В философии Средних веков условно можно выделить два этапа: патристики (II–IV вв.) и схоластики (XI–XIV вв.). На этапе патристики шел весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от Античности, где истина – основа постижения, “отцы церкви” закрепили в догмах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Считалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог.
Наиболее яркий представитель патристики – Аврелий Августин (354–430). Его философские труды посвящены проблемам бытия, исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. Особое место в учении Августина занимает проблема общества и истории. По существу, А.Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, он выделял два противоположных вида человеческой общности: град земной – государственность, основанную на любви человека к самому себе; град Божий – духовную общность, основанную на любви к Богу.
|
|
С XI в. началась рационализация западного богословия. Место созерцательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума – схоластика. Как философскую школу схоластику отличали следующие черты: сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией для обоснования ее правоты; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; переход от религиозной мистики к диалектике и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.
Один из крупнейших представителей схоластики – Фома Аквинский (1225–1274), в сочинениях которого представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал философию и теологию. Предмет первой – истины разума, второй – истины откровения. Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины являлся Бог, то отрицалось всякое противоречие между теологией и философией. Известны пять способов рационального доказательства бытия Бога, предложенных Ф.Аквинским: 1) доказательство от причины; 2) наличие движения в мире; 3) случайность всех вещей; 4) несовершенство каждого творения; 5) целесообразность всего в мире.
На рубеже XIII–XV вв. в идеологии Средневековья обнаружился поворот, который свидетельствовал о кризисе религиозного рационализма. Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Д.Скота и В.Оккама.
|
|
Таким образом, в Средние века был внесен существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.