Беларусь, в депутаты

Республики Беларусь

Порядок выборов Президента РБ).

Статус президента РБ).

?????????????????????????????????????????????

???????????????????????????????

63. Понятие и соотношение избирательной системы и избирательного права.

1 (Понятие избирательно права и избирательной системы)

Согласно ст1 Конституции РБ Беларусь – демократическое государство. Основным проявлением демократии можно считать выборы. Выборы представляют собой формирование государственных органов народом или его представителем в общественном голосовании. В понятии выборов можно выделить два аспекта:

субъектом выборов является народ (граждане государства) либо представитель народа

сам термин выборы предполагает наличие альтернативных кандидатов на государственные должности, один из которых и выбирается народом.

Посредством выборов в демократическом государстве должны формироваться самые важные органы власти. При этом не обязательно, чтобы органы всех ветвей власти избирались народом. Как правило, путем выборов формируются следующие органы:

законодательный орган – парламент

местные государственные органы

глава государства (президент)

В западных государствах нередко посредством выборов формируются и иные органы власти (суды, прокуратуры). В СССР, например, население избирало судей.

Помимо выборов государственные органы могут формироваться также другими способами: назначением, избранием коллегиальным государственным органом.

Наряду с рассмотренным понятием выборов данный термин может использоваться в широком смысле, включая в себя помимо собственно выборов также отзыв ранее избранных лиц и референдум. Таким образом, широкое понятие выборов состоит из всех видов народного голосования. Правовое регулирование выборов осуществляется следующими актами:

1) Конституцией РБ, раздел 3 посвящен выборам. В данном разделе закрепляются наиболее общим положения (принципы) избирательных отношений. Особенности выборов тех или иных должностных лиц регламентируются разделом 4 Конституции РБ. В частности, в главах о президенте, парламенте, закреплены требования, которые определяются к кандидатам на соответствующие должности. Кроме того, раздел 5 регламентирует некоторые особенности выбором местных государственных органов. Следовательно, в РБ посредством выборов формируются следующие Гор: президент, ПП и СР Национального собрания, МСД.

2) Избирательный кодекс регулирует абсолютное большинство аспектов выборов в РБ. Это комплексный НА, который устанавливает не только общие принципы избирательных отношений, но и детальнейшим образом регулирует процедуру выборов. Главная особенность ИК как кодифицированного акта: он объединяет нормы не целой отрасли права, а лишь одного из конституционно правовых институтов.

3) Закон «О центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов»; декрет президента «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидатов в президенты и членов их семей».

Центризбирком вправе принимать правовые акты, регулирующие избирательные отношения. Нормы названных правовых актов образуют конституционно-правовой институт избирательного права. Данный институт регулирует подготовку и проведение собственно выборов, отзывы ранее избранных лиц, референдум.

От избирательно права как института следует отличать субъективное избирательное право, которое означает право лица избирать и быть избранным в Гор. Избирательное право в субъективном смысле закреплено в разделе 2 Конституции.

Можно выделить следующие черты конституционно-правового института избирательного права:

Данный институт сочетает в себе признаки конституционно-правового института статуса личности (закрепляя, например, право граждан РБ избирать и быть избранными), а также конституционно-правового института ГОр (закрепляя, например, полномочия президента, Ценризбиркома при подготовке и проведению выборов).

Данный институт состоит из большого числа норм. Множественность избирательных норм явилась главной причиной объединения данных норм в избирательный кодекс

Абсолютное большинство избирательно-правовых норм носит процессуальный характер (в широком смысле слова «процесс»). В узком слове процесс – деятельность суда по привлечению к ответственности. Процессуальность норм избирательного права обозначает, что они регламентируют не столько права и обязанности субъектов, а процедуру (процесс) их деятельности. В частности, избирательное право закрепляет процедуру работы избирательных комиссий, деятельности кандидатов на государственные должности, избирателей и других лиц. В силу своего процессуального характера нормы избирательного права являются очень детальными и конкретными. Детали отличают демократические выборы от недемократических (что делать с ящиком для бюллетеней в конце дня выборов).

В литературе и законодательстве зачастую употребляется термин «избирательная система». Именно такое название носит первая глава раздела 3 Конституции РБ. Избирательная система близка по содержанию к понятию выборов. Как и всякая система, состоящая из совокупности элементов и их взаимосвязей, избирательная система включает в себя субъекты выборов всех избирательных отношений (народ, избирательные комиссии, кандидаты), их взаимосвязи, финансовые средства на проведение выборов, а также другие субъекты. Избирательная система – один из объектов выборов (более узкое понятие, чем выборы – состоит их элементов).

Названное выше понятие ИС является широким подходом к ее определению. В западной литературе наиболее распространенным является узкий подход к понятию ИС. При этом она понимается лишь как способ определения победителей на выборах.

Различают два основных типа ИС:

1. Мажоритарный (большинство). При мажоритарной системе, которая может применяться и по отношению к отдельным кандидатам, и по отношению к партиям, победителем считается лишь одно лицо, которое набрало большинство голосов избирателей. Именно такой тип ИС существует в РБ. Эта система подвергается критике, т.к. имеет недостатки (49,5% против 50,5%).

Разновидности мажоритарной системы:

Система абсолютного большинства: избранным считается лицо, которое набрало более половины голосов избирателей (50% + 1 голос). Такая разновидность ИС закреплена в РБ.

Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое набрало любое число голосов, но больше, чем его конкуренты.

Система квалифицированного большинства: избранным считается лицо, которое набрало большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства

2. Пропорциональный – может применяться при избрании только партий, а не отдельных кандидатов. При пропорциональной системе избранными считаются не одна, а несколько партий, число голосов которых в парламенте зависит (является пропорциональной) от числа поданных за них голосов избирателей.

В большинстве современных государств применяется мажоритарная ИС (РБ, США, Франция, Англия). Пропорциональная система существует в 60 государствах (Израиль, Дания). Некоторые страны используют ИС, сочетающие в себе элементы и мажоритарной и пропорциональной ИС (Россия). Тенденция к сужению круга органов, избираемых населением.

64. Конституционные принципы избирательной системы и их взаимосвязь.

2) (Принципы избирательного права.)

Принципами ИП именуются самые важные правовые положения, которые определяют наиболее существенные аспекты выборов. Эти принципы можно также называть и принципами ИС (выборов). В Конституции РБ закреплены следующие избирательные принципы:

1) Всеобщность выборов: абсолютное большинство население должно принимать участие в избирательном процессе. Принцип предполагает недопущение дискриминационных ограничений для участия граждан в выборах (народные голосования). Принцип всеобщности выборов противостоит цензовому ИП, которое было распространено в 19в. Цензовое ИП предполагает установление запретов или ограничений на участие в выборах для многочисленных категорий населения. Данные запреты и ограничения называются цензом. Два самых распространенных ценза: половой и имущественный.

Количественным выражением всеобщности ИП – 7 миллионов избирателей (30 000 зэков). Ограничения не должны носить несправедливого характера (возрастные ограничения). Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений на участие в выборах для некоторых категорий лиц. ВРБ установлены следующие ограничения:

Возрастной ценз: в выборах вправе принимать участие лица, достигшие 18-летнего возраста. Максимального возраста для участия в выборах не установлено.

Гражданский ценз: в выборах могут участвовать только граждане РБ, Исключение: постоянно проживающие в РБ граждане РФ, но только при выборах в местные советы.

Дееспособность: не допускаются к участию в выборах недееспособные лица, признанные таковыми решением суда.

Отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы. УК устанавливает большое число наказаний – 11. В том числе лишение свободы, ограничение свободы, исправительные работы и др.

Применение в отношении лица такой меры УгПроц принуждения, как содержание под стражей (арест). Данное ограничение распространяется только на активное ИП. Заключение под стражу еще не является наказанием, но применяется по отношению к подозреваемым.

2: Свобода выбора. Включает два элемента. 1) гражданин может участвовать, а может не участвовать в выборах; 2) гражданин сам решает, за кого голосовать. Принцип свободы выборов противоположен принципу т.н обязательного вотума. В некоторых государствах, в т.ч демократических (Китай, Аргентина) – участие в выборах – обязанность, а не право граждан. За ее нарушение предусматривается юридическая ответственность (обычно - штрафы).

3: Гласность выборов: предполагает обязанность государства принимать меры для максимального освещения подготовки и хода выборов в СМИ. В том числе путем опубликования правовых актов о назначении выборов, информации о кандидатах на государственные должности, их предвыборных программах, а также значение данного принципа связано со статусом наблюдателя. Наблюдателями согласно ИК являются лица, которые обеспечивают контроль над соблюдением законодательства в ходе выборов. Эта инициатива исходит от самих граждан. Статус наблюдателя является одним из ключевых моментов в определении того, является ли ИС государства действительно демократической (не вправе наблюдать за подсчетом бюллетеней непосредственно). ИК детально регулирует права и обязанности наблюдателя. Например, они вправе присутствовать на участке для голосования с момента начала голосования до подведения итогов выборов; знакомиться с протоколами избирательных комиссий, в которых зафиксированы результаты голосований; обращаться с жалобами на решения и действия ИК. Запрет: не вправе нарушать тайну голосования, вести опрос проголосовавших граждан; воздействовать на избирателя с целью склонить их проголосовать за какого-либо кандидата, не вправе вмешиваться в деятельность ИК; непосредственно наблюдать за подсчетом голосов.

4: Равенства – включает два элемента. 1) у всех избирателей одинаковое число голосов; 2) кандидаты на государственные должности участвуют в выборах на равном основании. Обеспечить равенство выборов сложно (выборы главы государства). Нарушался в советское время (1 рабочий от 5 000, 1 крестьянин – от 50 000).

5: Прямые выборы: лица избираются на государственные должности непосредственно народом. Исключение в РБ: выборы членов Совета Республики, когда применяется косвенное ИП. В последнем случае формирование ГО осуществляется не народом непосредственно, а его представителями (депутатами местных советов).

6: Тайна голосова ния: граждане вправе отдавать свой голос (заполнять избирательный бюллетень) в таких условиях, которые исключают контроль над их волеизъявлением со стороны любых других лиц. Принцип тайны голосования следует отличать от противоположного ему на первый взгляд принципа гласности выборов. Последний принцип касается не граждан, а обязанности государства освещать в интересах этих граждан подготовку к выборам.

7: Государственное финансирование выборов: исходя из принципа равных выборов, не допускается использование денежных и иных средств частных лиц в ходе выборов. Все расходы на проведение выборов осуществляются только государством, а та их часть, которая направляется кандидатам на государственную должность, должна распределяться поровну.

8: Выборы организуются специально создаваемыми для этих целей независимыми государственными органами. ИК являются специфическими органами, которые носят государственно-общественный характер, поскольку формируются из представителей, предлагаемых гражданами, партиями, трудовыми коллективами. Система ИК не подчиняется ни одному из ГО. Лишь суды, могут отменять решения ИК, противоречащие законодательству.

Перечисленные принципы ИС являются ее важнейшим элементом и определяют содержание всего избирательного законодательства.

65. Избирательный процесс (стадии выборов).

(Избирательный процесс (ИПЦ) и его стадии)

Является составной частью ИС. ИПЦ - процедура деятельности всех участников выборов (кандидатов, избирателей, других лиц). Именно ИПЦ является основным элементов в предмете избирательного права. Большинство норм избирательного права (ИП) регулируют именно ИПЦ. Кроме норм об ИПЦ институт ИП содержит нормы о праве граждан избирать и быть избранными (материальные нормы), по полномочию ИК, иных органов, участвующих в выборах. А также иных избирательных систем. ИПЦ состоит из большого числа стадий, которые последовательно сменяют друг друга:

1) назначение выборов. Несмотря на то, что всю текущую работу по подготовке и проведению выборов осуществляют ИК, они не наделены правом принимать решение о назначении этих выборов. Исключительно важная роль, которую играют выборы в деятельности государства, проявляется в том, что назначение выборов относится к компетенции высших органов государства. По общему правилу, ГО не должен назначать проведение собственных выборов. В соответствии с этим правилом, выборы президента РБ назначаются ПП, выборы в ПП и СР Национального собрания назначаются президентом. Выборы в МСД назначаются президентом. Выбора должны назначаться и проводиться до истечения срока полномочий ГО, который подлежит формированию в ходе выборов

2) формирование ИК. Формируются лишь УИК, ОИК, ТИК, поскольку ЦИК действует постоянно в отличие от всех ИК. ИК второго уровня можно считать временными ГО, которые действуют лишь в момент проведения выборов

3) выдвижение кандидатов на государственные должности и их регистрация. Порядок выдвижение кандидатов на государственные должности является одним из ключевых аспектов ИПЦ, поскольку позволяет определить степень его демократизма. Данный порядок позволяет ответить на вопрос "из числа каких кандидатов граждане могут избрать своих представителей в ГО". Демократизм порядка выдвижения кандидатов предполагает участие в данном процессе максимально широкого круга лиц. Порядок выдвижения кандидатов должен быть схож с порядком выдвижения представителей в состав ИК. Правом выдвигать кандидатов на государственные должности в РБ обладают:

граждане путем сбора подписей. Законодательство закрепляет, в зависимости от вида выборов, какое число подписей граждан необходимо собрать. Например, для выдвижения кандидата в депутаты ПП требуется не менее 1000 подписей избирателей. Выдвижение кандидата в президенты может осуществляться только путем сбора подписей избирателей. При этом надо собрать не менее 100 000 таких подписей. ЦИК имеет право доступа к данным паспортно-визовой службы

трудовые коллективы (ТК). Избирательное законодательство употребляет в данном случае именно термин трудовой коллектив, а не, например, организация, учреждение или предприятие. Дело в том, что на предприятии все основные решения принимаются единолично руководителем. Выдвижение же кандидата трудовым коллективом предполагает принятие решения об этом большинством голосов работников предприятия (ТК как субъект выдвижения кандидата). Законодательство устанавливает требование к численности ТК, которые вправе выдвигать кандидата. (300 человек - для кандидата в ПП).

3) политические партии. Решение о выдвижении кандидатов принимается руководящим органом политической партии. Если все нормы законодательства о выдвижении кандидатов соблюдены, ИК проводят регистрацию выдвинутых лиц. Данная регистрация служит основанием для возникновения определенных прав и обязанностей кандидатов.

4) предвыборная агитация - обсуждение всех вопросов, связанных с выборами и высказывание своего мнения кандидатами на государственные должности, их доверенными лицами, избирателями, политическими париями, трудовыми коллективами, общественными объединениями. В процессе агитации обсуждаются, в частности, предвыборные программы кандидатов, их деловые и личные качества, шансы кандидатов на выборы. В ходе агитации необходимо придерживаться определенных запретов, установленных законодательством. Две группы запретов: не допускается пропаганда войны, национальной и религиозной вражды, нельзя призывать к насильственному свержению конституционного строя, допускать клевету и оскорбление в отношении участников избирательного процессов. Законодательство запрещает кандидатам, иным лицам склонять избирателей к принятию выгодного им решения при голосовании путем использования имущественных ценностей. Право на участие в агитации является одним из важных правомочий зарегистрированных кандидатов на государственные должности. ИКД закрепляет следующие права и гарантии кандидатов:

право выступление в СМИ

иметь предвыборную программу

право на содействие со стороны доверенных лиц

на использование выделенных государством денежных средств

на содействие со стороны ИК, других ГО (предоставление помещения, помощи в оповещении избирателей)

Наряду с правами кандидаты на государственные должности несут определенные обязанности:

1) они не вправе использовать свое служебное положение в ходе выборов (Виктор Шейман - глава администрации был назначен главой избирательной кампании)

2) не вправе допускать ложь и оскорбление в сторону своих оппонентов

3) не вправе использовать денежные средства на свою избирательную кампанию помимо тех, которые выделены государством

5. голосование. Следует иметь ввиду, что понятие выборов и ИПЦ является значительно более широким, чем понятие голосования. Голосование - лишь одна из стадий ИПЦ. Выборы начинаются с принятием решения о назначении выборов.

Голосование -процедура непосредственной подачи голоса избирателями. Это выражается в заполнении избирательного бюллетеня. Процедура голосования проходит на ИУ (в помещении УИК). ИКД позволяет выделить три вида голосования:

1 ) обычное голосование - осуществляется в специально установленный для этого день

2) досрочное голосование - осуществляется не ранее, чем за 5 дней до дня обычного голосования. Смысл досрочного голосования заключается в предоставлении возможности проголосовать тем гражданам, которые в силу тех или иных причин не могут этого сделать в день обычного голосования. Никакого объяснения причин невозможности прийти в день голосования не требуется. В ходе досрочного голосования (30% - на выборах 2006г президента).

3) Голосование по месту нахождения избирателей. В отличие от досрочного голосования оно осуществляется в день обычного голосования, но не в помещении УИК, а по месту нахождения избирателя. Данный вид голосования обеспечивает возможность проголосовать для лиц, которые в силу состояния своего здоровья или иных причин не могут явиться в помещение участковой комиссии.

Важнейшим принципом, действующим на стадии голосования, является тайна голосования.

6. Подведение итогов выборов. Данная стадия включает в себя подсчет голосов и на их основе определение результатов голосования. ИК на данной стадии устанавливает:

число граждан, принявших участие в голосовании

число голосов, поданных за каждого кандидата

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в списки избирателей. Победившим (избранным) считается кандидат, который набрал более половины голосов лиц, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал такого числа голосов, то проводится второй тур выборов с участием двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов (1994 Лукашенко 45% и Шушкевич). Во втором туре выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в списки избирателей (по выборам президента); более 25% граждан, включенных в списки избирателей (по остальным видам выборов). Выборы могут быть признанны несостоявшимися не только при ненадлежащей явке избирателей, но и при нарушении ИКД. В последнем случае проводятся повторные выборы. Конституция не допускает отсутствие какого-либо органа.

66. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

(Ответственность за нарушения законодательства о выборах)

Существует три вида такой ответственности:

1. Уголовная ответственность. УК предусматривает два вида преступлений в ходе выборов:

ü воспрепятствование гражданам в осуществлении их права свободно избирать и быть избранными. Чтобы считаться преступлением, такое деяние должно совершаться путем насилия, угрозы, обмана (часто в отношении кандидатов со стороны конкурентов)

ü заведомо неправильный подсчет голосов членами ИК, внесение ими недостоверных данных о результатах голосования, нарушение тайны голосования (помеченные избирательные бюллетени, контроль над процессом голосования).

За совершение данных преступлений возможно применение наказания в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

2. Административная ответственность (АО)- наступает за правонарушения, являющиеся менее существенные, чем рассмотренные выше. АО закреплена в КоАП данный кодекс предусматривается три вида правонарушений:

ü незаконное использование денежных средств на выборах

ü повреждение агитационных материалов, плакатов

ü нарушение процедуры подсчета голосов. Такое правонарушение не предполагает умышленное искажения результатов голосования

3. Конституционная ответственность предусмотрена самим ИКД, может выражаться в отмене ИК регистрации кандидата, который допустил нарушение.

67. Понятие и назначение референдума. Виды референдумов.

(Понятие и назначение референдума. Виды референдумов.)

Наряду с выборами референдум является важнейшей формой демократии.

Референдум - принятие решения по важнейшим вопросам путем народного голосования. Референдум - принятие решения по любым важнейшим вопросам кроме избрания. Большая численность населения современных государств делает невозможным частого использование референдума. Кроме того, усложнение общественной жизни, государственного управления также ограничивают возможность обращения к народу за принятием решения. В истории суверенной РБ с момента после распада СССР референдумы проводились три раза:

1) 1995 - на референдум были вынесены вопросы о придании русскому языку статуса государственного языка, о замене государственной символики. Инициатива президента

2) 1996 - на референдум вынесена новая редакция Конституции, предусматривающая усиление полномочий президента, а также вопросы о переносе Дгя независимости, об отмене смертной казни. Инициатива президента.

3) 2004 - путем референдума было внесено изменение в Конституцию, которое позволяла одному и тому же лицу избираться на пост президента неограниченное число раз. Инициировался президентом

Можно выделить несколько видов референдумов:

1. республиканские - проводятся по вопросам общегосударственного значения

2. местные - проводятся по вопросам местного значения, которые при этом входят в компетенцию местных ГО. Ни одного местного референдума в истории РБ не проводилось

3. императивные - проводятся по вопросам, которые могут решаться только путем референдума, то есть ни один ГО не вправе принять данные вопросы к своему ведению. Так, внесение изменений в некоторые разделы белорусской Конституции может осуществляться только на референдуме

4. инициативные - проводится для решения вопросов, способных входить в компетенцию ГО. Например, внесение изменения в обычный закон возможно как путем референдума, так и парламентом

5. обязательные - их решения имеют юридическую силу и должны исполняться ГО и самими гражданами

6. рекомендательные - их решения не обязательны для исполнения. На один референдум могут быть вынесены как обязательные, так и рекомендательные вопросы (об отмене смертной казни)

Референдумы могут проводиться для решения любых вопросов, однако данные спросы должны иметь важнейшие значение в жизни общества (или АТЕ). Конституция допускает установление круга вопросов, которые не могут выноситься на референдум: это, например, вопросы, принятие решений на которые требует специальных познаний (в области формирования государственного бюджета) либо нуждается в особо взвешенном подходе (амнистия, помилование осужденных).

Большое значение референдума в жизни общества предопределяет сложный порядок его назначение. Право назначать республиканские референдумы принадлежит только президенту. Решение о назначении референдума президент принимает по предложению палат парламента, граждан, в количестве не менее 450 000, а также по собственной инициативе. Местные референдумы назначаются МСД по собственной инициативе, либо по предложению не менее 10% граждан АТЕ.

68. Юридическая сила референдумов.

(Юридическая сила решения, принятого на референдуме)

Юридические последствия референдума зависят от того, является ли он обязательным или рекомендательным. Решения рекомендательного референдума не имеют обязательную силу, тем не менее на практике учитываются государством (Греция- вопрос о правостороннем движении). Решение обязательного референдума имеет обязательную силу.

В науке существует дискуссия относительно того, является ли решение обязательного референдума самостоятельным НПА или разновидностью закона. В законодательстве РБ (закон "О НПА РБ") решение референдума определено в качестве самостоятельного вида НПА. В любом случае, решение, принятое на референдуме может быть изменено или отменено только самим референдумом. Исключение составляют случаи, когда в вопросе, вынесенном на референдум, специально оговорена возможность изменения принятого решения каким-либо ГО.

Решение, принятое на референдуме, может вносить изменения и дополнения в Конституцию, законы, акты президента, других ГО. Референдум может проводиться и по вопросам, которые на этот момент не урегулированы ни одним из действующих актов.

Решение референдума может носить как нормативный, так и ненормативный характер (строить или не строить АЭС).

Решения республиканского референдума подписываются президентом, а местного референдума - руководителем местного ИИРО (председателем).

69. Референдумы в Республике Беларусь.(бля см. 67,68)

70. Президент - Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.?????????????????

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь:

1) Олицетворяет единство народа,

2) гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики,

3) представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

4) принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности,

5) обеспечивает политическую и экономическую стабильность,

6) преемственность и взаимодействие органов государственной власти,

7) осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Статья 6. Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Статья 7. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.?

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

Статья 8. Срок полномочий Президента - пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Статья 9. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Для участия в церемонии принесения Присяги могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь, аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранных государств.

После оглашения текста Присяги Президент подписывает акт о принесении Присяги. Акт о принесении Присяги Президентом передается на хранение в архив Президента.

После подписания акта о принесении Присяги Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов вручает Президенту удостоверение. Исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.

Статья 11. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Статья 12. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 13. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

Статья 14. Должность Президента считается вакантной в случаях:

отставки Президента;

досрочного освобождения Президента от должности;

смещения Президента;

смерти Президента.

Статья 15. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

71. Порядок избрания Президента и вступления его в должность.

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления. Комиссии осуществляют контроль за исполнением законодательства о выборах.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Совет Республики и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

3) назначает очередные и внеочередные выборы в местные Советы депутатов и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

4) назначает выборы в местные Советы депутатов во вновь образованных административно-территориальных единицах;

5) при роспуске Советом Республики местного Совета депутатов назначает выборы в этот местный Совет депутатов;

6) назначает республиканский референдум и определяет организационные мероприятия по обеспечению его проведения.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают следующие избирательные комиссии:

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

При назначении выборов Президента Республики Беларусь Палата представителей может принять решение не образовывать областные, Минскую городскую, районные, городские (в городах областного подчинения) комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, а возложить осуществление их полномочий на действующие областные, Минскую городскую, районные, городские (в городах областного подчинения) территориальные избирательные комиссии.

Полномочия Центральной комиссии по выборам Президента РБ:

1) организует проведение выборов Президента; осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах; дает разъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения, обращается в случае необходимости к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, с предложениями о толковании настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах.

2) осуществляет руководство деятельностью комиссий по выборам Президента;

3) решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь.

4) регистрирует:

инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;

кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;

5) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

6) выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

7) решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента, а также повторного голосования по референдуму;

Статья 34. Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата, формируемые из представителей политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов(ст.11) образуются:

областные, Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;

районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, - президиумами районных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - районными администрациями в составе 5-19 членов комиссии не позднее чем за 45 дней до выборов. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 61. Порядок выдвижения кандидатов в Президенты

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей (инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.

Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

Центральная комиссия в 5-ный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь (далее - подписной лист). В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок в Верховный Суд Республики Беларусь инициативной группой (жалоба должна быть подписана большинством ее состава). Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер регистрации инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе.

Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один раз.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Нарушение этих требований может быть основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь.

Личная собственноручная подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, ставится на каждом подписном листе в присутствии председателя либо заместителя председателя городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы или заместителя главы районной администрации в городе, на территории которых проводился сбор подписей, а в городах и поселках городского типа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты, - в присутствии председателя либо заместителя председателя районного исполнительного комитета и удостоверяется немедленно печатью этого органа.

Избиратели, выдвинувшие кандидата в Президенты Республики Беларусь, имеют право до сдачи подписных листов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь снять свои подписи в подписных листах, подав об этом заявление в указанные комиссии.

Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.

По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.

Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собиравшим подписи, до представления подписных листов в соответствующую комиссию, если это исключение им специально оговорено.

Недостоверными подписями считаются:

фиктивные подписи;

подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

подписи лиц, не обладающих избирательным правом;

подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;

подписи избирателей, собранные до установленного срока выдвижения кандидатов;

подписи избирателей при отсутствии одного или нескольких требуемых настоящим Кодексом данных;

подписи избирателей, проживающих не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - не в одном районе;

подписи избирателей, если данные о них внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом, а также подписи, даты внесения которых выполнены избирателями несобственноручно;

все подписи избирателей в подписном листе, если подписи собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы, или если подписной лист не подписан членом инициативной группы либо подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи, или не удостоверен печатью местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей;

подписи избирателей, собранные с нарушением требований части восьмой настоящей статьи.

В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей избирателей составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей избирателей от количества подписей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию членом (членами) инициативной группы.

В случае, если суммарное количество недостоверных подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районной, городской, районной в городе комиссией прекращается и все подписи избирателей в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей избирателей в районе, городе, районе в городе.

Проверить достоверность подписей избирателей в подписных листах при необходимости в пятидневный срок могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

На основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по выборам Президента Республики Беларусь об установлении количества избирателей, поставивших в подписных листах свои подписи о выдвижении кандидата в Президенты, и результатов проведенных областной, Минской городской комиссией проверок достоверности подписей избирателей в подписных листах областная, Минская городская комиссия по выборам Президента Республики Беларусь подводит итоги по области, городу Минску, составляет об этом протокол и немедленно направляет его в Центральную комиссию.

Статья 68. Регистрация кандидатов в Президенты Республики

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов.

В отдельных случаях срок регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь по мотивированному решению Центральной комиссии может быть продлен, но не более чем на пять дней.

Решение о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

При представлении в документах о выдвижении кандидата в Президенты не соответствующих действительности сведений, в том числе биографических, и сведений о доходах и имуществе соответственно Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в Президенты, в депутаты или отменить решение о его регистрации.

Если в целом по Республике Беларусь более 15 процентов от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидата в Президенты Республики Беларусь признаны недостоверными, Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты.

К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Центральная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь и принимает решение о регистрации кандидатов в Президенты, или мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение комиссии об отказе в регистрации кандидатом выдается не позднее чем на следующий день после принятия решения.

Центральная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам в Президенты Республики Беларусь соответствующие удостоверения.

Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть в трехдневный срок обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.

Глава 16 Гарантии деятельности и права кандидата в Президенты РБ: 1)обладают равными правами и несут равные обязанности; 2) не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания (привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными органами, организациями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты в Президенты, в депутаты, обратившиеся по такому же вопросу, не могут использовать эти помещения на аналогичных условиях; использование телефонной и иных видов связи, оргтехники, предназначенных для обеспечения функционирования государственных органов, организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; проведение сбора подписей избирателей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок; 3) имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, текст которой определяется кандидатом; 4) может иметь до 30 доверенных лиц; 5) освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня регистрации до дня выборов без сохранения заработной платы; 6) может быть предоставлен очередной отпуск;7) не может быть направлен без его согласия в длительную командировку, а также призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: