Развитие философской мысли в Новое время было тесным образом сопряжено с утверждением и развитием капитализма. Ускоренное развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к частным наукам и методологии наук в целом.
Проблема метода занимает важное место в философии. Если до Нового времени она непосредственно включалась в контекст натурфилософских и логических построений, то с развитием производительных сил и новой науки данная проблема приобретает собственный статус. Однако влияние новой науки поляризует философские воззрения. С одной стороны, математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении рационализма, а с другой – эмпирическая методология предлагает совершенно новую архитектонику философских построений. Концепции Ф.Бэкона и Р.Декарта – представителей новой философии – выразительно иллюстрируют эти тенденции.
В качестве основного метода Ф.Бэкон (1561–1626) предложил индуктивный – метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Успехи познания и увеличения власти человека над природой философ видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Рассматривая чувственность как единственный источник знания, Ф.Бэкон заложил тем самым основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.
Основоположник рационализма, французский философ Р.Декарт (1596–1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако он полагал, что единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Р.Декарта явилось сомнение.
Декартовская апелляция к разуму, как и попытка Ф.Бэкона обосновать индукцию на эмпирической основе, не дала желаемого результата в решении проблемы эффективного метода. Вместе с тем важным достоинством разработанной методологии явилось то, что она утверждала ведущие методологические принципы науки Нового времени.
К числу наиболее видных мыслителей, унаследовавших идеи Бэкона и развивавших традиции эмпиризма, необходимо отнести в первую очередь английских философов Т.Гоббса (1588–1679), Дж.Локка (1632–1704), Дж.Беркли (1685–1753), Д.Юма (1711–1776),а также французских мыслителей Э.Кондильяка (1715–1780), К.А.Гельвеция (1715–1771), П.Гольбаха (1723–1789), Д.Дидро (1713–1784).
Рационалистическая традиция после Р.Декарта нашла свое историческое и логическое продолжение в лице голландского мыслителя Б.Спинозы и немецкого философа Г.Лейбница. В отличие от Р.Декарта, Б.Спиноза (1632–1677) вводит понятие единой и бесконечной субстанции. Субстанция называется Богом, или Первопричиной. Данный шаг свидетельствует о том, что голландский мыслитель придерживался точки зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира.
Основой философии Г.Лейбница (1646–1716) является понятие монады, которая представлялась как некая неделимая духовная сущность, замкнутая в самой себе и не имеющая возможности влиять на другие монады. Низшие из них, согласно иерархии, образуют уровень обычного материального бытия и отличаются незначительными способностями к ясному представлению (“пребывают в смутном сне”). Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде – Богу. Только Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу (без всякого реального взаимодействия изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных).
Монадология Г.Лейбница применительно к декартовой проблеме отношения души и тела являлась как бы способом обоснования независимости души и тела. Таким образом, Г.Лейбниц внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Р.Декарта.