно отсталые регионы, депрессивные, традиционно-развитые, программно-развивающиеся (ресурсные), приграничные, конфликтные и др. При этом внутри каждого типа были выделены более мелкие группы территорий, образующих отдельные подтипы.

Типы проблемных регионов. Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами, при выделении которых используют два подхода.

Первый подход – это оценка регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. К этой группе правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействую природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

В соответствии с этим на территории России в 1990-е гг. выделили четыре кризисных пояса. Центральный (охватывал части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов) отличался высоким уровнем депопуляции населения, неблагополучной экологической обстановкой (Чернобыль), спадом производства и др.

Южный (сопредельные регионы Северного Кавказа и южной части Поволжья) характеризовался значительным спадом производства, низким уровнем жизни, сосредоточением большого количества беженцев и вынужденных переселенцев из республик Северного Кавказа и бывших республик СССР (регион террористической опасности).

Уральский концентрировал базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомную промышленность.

Сибирский, (юг Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока) демонстрировал низкий уровень жизни, ухудшающееся состояние научно-технического потенциала, сложную миграционную ситуацию.

Вне рассмотренных кризисных поясов находились также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание.

Второй подход ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов, в основе которого лежит типология по основополагающим проблемам. В связи с этим выделяют экономически слаборазвитые (отсталые) регионы, депрессивные территории, приграничные регионы.

Экономически слаборазвитые регионы. Главным фактором, препятствующим стабильному экономическому росту этих регионов, является крайне низкий общий уровень их развития. Именно данный фактор определяет реальные возможности того или иного субъекта Федерации самостоятельно преодолевать кризисное состояние экономики и социальной сферы на основе мобилизации внутренних резервов и источников экономического развития.

При выявлении слаборазвитых регионов необходимо прежде всего основываться на их ключевых признаках, к числу которых относятся:

● крайне низкий общий уровень интенсивности хозяйственной деятельности;

● значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, а также уровню развития отраслей социальной сферы;

● общая неразвитость хозяйственной структуры региона, низкий уровень ее диверсификации с преобладанием сырьевых отраслей промышленности и (или) сельскохозяйственного производства;

● крайняя неразвитость всех основных типов региональных рынков;

● относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу. Их отличает низкий образовательный и профессиональный уровень рабочей силы, социально-экономическая, политическая и культурная отсталость, наибольшая среди субъектов Федерации дотационность территориальных бюджетов. К этой группе относят Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея. Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Тыва, Алтай. Как правило, такие районы расположены на периферии.

Депрессивные регионы некогда процветали и укрепляли экономику своей страны, входили в число лидирующих по уровню своего развития территорий, но потом стали кризисными. Они характеризуются сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженсеско-сбытовых связей (легкая промышленность) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы совсем недавно отличались глубоким и теперь еще отличаются неизжитым экономическим спадом, высокой безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. К таким районам относятся: Архангельская, Псковская, Брянская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тамбовская, Кировская. Пензенская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края, Удмуртия, Курганская область, Алтайский, Забайкальский и Хабаровский края, Еврейская АО.

Среди депрессивных районов можно выделить старопромышленные. Ими считаются районы, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменений спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными и либо полностью прекратили производственную деятельность, либо находятся в стадии стагнации.

По сравнению с аграрными и аграрно-индустриальными районами депрессивные представляют собой более благодатный объект региональной политики, так как в них возможно использование агломерационного эффекта от уже существующей инфраструктуры и основных фондов. Как правило, необходимо не создавать производственные мощности, а лишь модернизировать их, не готовить новые кадры, а переобучать имеющиеся. В отсталых районах нет необходимых центров развития, которые способны благодаря небольшим краткосрочным вливаниям генерировать новое развитие.

Приграничные регионы – особый объект региональной политики. Они играют важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества, а входящие в них территории испытывают существенное влияние государственной границы. Основными функциями границы являются барьерная, фильтрующая и контактная, при этом выделяют три уровня приграничья:

- макроуровень – все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам;

- мезоуровень – административные районы в составе субъектов федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, куда включаются и города на территориях этих районов;

- микроуровень – приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу (Ивангород у эстонской границы, Советск – у литовской, Гуково – у украинской, Троицк – у казахстанской). Российские эксперты определяют среднюю ширину приграничной полосы в 5 км, а по правилам ВТО (Всемирной торговой организации) она определяется в 15 км по обе стороны границы.

Приграничные районы могут быть как проблемными, так и. наоборот, перспективными с точки зрения экономического роста. Проблемность или перспективность определяются в основном характером соседства: если нет возможностей для масштабного сотрудничества, приграничные районы становятся периферийными и. следовательно, отстают от остальных территорий в экономическом развитии.

Помимо отсталых, депрессивных, старопромышленных и приграничных регионов объектами региональной политики становятся следующие типы регионов.

● Во-первых, крупнейшие агломерации, которые сталкиваются с транспортными, экологическими и другими проблемами, и в отношении которых разрабатываются специальные программы децентрализации.

● Во-вторых, территории нового ресурсного освоения, для которых обычно разрабатываются специальные программы развития.

● В третьих, северные районы, суровые природно-климатические условиях которых не позволяют этим территориям существовать без специальной государственной поддержки.

Литература:

1. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Основы региональной экономики. – М – Ростов-на-Дону, ИКЦ «Март», 2007.

4. Климов А.А. Системные преобразования социально-экономического пространства проблемных территорий. В кН.: Проблемы государственной политики регионального развития России. – М.: Научный эксперт, 2008.

5. Кистанов В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства). К реформе территориального устройства. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

6. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

7. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

8. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. – М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Региональная экономика / Градов А.П. и др. – СПб.: Питер, 2003.

10. Региональное измерение государственной экономической политики России. – М.: Научный эксперт, 2007.

11. Смирнягин Л.В. Районы США: Портрет современной Америки. М.: Мысль, 1989.

12. Суркова С.А., Шушарина В.В. Депрессивные регионы: типологические особенности и механизмы преодоления депрессивности // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1(94).

Контрольные вопросы:

  1. С чем связано нарастание межрегиональных различий в РФ?
  2. Какие новые региональные реалии усиливают территориальную дифференциацию экономического пространства страны?
  3. По каким признакам можно провести типологию регионов России?
  4. Дайте характеристику существующих вариантов типологий.
  5. Назовите современные аспекты «проблемности» социально-экономического положения регионов России.
  6. Какие принципы научного анализа и классификации используют при развработке типологии проблемных регионов в нашей стране?
  7. Какие признаки характерны для слаборазвитых регионов России?
  8. Перечислите виды проблемных регионов, являющихся объектами региональной политики.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: