double arrow

Мацусита Коносукэ

Мацусита Коносукэ, поставившему в свое время на поток про­изводство дешевой бытовой электроаппаратуры, сегодняшняя Япония обязана многими своими достижениям в экономике.

Уже в 9 лет Коносукэ вынужден был бросить школу и устро­иться в автомастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь. Все началось, когда, встав на ноги и получив первые практические навыки бизнеса, полный оригинальных инженерных идей, Мацусита отважился в 23-лет­нем возрасте на открытие собственного дела. Будущее за электричеством, твердо решает для себя начинающий бизнесмен. Сделав ставку на но­визну и дешевизну, молодой хозяин быстро добивается расширения дела. Радиоприемники, вентиляторы, утюги, обогреватели с маркой «Нэшнл» (с англ. — «национальный», т. е. общенародный) еще в довоенные годы получили распространение в семьях простых японцев.

Проявить себя искусным управленцем позволило Мацусите преж­де всего хорошее знание людей, законов человеческих взаимоотноше­ний. По сути, ему принадлежит первенство в выдвижении и реализации идеи «гармонии интересов» труда и капитала. Весомым вкладом в тео­рию менеджмента стало и введение внутри конгломерата революцион­ного по тем временам новшества — полного хозрасчета и самостоятель­ности всех звеньев производственной структуры.

С 30-х гг. прошлого века и по сей день рабочая смена у 190 тысяч служащих империи Мацуситы на самих Японских островах и в десят­ках зарубежных стран начинается с исполнения хором гимна фирмы и устной прокламации семи ценностных ориентиров — духовного заве­щания основателя. Не хитри, гласит первая заповедь, будь честным; будь хозяином на своем месте. Далее следуют: не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания; относись с уважением и вниманием к окружающим; все время помни о внешнем мире, при­спосабливайся к законам его развития; с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь — мы все берем у общества в долг; не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один: на об­щество.

В этом — краеугольный камень подхода К. Мацуситы к управле­нию бизнесом.

На первом месте, поучает Мацусита, должна быть идея, мечта, курс... Назовите как угодно, но что-то должно быть — то, что объединя­ло бы коллектив, соединяло усилия каждого в одно общее устремление. Иначе никакая концепция управления не может считаться состоявшей­ся. Далее. Менеджмент — это прежде всего наука об управлении людь­ми. Любое предпринимательство начинается с человеческих контактов; поэтому не будучи знатоком человеческой натуры, нельзя рассчитывать на действительный успех дела. Время от времени необходимо ставить себя выше узких рамок чистого расчета и денежно-товарных отноше­ний.

Отношения между управляющими и рабочими. Они должны раз­виваться в «динамической (читай — диалектической) гармонии». Оставь попытки делать вид, будто все — в равном положении. Ведь изначаль­но ясно, что позиции двух сторон различны (если не противоположны). Но точки соприкосновения всегда есть. Наилучший способ — не отстранение, а максимальное привлечение рабочих к решению проблем фир­мы. Давать право голоса в управлении делами и вести постоянный кон­структивный диалог с профсоюзами.

В совокупности теория Мацуситы более человечна, чем любая из других существующих в Японии школ бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: