Где это сказано?

п. «а» п. 30 Правил, обяза-тельных при заключении управляющей организа-цией или товарищест-вом собственников жилья либо жилищным коопера-тивом или иным специа-лизированным потреби-тельским кооперативом договоров с ресурсоснаб-жающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124



Глава 5. Коммунальные услуги

нителем услуг (то есть УК, ТСЖ и т. д.). В чистом виде он встречается крайне редко, чаще можно найти договор управления многоквартирным­ домом, в котором прописывают условия не только содержания жилья (то есть жилищные услуги), но и предоставления коммунальных услуг.

2 Договор заключается посредством совершения исполнителем и потребителем конклюдентных действий. Юридический термин «конклюдентный» означает, что две стороны (к примеру, УК и собственник жилья) действуют так, словно между ними договор уже заключен. УК предоставляет услуги (в квартире собственника есть электричество, газ, вода), в конце месяца высылает ему квитанцию, а соб-ственник исправно оплачивает счета. И даже если бумажного договора между ними нет, он все равно считается действующим. При этом договор считается заключенным на условиях действующего законодательства.

Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги

Основные обязанности подробно описаны в пункте 31 Правил № 354. Итак,

исполнитель обязан:

1 Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объ-емах и надлежащего качества.

2 Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоя-тельно или с привлечением подрядчиков проводить техническое обслуживание внутридомовых систем.

3 Производить расчет размера платы за потребленную коммунальную услугу. При этом если в регионе установлена социальная норма на электричество, то испол-нитель обязан рассчитывать размер платы «за свет», учитывая социальную норму. Кроме этого, исполнитель проводит и перерасчет платы, если вдруг в течение месяца услуга предоставлялась не в полном объеме (например, аварийно отклю-чали холодную воду на день) или если собственник помещения в течение какого-то времени отсутствовал дома.

4 Если собственник не уверен, что ему правильно начислили платеж или штраф, исполнитель услуги должен немедленно (а не «зайдите через недельку») прове-рить, действительно ли расчеты верны, и выдать потребителю документы, содер-жащие правильно начисленные платежи. Если потребитель просит заверить их печатью, исполнитель обязан это сделать.

5 Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электричества, воды и т. д., каждый месяц с 23 по 25 число исполнитель должен снимать показа-ния приборов и заносить их в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Если потребитель потребует, в течение одного рабочего дня предостав-лять возможность ознакомиться с журналом. Храниться данные должны 3 года. Кстати, если индивидуальные счетчики установлены за пределами квартир (как это бывает в домах советской постройки) и это отражено в договоре, то не реже одного раза в 6 месяцев исполнитель услуг должен снимать показания и этих счетчиков и проверять техническое состояние приборов.

6 Принимать показания индивидуальных приборов — это тоже обязанность испол-нителя. Причем жители квартир могут передавать их разными способами: звон-ками по телефону, заполнением отрывных талонов к квитанциям об оплате, через Интернет. Периодически исполнитель должен проверять, совпадают ли данные на приборах учета с показаниями, которые передают жители. Если это определено договором, исполнитель может и снимать показания счетчиков, установленных внутри квартир.



Глава 5. Коммунальные услуги

7 Не реже одного раза в квартал исполнители обязаны уведомлять потребителей о том, как часто те должны снимать показания счет-чиков, каким образом могут их передать и в какие сроки это можно делать. Кроме того, предупреждать потребителей о том, какие последствия наступают в случае несанкционированного вмеша-тельства в работу приборов учета или непередачи показаний. Вся эта информация должна печататься на платежных квитанциях.

8 Принимать от жителей жалобы на ненадлежащее исполнение ком-мунальной услуги, проводить проверку этих фактов. Если, к при-меру, из-за прорвавшейся трубы у жителей затопило квартиру

— составлять акт о причинении ущерба имуществу (или здоровью).

9 Вести учет жалоб (а также заявлений, обращений и т. д.) потреби-телей. По жалобам потребителей на качество коммунальных услуг ответ должен даваться в течение трех рабочих дней.

10 Не позднее чем за 10 дней информировать жителей о плановом отключении горячей воды. Если планируется отключение электри-чества, холодной воды, газа — тоже заранее вывешивать объявления, где указывать сроки отключения и подключения.

11 Если возникает необходимость провести плановые работы внутри помещения (квартиры или офиса), исполнитель обязан не менее чем за 3 дня согласовать сроки, в которые специалисты придут в квартиру (офис). Исполнитель может просто позвонить по теле-фону и договориться устно. А может послать письменный запрос, где указать дату и время проведения работ, а также их вид и продол-жительность. Обязательно должны быть написаны ФИО и должность того, кто будет проводить работы; номер телефона, по которому потребитель может позвонить и перенести дату на более удобную для него (но не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления).

12 Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным зако-нодательством.

Впрочем, у исполнителя коммунальных услуг есть не только обя-занности, но и права. Основные из них также подробно расписаны в пункте 32 Правил № 354.

Итак, исполнитель имеет право:

1 Требовать, чтобы потребитель услуг вовремя и в полном объеме вносил плату за потребленные коммунальные услуги и, если тако-вые начислены, штрафы и пени.

2 Требовать, чтобы в заранее оговоренное время (но не чаще чем 1 раз в 3 месяца) его сотрудники или работники аварийных служб заходили в квартиры (или офисы) и проверяли техническое состо-яние оборудования. Если же случилась авария, то мастеров жители обязаны впустить в квартиры в любое время.

3 Раз в шесть месяцев проводить проверку достоверности переданных потребителем показаний приборов учета.

4 Приостанавливать (или вообще прекращать) подачу потреби-телю газа, горячей воды, водоотведения, электричества в ситуациях, оговоренных Правилами (например, при невнесении платы более чем за 3 месяца).


Важно

Знать

Если вы звоните в газо-вую службу и говорите, что в вашей квартире (или в подъезде, во дворе) чувствуется запах газа, на ваше сообщение обя-заны отреагировать не-медленно — провести проверку и обеспечить безопасность жителей.

Важно

Знать

Исполнитель коммуналь-ных услуг не имеет права мешать собственнику по-мещений устанавливать в своей квартире (или офисе) индивидуальный прибор учета, если тот соответствует всем нор-мам и требованиям, про-писанным в законе. На-чиная с первого числа месяца, следующего за ме-сяцем ввода в эксплуата-цию прибора, исполнитель должен принимать его показания и на их основе выписывать квитанции об оплате — даже если по своим функциональным особенностям он отли-чается от коллективного прибора учета, который стоит в доме.



Важно

Знать

Если житель квар-тиры все-таки не пу-стит в «свой дом — свою крепость» работников аварийных служб и из-за этого, к примеру, ока-жутся залиты пять эта-жей под ним, именно он потом и будет не-сти все расходы на ре-монт у всех пострадав-ших соседей.


Глава 5. Коммунальные услуги

5 Если в квартире нет индивидуальных счетчиков на воду, газ, элек-тричество, то исполнитель имеет право проверять, сколько именно людей проживает в квартире (даже если некоторые живут временно) и уже в соответствии с этим начислять платежи.

6 Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Права и обязанности потребителя

Основные права и обязанности потребителя перечислены в пун-кте 33 Правил № 354. Итак, потребитель имеет право:

1 Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежа-щего качества.


знать!


В договоре на предоставление комму-нальных услуг, а также на досках объ-явлений в подъездах многоквартирного­ дома и в здании управляющей органи-

зации, ТСЖ и т. д. обязательно должна быть следующая информация:

• сведения об исполнителе: наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта испол-

нителя в Интернете, а также адреса сайтов, на которых исполнитель обязан размещать о себе информацию;

• фамилия, имя и отчество руководителя;

• адреса и номера телефонов диспет-черской, аварийно-диспетчерской службы;

• размеры тарифов на коммуналь-ные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных право-вых актов, которыми они установлены;

• информация об организации, кото-рая обязана устанавливать приборы учета по требованию потребителей, а затем устанавливать рассрочку в оплате стоимости установки (это требование Федерального закона «Об энергосбережении и о повы-шении энергетической эффектив-ности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

• порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

• показатели качества коммуналь-ных услуг, предельные сроки устра-нения аварий и иных нарушений порядка предоставления комму-нальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоя-щими Правилами, а также инфор-мация о настоящих Правилах;


• сведения о максимально допусти-мой мощности приборов, оборудо-вания и бытовых машин, которые может использовать потребитель;

• наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений­), которые контро­ лируют работу исполнителя;

• если в регионе действует соци-альная норма потребления элек-тричества, должны быть сведения о ее величине для разных типов жилых помещений, для пенсионе-ров и инвалидов, для жителей ава-рийных или ветхих домов; также должна присутствовать информа-ция об условиях, при которых соци-альную норму можно применять;

• информация о том, что потреби-тель обязан сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества прописанных в квартире людей;

• сведения о тарифах на электриче-скую энергию (мощность) в преде-лах и сверх социальной нормы потребления.

В течение трех рабочих дней со дня полу-чения заявления исполнитель должен предоставить потребителю письмен-ную информацию о том, сколько газа, воды, электричества было израсходо-вано на общедомовые нужды, а также на многоквартирный­ дом в целом.

В течение трех месяцев после того, как собственники помещений примут реше-ние установить коллективный прибор учета и платить за него в строке «содер-жание и ремонт жилого помещения», исполнитель обязан обеспечить много­ квартирный дом действующим, введен-ным в эксплуатацию прибором.



Глава 5. Коммунальные услуги

2 Получать от исполнителя информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок.

3 Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необ-ходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.

4 Требовать уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предо-ставлены некачественно, не в полном объеме или если жители квартиры какое-то время отсутствовали.

5 Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.

6 Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять пока-зания счетчика и т. д.

7 Ставить индивидуальный прибор учета, который показывает объемы потре-бленного ресурса (например, электричества или воды) дифференцированно, с учетом времени суток, даже если общедомовой прибор учета — однотарифный. Исполнитель коммунальных услуг обязан ввести его в эксплуатацию в течение месяца после установки.

8 Если это прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.

9 Имеет иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Обязанности потребителей прописаны в пункте 34 Правил № 354.

Основные обязанности потребителей — это:

1 Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая другая авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до при-езда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).

2 Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.

3 Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах — общедомовые.

4 Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отне-сти его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке (впрочем, если в вашем договоре с исполнителем прописано, что это — сфера ответственности исполнителя, значит, этот пункт вас не касается).

5 Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее огово-ренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии —

в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.

6 Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т. д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если гости к вам приехали временно).



      Глава 5.Коммунальные услуги  
  Вовремя и в полном объеме платить за коммунальные услуги.  
    Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным  
знать!   законодательством.  
Кроме того, потребитель не имеет права:  
   
    Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает  
Существует два вида та- максимально допустимые нагрузки на сеть.  
рифов: однокомпонентные   Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения  
и двухкомпонентные. Од-  
нокомпонентные тарифы от исполнителя).  
характерны для большин-   Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей  
ства видов коммунальных    
ресурсов (то есть тарифы 3 в квартирах и офисах.  
с фиксированной ценой ре-  
сурса). Исключение состав-   Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы  
ляет горячая вода — в не-    
4 учета или «скручивать» счетчики.  
которых регионах тариф  
на нее состоит из двух   Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридо-  
компонентов. Первый —    
это цена одного кубометра 5 мовым сетям в обход индивидуальных приборов учета.  
холодной воды. Второй —  

Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:

а) тариф на коммунальный ресурс; б) объем потребления коммунального ресурса.

Тариф —это цена за единицу коммунального ресурса.А вот то,сколько именно электричества вам нужно на месяц, — это уже объем. Из тарифа и объема складывается размер платы за потребленный ресурс.

Разумеется, это лишь общее правило — в каждом случае нужно учитывать свои собственные нюансы. Их мы и рассмотрим.

Тарифы

Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти.

Более никто — ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсо-снабжающие организации — не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

Понятно, что в повышении тарифов заинтересованы ресурсоснаб-жающие организации. Более того: если государство установит слишком низкие тарифы, ресурсники просто разорятся и будут вынуждены уйти с рынка. Чтобы не допустить коммунального коллапса, государствен-ные органы запрашивают у ресурсников, какими они хотели бы видеть тарифы и какие аргументы в защиту этого они могут предоставить. Это называется обоснованием величины тарифов.

При этом ресурсоснабжающая организация указывает:

• какова стоимость затрат энергии на то, чтобы произвести ресурс (например, газ, тепловая энергия и т. д.);

• сколько стоит содержание сетей (труб, проводов), по которым ресурс поставляют жителям;



Глава 5. Коммунальные услуги

• какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать свою инфраструктуру в достойном состоянии, развивать ее.

Кроме того, учитывается, сколько жителей получают ресурс, насколько разветвлена «сеть покрытия» и т. д. Это очень схематичное объяснение того, как формируется величина тарифа, — в реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с самыми разными данными, формулами, расчетными величинами.

В каждом регионе тарифы свои, увидеть их жители могут в квитан-циях на оплату ЖКУ — в отдельном столбике.

ПРИМЕР Многоквартирные­ дома стоят и в поселках. Их немного, и жители этих домов часто возмущаются: почему для них тарифы на электричество или воду выше, чем для горожан (причем сами дома могут быть абсолютными близнецами)? Ответ именно в том, что на селе слишком мало многоквартирных­ домов. Если в городе на сетях могут «стоять» сотни зданий (от двухэтажных до двадцатиэтажных), то на селе число много­ квартирных домов может едва перевалить за десяток. Между тем протяженность сетей, которые нужно содержать, может быть даже больше, чем в городе, соответственно, и теплопотери, которые нужно учитывать в составе тарифа, выше. Поэтому чем меньше людей использует ресурс, тем дороже он для них получается. Грубо говоря, горожане покупают ресурс крупным оптом, а сельчане — розницей.


В июне 2015 года в Жилищный кодекс РФ внесены изменения. Теперь Лицо, виновное в предоставлении коммунальных услуг ненад-лежащего качества либо с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, либо в неправильном расчете размера платы за коммунальные услуги, будет обязано оплатить в пользу потреби-телей штраф. Данное положение вступит в силу 29 декабря 2015 года.

Начисление платы за холодную воду, электричество, газ

С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговую сумму в квитанции получают, умножая объем потребленного ресурса на тариф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: