Орган государства — это структурно-обособленное звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями

Орган государства - это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.

Поясним данное определение, указав на характерные признаки органа государства.

* Орган государства — это звено, составная часть разветвленной системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат.

* Орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата.

* Орган государства может иметь сложную структуру - управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т.д. Они являются не самостоятельными государственными органами, а только структурными подразделениями последних. Также государственный орган располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции.

* Для руководства соответствующей областью общественной жизни орган государства наделяется компетенцией, т.е. определенными правами и обязанностями. Компетенция — это содержание и объем властных правомочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. В соответствии с компетенцией орган издает обязательные к исполнению правовые акты, поскольку в рамках своей компетенции каждый государственный орган является официальным представителем государства. Принцип “разрешено все, что не запрещено” не относится к деятельности государственных органов.

* Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями. Государственный служащий — это работник, выполняющий работу и получающий заработную плату в государственном органе согластно занимаемой должности и подчиненный служебной дисциплине. Должностное лицо в силу занимаемой должности имеет властные правомочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Глава государства — президент — является высшим должностным лицом.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям.

Уже было сказано выше о видах органов государства в соответствии с теорией разделения властей - законодательных, исполнительных, судебных - в зависимости от модификации теории разделения властей. В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание, исполнительной - Правительство РФ; высшие судебные инстанции - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. В соответствии с Конституцией РБ, иными нормативными актами органом законодательной власти является Парламент - Национальное собрание РБ; органами исполнительной власти - Правительство - Совет Министров РБ, подчиненные ему органы государственного управления, другие органы исполнительной власти; органами судебной власти - Верховный Суд РБ, Высший Хозяйственный Суд РБ, Конституционный Суд РБ; контрольно-надзорными органами - Прокуратура РБ, Контрольная палата РБ. Кроме того, представляется возможным говорить о самостоятельном значении Президента Российской Федерации, Президента Республики Беларусь и, соответственно, о самостоятельном значении президентской власти.

По порядку образования различают органы, избираемые непосредственно народом (это, к примеру, Президент РФ /РБ/); а также органы, формируемые другими государственными органами (Конституционный Суд РФ /РБ/): первичные и производные.

По способу принятия решений выделяют коллегиальные органы, здесь решения принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным (Федеральное собрание /Парламент РБ/, Конституционный Суд РФ /РБ/); и единоначальны е органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ /РБ/, Прокуратура РФ /РБ/).

В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное собрание /Парламент РБ/, Правительство РФ /РБ/). Органы специальной компетенции осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (например, различные министерства и ведомства).

По положению в иерархической структуре государственного аппарата различают высшие (президент, парламент, правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные органы (Советы, мунипалитеты, мэрии, исполкомы) государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных - два - федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

По характеру подчиненности существуют органы исключительно вертикального ” подчинения (к примеру, суды), и органы так называемого двойного подчинения ”, например, различные органы отраслевого управления - министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Вообще, сама идея “двойного подчинения” возникла для того, чтобы наряду с общегосударственными интересами учитывать интересы местные.

По срокам полномочий есть срочные органы государства, они функционируют постоянно, но их состав периодически обновляется; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

По времени функционирования выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

По форме реализации государственной деятельности: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные.

По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

По структуре: простые (не имеют внутренних подразделений, например, нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией, например, министерства, ведомства).

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство — специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и объединения граждан

Политическая система общества — это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.

Основными признаками государства как основного структурного элемента политической системы общества, являются:

* выступает от имени всего народа;

* оказывает определяющее влияние на развитие экономики;

* располагает системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия (управление, стимулирование, принуждение);

* обладает суверенитетом;

* выполняет общесоциальные функции;

* определяет правовое положение других субъектов политической деятельности, регулирует общественные процессы путем издания нормативно-правовых актов и обеспечивая их реализацию;

* обеспечивает гуманитарное развитие общества через систему учебных, научно-исследовательских, лечебных и других социально-культурных учреждений.

ТЕМА: ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРАВО И ДРУГИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. СИСТЕМА ПРАВА.

Понятие права, его социальная ценность. Принципы права: общие, межотраслевые, отраслевые, принципы правовых институтов. Общеправовые принципы: гуманность, законность, справедливость, равноправие и др.

Система социальных норм общества и их классификация. Место правовых норм в системе социальных норм. Взаимосвязь и взаимодействие норм права с другими социальными нормами.

Понятие и классификация норм права по различным основаниям: типичные, нетипичные; регулятивные и охранительные; управомачивающие, обязывающие, запрещающие и др.

Понятие системы права и ее структурные элементы: отрасли, подотрасли и институты права. Материальное и процессуальное право. Право частное и публичное. Национальное и международное право, их соотношение. Соотношение системы права и системы законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: