Особенности философского мышления

1. Антропоцентризм философского умозрения.

2. Натурализм как универсальный принцип объяснения природно-социальной действительности.

3. Пантеистический взгляд на мир.

4. Элементы материализма и диалектики.

Основные философские школы и направления

Эпоха Возрождения – своеобразный и достаточно дли­тель­ный период перехода от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной века (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI – начала XVII в.).

Социально-экономические изменения в Западной Европе того периода сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти причины во многом обусловливались про­цессом секуляризации, протекающим во всех областях куль­турной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большин­ства мыслителей. Философию Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек высту­па­ет не только важнейшим объектом рассмотрения, но и ока­зы­вается центральным звеном всей цепи космического бы­тия.

Стержень ренессансного гуманизма составляли три осно­во­полагающих принципа: 1) учение о самодостаточной цен­нос­ти человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духов­ной свободе человека; 3) натурализм как универсальный прин­цип объяснения человека, природной и социальной дей­ствительности.

У истоков итальянского гуманизма находился Данте Алигьери (1265–1321), сумевший в поэме “Божественная ко­медия” гениально выразить идеи о предназначении челове­ка, самоценности его земной жизни, человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф.Петрарка (1304–1374), Л.Валла (1407–1457), М.Фичино (1433–1499), П.Помпонацци (1462–1525), П.Мирандола (1463–1494) и др.

Неоплатонический этап в итальянском Возрождении (се­ре­ди­на XV в.) был вызван к жизни необходимостью выступить против “схоластизированного” Аристотеля, вернее его то­мист­ской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М.Фичино и П.Мирандола. Завершающий этап Возрождения – натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII в.). Его основоположник – немецкий кардинал Н.Кузанский (1401–1464), предложивший в своих трудах ряд важных диа­лек­тических идей, которые развил Дж.Бруно (1548–1600) – крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Дж.Бруно особенно существенны мысли о всеоб­щей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении npoтивоположностей.

Поворот к человеку в эпоху Ренессанса стал заметен и в об­ласти социально-политических теорий. Н.Макиавелли (1469–1527) был первым, кто предложил рассматривать госу­дар­ство не через призму теологии, а на основе разума и опы­та.

Эпоху Возрождения по праву именуют “эпохой великих от­крытий”. Кругосветные путешествия, открытие Нового све­та предшествовали многочисленным важным достиже­ниям в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание гелиоцентрической системы мира Н.Коперником (1473–1543). Книга Н.Копер­ни­ка “О вращении небесных сфер”, опубликованная в 1543 г., сы­гра­ла решающую роль в радикальном пересмотре фило­соф­­ских представлений о мире.

Наследником и продолжателем идей Возрождения, кото­рые содействовали развитию нового естествознания, явился Галилей (1564–1642). В противовес натурфилософским пред­став­лениям своих предшественников он сформулировал прин­ци­пиальные положения нового естествознания, требу­ющего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным признакам. Эти положения явились, по су­ществу, декларацией механистического материализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: