Античная философия зародились в VII в. до н.э. По своему характеру, содержанию и направленности она является исторически первой попыткой формирования рациональной картины мироздания.
В развитии античной философии условно можно выделить четыре этапа:
1) досократовский (VII–VI вв. до н.э.);
2) классический (V–IV вв. до н.э.);
3) эллинистический (III–II вв. до н.э.);
4) римский (I в. до н.э. – 529 н.э.).
Попытки ответить на вопрос, что является основой мира, привели к возникновению философских школ. Древнейшая из них – милетская (VII в. до н.э.). Ее основателем и первым древнеевропейским философом принято считать Фалеса (625–547 до н.э.). Основой сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное, в древнегреческой философии использовались два термина: стойхеон, означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, исходное состояние вещей. Следовательно, основа сущего, по Фалесу, – вода – означала основополагающий принцип как в смысле стойхеон, так и архэ.
|
|
Также к числу выдающихся милетских философов принадлежали Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал первоосновой сущего беспредельное (апейрон), второй – воздух.
Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит (около 525–480 до н.э.). Первоначалом сущего Гераклит считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип “panta rei” (“все течет”). Всеобщую диалектическую изменчивость он уподобил течению реки, в которую “нельзя войти дважды”. Также им было создано учение о логосе, который имел несколько основных интерпретаций: мистическое божественное слово; божество, управляющее миром; всеобщий закон и т.д. Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей.
Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалектического понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии в целом.
Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего Парменида. Мыслитель сформулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие бытие. Последнее неподвижно, едино, неделимо и однородно.
Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида – Зеноном. Философ стал известен тем, что им были выявлены противоречия между разумом и чувствами. Речь идет о знаменитых апориях – непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного признания – дискретность бытия. Наиболее известны апории “Дихотомия”, “Ахиллес”, “Стрела”, в которых движение фактически отрицается.
|
|
Видной философской школой была школа пифагорейцев. Пифагор (VI в. до н.э), ее основатель, впервые выразил свои рассуждения понятием философия. Основу мироздания он и его последователи видели в числе, которое экстраполировали не только на природу, но и на мораль и нормы человеческого поведения. Также Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Однако, несмотря на элемент мистицизма, его учение явилось исторически первой попыткой постижения количественной стороны универсума.
Демокрит (460–370 до н.э.) создает логически последовательную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы – мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Движение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминировано механическим движением атомов, то в системе Демокрита нет места для объективного существования случайности. Античный атомизм стал гениальным предвосхищением позднейшего естественнонаучного атомизма.
Развитие греческой философии классического периода приходится на V–IV вв. до н.э., т.е. на период расцвета античной демократии. Рабовладельческая демократия предоставляла возможность широкому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными знаниями для отстаивания своих интересов в различных ситуациях. Особое значение приобрело знание риторики и философии, которому обучали софисты. Они помогали ученику овладеть искусством убеждения в своей правоте в любых ситуациях, даже в том случае, когда последний был не прав. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем.
Уроки софистов первым подверг критике Сократ (469– 399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыслителям Античности. Важнейшей своей задачей он считал воспитание людей, смысл которого видел в беседах и дискуссиях. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком себя самого. В разговорах и дискуссиях постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Данная новация Сократа стала источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427–347 до н.э.), первым в истории философии сформулировавшим положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Методом познания являлась диалектика как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам.
Социально-политические воззрения Платона заслуживают особого внимания, особенно учение об идеальном государстве. По Платону, идеальное государство – общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители – философы; стратеги – воины; производители – земледельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная им система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей.
|
|
Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия явилась первой рационально и логически построенной системой объективного идеализма. Богатый понятийный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя бы в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.
Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логическим переосмыслением всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание он уделял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они – соединение материи (“гиле”) и формы (“морфе”). Аристотель считал, что существуют шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места. В труде “Физика” он полагал, что движение присуще самим вещам, хотя в другом труде “Метафизика” – связывал его с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа (“zoon politicon”). Философ понимал государство как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, – общество, которое опирается на частную собственность, орудия труда, рабов, землю. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйствования – “экономику” и “хрематистику”. Первый тип считался правильным в хозяйственной деятельности. Цель “экономики” – разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хозяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление, служил неограниченной наживе. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называл паразитической и характеризовал ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягал счастье с добродетелями человека, гарантию же добродетельной жизни видел в уклонении от крайностей, в умеренности. Он заложил основы логики как науки, открыл закон противоречия и закон исключенного третьего. Оригинальны и весьма плодотворны эстетические идеи Аристотеля. Философ относил искусство и науку к высшей познавательной деятельности.
|
|
В эпоху эллинизма (III–II вв. до н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.
Этика Эпикура (341–270 до н.э.) предполагала полный отказ от социального активизма. Индивидуалистической интерпретации человека соответствовала атомистическая натурфилософия: реально только бытие отдельных атомов, а то, что состоит из них, – лишь вторичные образования – скопления атомов. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, – достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. При этом он имел в виду не грубые чувственные наслаждения, а невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от страстей, подчиняя их разуму.
В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией. Известный его представитель – Тит Лукреций Кар (99–55 до н.э.). Основой сущего он считал атомы и пустоту. Философ придерживался положения Эпикура о том, что при падении по прямой линии атомы отклоняются от своего первоначального пути. Тем самым опровергалась стоическая идея рока, фатальной неизбежности. Понятие закономерности носило у Лукреция материалистический характер. Оно заключало в себе признание естественного самодвижения вещей и решительное отрицание всякого вмешательства в этот процесс сверхъестественных сил, стоящих вне материи.
Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.
Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенек а (около 4 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктет (около 50 – около 140 н.э.), Марк Аврелий (121–180 н.э.). По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить “сообразно природе” – божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.
Античная философия дала могучий импульс всему последующему развитию философской мысли.