п. «а» п. 30 Правил, обяза-тельных при заключении управляющей организа-цией или товарищест-вом собственников жилья либо жилищным коопера-тивом или иным специа-лизированным потреби-тельским кооперативом договоров с ресурсоснаб-жающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124
Глава 5. Коммунальные услуги
нителем услуг (то есть УК, ТСЖ и т. д.). В чистом виде он встречается крайне редко, чаще можно найти договор управления многоквартирным домом, в котором прописывают условия не только содержания жилья (то есть жилищные услуги), но и предоставления коммунальных услуг.
2 Договор заключается посредством совершения исполнителем и потребителем конклюдентных действий. Юридический термин «конклюдентный» означает, что две стороны (к примеру, УК и собственник жилья) действуют так, словно между ними договор уже заключен. УК предоставляет услуги (в квартире собственника есть электричество, газ, вода), в конце месяца высылает ему квитанцию, а соб-ственник исправно оплачивает счета. И даже если бумажного договора между ними нет, он все равно считается действующим. При этом договор считается заключенным на условиях действующего законодательства.
|
|
Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги
Основные обязанности подробно описаны в пункте 31 Правил № 354. Итак,
исполнитель обязан:
1 Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объ-емах и надлежащего качества.
2 Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоя-тельно или с привлечением подрядчиков проводить техническое обслуживание внутридомовых систем.
3 Производить расчет размера платы за потребленную коммунальную услугу. При этом если в регионе установлена социальная норма на электричество, то испол-нитель обязан рассчитывать размер платы «за свет», учитывая социальную норму. Кроме этого, исполнитель проводит и перерасчет платы, если вдруг в течение месяца услуга предоставлялась не в полном объеме (например, аварийно отклю-чали холодную воду на день) или если собственник помещения в течение какого-то времени отсутствовал дома.
4 Если собственник не уверен, что ему правильно начислили платеж или штраф, исполнитель услуги должен немедленно (а не «зайдите через недельку») прове-рить, действительно ли расчеты верны, и выдать потребителю документы, содер-жащие правильно начисленные платежи. Если потребитель просит заверить их печатью, исполнитель обязан это сделать.
5 Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электричества, воды и т. д., каждый месяц с 23 по 25 число исполнитель должен снимать показа-ния приборов и заносить их в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Если потребитель потребует, в течение одного рабочего дня предостав-лять возможность ознакомиться с журналом. Храниться данные должны 3 года. Кстати, если индивидуальные счетчики установлены за пределами квартир (как это бывает в домах советской постройки) и это отражено в договоре, то не реже одного раза в 6 месяцев исполнитель услуг должен снимать показания и этих счетчиков и проверять техническое состояние приборов.
|
|
6 Принимать показания индивидуальных приборов — это тоже обязанность испол-нителя. Причем жители квартир могут передавать их разными способами: звон-ками по телефону, заполнением отрывных талонов к квитанциям об оплате, через Интернет. Периодически исполнитель должен проверять, совпадают ли данные на приборах учета с показаниями, которые передают жители. Если это определено договором, исполнитель может и снимать показания счетчиков, установленных внутри квартир.
Глава 5. Коммунальные услуги
7 Не реже одного раза в квартал исполнители обязаны уведомлять потребителей о том, как часто те должны снимать показания счет-чиков, каким образом могут их передать и в какие сроки это можно делать. Кроме того, предупреждать потребителей о том, какие последствия наступают в случае несанкционированного вмеша-тельства в работу приборов учета или непередачи показаний. Вся эта информация должна печататься на платежных квитанциях.
8 Принимать от жителей жалобы на ненадлежащее исполнение ком-мунальной услуги, проводить проверку этих фактов. Если, к при-меру, из-за прорвавшейся трубы у жителей затопило квартиру
— составлять акт о причинении ущерба имуществу (или здоровью).
9 Вести учет жалоб (а также заявлений, обращений и т. д.) потреби-телей. По жалобам потребителей на качество коммунальных услуг ответ должен даваться в течение трех рабочих дней.
10 Не позднее чем за 10 дней информировать жителей о плановом отключении горячей воды. Если планируется отключение электри-чества, холодной воды, газа — тоже заранее вывешивать объявления, где указывать сроки отключения и подключения.
11 Если возникает необходимость провести плановые работы внутри помещения (квартиры или офиса), исполнитель обязан не менее чем за 3 дня согласовать сроки, в которые специалисты придут в квартиру (офис). Исполнитель может просто позвонить по теле-фону и договориться устно. А может послать письменный запрос, где указать дату и время проведения работ, а также их вид и продол-жительность. Обязательно должны быть написаны ФИО и должность того, кто будет проводить работы; номер телефона, по которому потребитель может позвонить и перенести дату на более удобную для него (но не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления).
12 Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным зако-нодательством.
Впрочем, у исполнителя коммунальных услуг есть не только обя-занности, но и права. Основные из них также подробно расписаны в пункте 32 Правил № 354.
Итак, исполнитель имеет право:
1 Требовать, чтобы потребитель услуг вовремя и в полном объеме вносил плату за потребленные коммунальные услуги и, если тако-вые начислены, штрафы и пени.
2 Требовать, чтобы в заранее оговоренное время (но не чаще чем 1 раз в 3 месяца) его сотрудники или работники аварийных служб заходили в квартиры (или офисы) и проверяли техническое состо-яние оборудования. Если же случилась авария, то мастеров жители обязаны впустить в квартиры в любое время.
3 Раз в шесть месяцев проводить проверку достоверности переданных потребителем показаний приборов учета.
4 Приостанавливать (или вообще прекращать) подачу потреби-телю газа, горячей воды, водоотведения, электричества в ситуациях, оговоренных Правилами (например, при невнесении платы более чем за 3 месяца).
|
|
Важно
Знать
Если вы звоните в газо-вую службу и говорите, что в вашей квартире (или в подъезде, во дворе) чувствуется запах газа, на ваше сообщение обя-заны отреагировать не-медленно — провести проверку и обеспечить безопасность жителей.
Важно
Знать
Исполнитель коммуналь-ных услуг не имеет права мешать собственнику по-мещений устанавливать в своей квартире (или офисе) индивидуальный прибор учета, если тот соответствует всем нор-мам и требованиям, про-писанным в законе. На-чиная с первого числа месяца, следующего за ме-сяцем ввода в эксплуата-цию прибора, исполнитель должен принимать его показания и на их основе выписывать квитанции об оплате — даже если по своим функциональным особенностям он отли-чается от коллективного прибора учета, который стоит в доме.
Важно
Знать
Если житель квар-тиры все-таки не пу-стит в «свой дом — свою крепость» работников аварийных служб и из-за этого, к примеру, ока-жутся залиты пять эта-жей под ним, именно он потом и будет не-сти все расходы на ре-монт у всех пострадав-ших соседей.
Глава 5. Коммунальные услуги
5 Если в квартире нет индивидуальных счетчиков на воду, газ, элек-тричество, то исполнитель имеет право проверять, сколько именно людей проживает в квартире (даже если некоторые живут временно) и уже в соответствии с этим начислять платежи.
6 Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.
Права и обязанности потребителя
Основные права и обязанности потребителя перечислены в пун-кте 33 Правил № 354. Итак, потребитель имеет право:
1 Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежа-щего качества.
знать!
В договоре на предоставление комму-нальных услуг, а также на досках объ-явлений в подъездах многоквартирного дома и в здании управляющей органи-
зации, ТСЖ и т. д. обязательно должна быть следующая информация:
|
|
• сведения об исполнителе: наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта испол-
нителя в Интернете, а также адреса сайтов, на которых исполнитель обязан размещать о себе информацию;
• фамилия, имя и отчество руководителя;
• адреса и номера телефонов диспет-черской, аварийно-диспетчерской службы;
• размеры тарифов на коммуналь-ные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных право-вых актов, которыми они установлены;
• информация об организации, кото-рая обязана устанавливать приборы учета по требованию потребителей, а затем устанавливать рассрочку в оплате стоимости установки (это требование Федерального закона «Об энергосбережении и о повы-шении энергетической эффектив-ности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
• порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
• показатели качества коммуналь-ных услуг, предельные сроки устра-нения аварий и иных нарушений порядка предоставления комму-нальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоя-щими Правилами, а также инфор-мация о настоящих Правилах;
• сведения о максимально допусти-мой мощности приборов, оборудо-вания и бытовых машин, которые может использовать потребитель;
• наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), которые контро лируют работу исполнителя;
• если в регионе действует соци-альная норма потребления элек-тричества, должны быть сведения о ее величине для разных типов жилых помещений, для пенсионе-ров и инвалидов, для жителей ава-рийных или ветхих домов; также должна присутствовать информа-ция об условиях, при которых соци-альную норму можно применять;
• информация о том, что потреби-тель обязан сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества прописанных в квартире людей;
• сведения о тарифах на электриче-скую энергию (мощность) в преде-лах и сверх социальной нормы потребления.
В течение трех рабочих дней со дня полу-чения заявления исполнитель должен предоставить потребителю письмен-ную информацию о том, сколько газа, воды, электричества было израсходо-вано на общедомовые нужды, а также на многоквартирный дом в целом.
В течение трех месяцев после того, как собственники помещений примут реше-ние установить коллективный прибор учета и платить за него в строке «содер-жание и ремонт жилого помещения», исполнитель обязан обеспечить много квартирный дом действующим, введен-ным в эксплуатацию прибором.
Глава 5. Коммунальные услуги
2 Получать от исполнителя информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок.
3 Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необ-ходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.
4 Требовать уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предо-ставлены некачественно, не в полном объеме или если жители квартиры какое-то время отсутствовали.
5 Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.
6 Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять пока-зания счетчика и т. д.
7 Ставить индивидуальный прибор учета, который показывает объемы потре-бленного ресурса (например, электричества или воды) дифференцированно, с учетом времени суток, даже если общедомовой прибор учета — однотарифный. Исполнитель коммунальных услуг обязан ввести его в эксплуатацию в течение месяца после установки.
8 Если это прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.
9 Имеет иные права, предусмотренные жилищным законодательством.
Обязанности потребителей прописаны в пункте 34 Правил № 354.
Основные обязанности потребителей — это:
1 Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая другая авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до при-езда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).
2 Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.
3 Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах — общедомовые.
4 Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отне-сти его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке (впрочем, если в вашем договоре с исполнителем прописано, что это — сфера ответственности исполнителя, значит, этот пункт вас не касается).
5 Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее огово-ренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии —
в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.
6 Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т. д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если гости к вам приехали временно).
Глава 5.Коммунальные услуги | ||||
Вовремя и в полном объеме платить за коммунальные услуги. | ||||
Исполнять иные обязанности, предусмотренные жилищным | ||||
знать! | законодательством. | |||
Кроме того, потребитель не имеет права: | ||||
Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает | ||||
Существует два вида та- | максимально допустимые нагрузки на сеть. | |||
рифов: однокомпонентные | Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения | |||
и двухкомпонентные. Од- | ||||
нокомпонентные тарифы | от исполнителя). | |||
характерны для большин- | Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей | |||
ства видов коммунальных | ||||
ресурсов (то есть тарифы | 3 в квартирах и офисах. | |||
с фиксированной ценой ре- | ||||
сурса). Исключение состав- | Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы | |||
ляет горячая вода — в не- | ||||
4 учета или «скручивать» счетчики. | ||||
которых регионах тариф | ||||
на нее состоит из двух | Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридо- | |||
компонентов. Первый — | ||||
это цена одного кубометра | 5 мовым сетям в обход индивидуальных приборов учета. | |||
холодной воды. Второй — |
Размер платы за коммунальные услуги
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:
а) тариф на коммунальный ресурс; б) объем потребления коммунального ресурса.
Тариф —это цена за единицу коммунального ресурса.А вот то,сколько именно электричества вам нужно на месяц, — это уже объем. Из тарифа и объема складывается размер платы за потребленный ресурс.
Разумеется, это лишь общее правило — в каждом случае нужно учитывать свои собственные нюансы. Их мы и рассмотрим.
Тарифы
Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти.
Более никто — ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсо-снабжающие организации — не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.
Понятно, что в повышении тарифов заинтересованы ресурсоснаб-жающие организации. Более того: если государство установит слишком низкие тарифы, ресурсники просто разорятся и будут вынуждены уйти с рынка. Чтобы не допустить коммунального коллапса, государствен-ные органы запрашивают у ресурсников, какими они хотели бы видеть тарифы и какие аргументы в защиту этого они могут предоставить. Это называется обоснованием величины тарифов.
При этом ресурсоснабжающая организация указывает:
• какова стоимость затрат энергии на то, чтобы произвести ресурс (например, газ, тепловая энергия и т. д.);
• сколько стоит содержание сетей (труб, проводов), по которым ресурс поставляют жителям;
Глава 5. Коммунальные услуги
• какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать свою инфраструктуру в достойном состоянии, развивать ее.
Кроме того, учитывается, сколько жителей получают ресурс, насколько разветвлена «сеть покрытия» и т. д. Это очень схематичное объяснение того, как формируется величина тарифа, — в реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с самыми разными данными, формулами, расчетными величинами.
В каждом регионе тарифы свои, увидеть их жители могут в квитан-циях на оплату ЖКУ — в отдельном столбике.
ПРИМЕР Многоквартирные дома стоят и в поселках. Их немного, и жители этих домов часто возмущаются: почему для них тарифы на электричество или воду выше, чем для горожан (причем сами дома могут быть абсолютными близнецами)? Ответ именно в том, что на селе слишком мало многоквартирных домов. Если в городе на сетях могут «стоять» сотни зданий (от двухэтажных до двадцатиэтажных), то на селе число много квартирных домов может едва перевалить за десяток. Между тем протяженность сетей, которые нужно содержать, может быть даже больше, чем в городе, соответственно, и теплопотери, которые нужно учитывать в составе тарифа, выше. Поэтому чем меньше людей использует ресурс, тем дороже он для них получается. Грубо говоря, горожане покупают ресурс крупным оптом, а сельчане — розницей.
В июне 2015 года в Жилищный кодекс РФ внесены изменения. Теперь Лицо, виновное в предоставлении коммунальных услуг ненад-лежащего качества либо с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, либо в неправильном расчете размера платы за коммунальные услуги, будет обязано оплатить в пользу потреби-телей штраф. Данное положение вступит в силу 29 декабря 2015 года.
Начисление платы за холодную воду, электричество, газ
С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговую сумму в квитанции получают, умножая объем потребленного ресурса на тариф.