Все прошедшее наше слагается из будущего, и все будущее наше зависит от прошедшего; все прошедшее и все будущее повторится из настоящего, всегда сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, что мы называем вечностью.
А как велика любовь к знанию и насколько природа человеческая не желает обманываться, можно понять из того, что всякий охотнее желает плакать, владея здравым умом, чем радоваться в состоянии помешательства.
К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум.
Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку.
Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе.
А.Августин
***
Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука (теология. – В.Б.), основанная на Божественном Откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом, как с некоторой своей целью.
Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта… необходимо, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие “идеи”.
Если бы к богопознанию вела лишь одна дорога разума, род человеческий пребывал бы в величайшем мраке неведения: в таком случае богопознание, которое делает людей в высшей степени совершенными и добрыми, приходило бы лишь к немногим, да и к ним лишь по прошествии долгого времени.
Ф.Аквинский
***
Мы должны сказать, что любая универсалия есть некая единичная вещь и универсалия она только благодаря тому, что она есть обозначение, поскольку она знак многих вещей.
Итак, я говорю, что подобно тому как слово есть универсалия, род и вид, но только по установлению, так и понятие, таким образом промысленное и отвлеченное от ранее познанных единичных вещей, есть по своей природе универсалия…
В.Оккам
Тесты
1. В эпоху Средневековья определяющей была идея:
а) смысла;
б) Бога;
в) разума.
2. Патристика – это:
а) анализ возможностей Слова;
б) учение “отцов церкви”;
в) идея творения мира Богом из ничего.
3. А.Августин является автором:
а) логики доказательств;
б) традиции комментаторской учености;
в) линейной концепции времени.
4. Ф. Аквинский сформулировал принципы:
а) торжества веры над разумом;
б) нелепости веры;
в) гармонии веры и разума.
5. Номиналисты и реалисты пытались разрешить проблему:
а) веры;
б) души и тела;
в) общих понятий.