1. Антропоцентризм философского умозрения.
2. Натурализм как универсальный принцип объяснения природно-социальной действительности.
3. Пантеистический взгляд на мир.
4. Элементы материализма и диалектики.
Основные философские школы и направления
Эпоха Возрождения – своеобразный и достаточно длительный период перехода от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной века (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI – начала XVII в.).
Социально-экономические изменения в Западной Европе того периода сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти причины во многом обусловливались процессом секуляризации, протекающим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Философию Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек выступает не только важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
Стержень ренессансного гуманизма составляли три основополагающих принципа: 1) учение о самодостаточной ценности человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духовной свободе человека; 3) натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности.
У истоков итальянского гуманизма находился Данте Алигьери (1265–1321), сумевший в поэме “Божественная комедия” гениально выразить идеи о предназначении человека, самоценности его земной жизни, человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф.Петрарка (1304–1374), Л.Валла (1407–1457), М.Фичино (1433–1499), П.Помпонацци (1462–1525), П.Мирандола (1463–1494) и др.
Неоплатонический этап в итальянском Возрождении (середина XV в.) был вызван к жизни необходимостью выступить против “схоластизированного” Аристотеля, вернее его томистской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М.Фичино и П.Мирандола. Завершающий этап Возрождения – натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII в.). Его основоположник – немецкий кардинал Н.Кузанский (1401–1464), предложивший в своих трудах ряд важных диалектических идей, которые развил Дж.Бруно (1548–1600) – крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Дж.Бруно особенно существенны мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении npoтивоположностей.
Поворот к человеку в эпоху Ренессанса стал заметен и в области социально-политических теорий. Н.Макиавелли (1469–1527) был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта.
Эпоху Возрождения по праву именуют “эпохой великих открытий”. Кругосветные путешествия, открытие Нового света предшествовали многочисленным важным достижениям в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание гелиоцентрической системы мира Н.Коперником (1473–1543). Книга Н.Коперника “О вращении небесных сфер”, опубликованная в 1543 г., сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.
Наследником и продолжателем идей Возрождения, которые содействовали развитию нового естествознания, явился Галилей (1564–1642). В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников он сформулировал принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным признакам. Эти положения явились, по существу, декларацией механистического материализма.