Основные философские школы и направления

В философии Средних веков условно можно выделить два эта­па: патристики (II–IV вв.) и схоластики (XI–XIV вв.). На этапе патристики шел весьма сложный процесс разра­бот­ки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от Античности, где истина – основа постижения, “отцы церкви” закрепили в догмах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Считалось, что че­ло­век должен постичь истину не ради себя, а ради самой исти­ны, поскольку источником ее был Бог.

Наиболее яркий представитель патристики – Аврелий Ав­гу­стин (354–430). Его философские труды посвящены про­бле­мам бытия, исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. Особое место в учении Августина занимает проблема общества и истории. По су­ще­ству, А.Августин явился родоначальником европей­ской хрис­тиан­ской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически ос­мы­сливая диалектику исторического процес­са, он выделял два противоположных вида человеческой общности: град земной – государственность, основанную на любви человека к самому себе; град Божий – духовную общ­ность, основан­ную на любви к Богу.

С XI в. началась рационализация западного богословия. Мес­то созерцательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума – схоластика. Как философ­скую школу схоластику отличали следующие черты: сосредото­че­ние мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией для обоснования ее правоты; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного антич­но­го автора; переход от религиозной мистики к диалектике и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.

Один из крупнейших представителей схоластики – Фома Аквинский (1225–1274), в сочинениях которого представ­лена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он раз­граничивал философию и теологию. Предмет первой – ис­ти­ны разума, второй – истины откровения. Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником вся­кой истины являлся Бог, то отрицалось всякое противоречие между теологией и философией. Известны пять способов ра­ци­о­нального доказательства бытия Бога, предложенных Ф.Ак­вин­ским: 1) доказательство от причины; 2) наличие дви­же­ния в мире; 3) случайность всех вещей; 4) несовершенство каждого творения; 5) целесообразность всего в мире.

На рубеже XIII–XV вв. в идеологии Средневековья об­на­ру­жил­ся поворот, который свидетельствовал о кризисе рели­ги­оз­ного рационализма. Номиналисты предложили свою про­грам­му, которая предстала в форме противопоставления: аб­стракт­ное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстракт­но­му, словесному миру церкви и схоластики противопоста­влял­ся мир в его чувственном богатстве. Философией, кото­рая идеологически реализовала эту общественную потреб­ность, был номинализм Д.Скота и В.Оккама.

Таким образом, в Средние века был внесен существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли. В после­дую­щем все это станет своеобразным фундаментом для фор­ми­рования основ естественнонаучного и философского зна­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: