Основные философские школы и направления

В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение – идейное течение, прогрессивное в своей основе и связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феода­лизма. Фундаментальная идея европейских мыслителей – идея переустройства жизни на разумных началах была уна­сле­дована из предшествующей эпохи. Переустройство пони­малось как результат распространения в обществе положи­тель­ных, практически полезных знаний. В связи с этим осо­бое внимание уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мнению философов, должны были внед­рить принципы разума в повседневную жизнь своих госу­дарств. Поскольку же новому знанию противостояло христи­анское вероучение, то свою главную задачу философы-про­светители видели в борьбе с религиозными догмами.

Просвещение достигло своего расцвета во Франции. Фи­лософы-просветители идеологически подготавливали обще­ство к революции.

Ф.Вольтер (1694–1778) – один из известных представи­те­лей Просвещения во Франции. Творчески восприняв учения Дж.Локка и И.Ньютона, он пришел к пониманию философии как действенного орудия разума в борьбе против неразум­но­го, доживающего свой век общества. Творчество мыслителя проникнуто антицерковными настроениями. “Раздавите га­ди­ну!” – таков призыв Вольтера к обществу. Общественное устройство, по его мнению, должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. “Я могу быть не согласным с вашим мнением, – писал Вольтер, – но отдал бы жизнь за ваше право высказывать его”.

Ж.-Ж.Руссо (1712–1778) – один из наиболее влиятельных идеологов Просвещения. Он был первым, кто указал на про­ти­воречивый характер общественного прогресса. В трактате “Об общественном договоре” (1762) философ разработал кон­цепцию такой организации общества, которая пред­по­ла­га­ла бы свободное вступление его членов в договорные от­но­ше­ния, равенство всех лиц и признание ими основных за­ко­нов. Исходя из договорной теории, Ж.-Ж.Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти.

Ш.Монтескье (1689–1755) – видный представитель Про­све­­щения. В работе “О духе законов” (1747) предложил но­вый взгляд на сущность общества. Его главной идеей явилась идея сопряжения законов и естественной среды. Законы, как считал Ш.Монтескье, должны иметь определенное отноше­ние к физическому характеру страны, климату, характеру поч­вы, ее положению, площади, а также спо­собу жизни на­ро­дов. Мыслитель пытался объяснить принци­пы развития об­ще­ства естественным образом. Однако, утверж­дая, что при­род­ная среда имеет определяющее влияние на развитие об­ще­ства, он переоценил это влияние.

Другой исторической формой философии Просвещения во Франции явился материализм Ж.Ламетри (1709–1751), П.Голь­баха (1723–1789), Д.Дидро (1713–1784), К.Гель­веция (1715–1771)и др. Особое внимание философов-мате­риалис­тов привлекал человек. Он рассматривался ими как часть при­роды, связанная с ней реальными физическими от­но­ше­ния­ми. Они считали ощущения единственным источ­ником зна­ний человека о внешнем мире. Подчеркивая роль ощуще­ний в познавательном процессе, просветители-мате­риалис­ты недооценивали всей значимости мышления как высшей ступени познания.

Д.Дидро, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах были также во­инствующими атеистами. Религия рассматривалась ими как результат невежества, поскольку они еще не знали со­цио­культурных и социально-экономических причин ее про­ис­хождения.

Поистине титаническим трудом французских материа­лис­тов стало создание знаменитой 35-томной “Энциклопедии”, в которой с просветительских позиций была дана оценка всего того, что было достигнуто человечеством в области ремесел, искусств и наук. Французский материализм XVIII в. оказал ог­ромное влияние на общественно-политическую жизнь. Идео­логи Французской революции широко использовали его идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: