Ш.Состав правонарушения

Совокупность объективных и субъективных признаков
(элементов) правонарушения, необходимых и достаточных по закону
для возложения на правонарушителя юридической ответственности:
1.Объект правонарушения - то, на что посягает правонарушение:
общественные отношения, охраняемые правом, нарушенное
субъективное право (родовой объект), жизнь, собственность, честь,
здоровье и т.п. (видовой объект).

2.Объективная сторона - это внешняя сторона противоправного
поведения, само противоправное деяние, понимаемое как
определенный акт объективной деятельности. Объективная сторона
включает:

• деяние (действие или бездействие);

• противоправность деяния;

• вредный результат противоправного деяния;

• причинную связь между деянием и вредным результатом (деяние -
причина, результат - последствие);

• место, время, способ, обстановка совершения правонарушения

(факультативные признаки).

3.Субъект правонарушения - лицо, его совершившее и подлежащее
юридической ответственности:

• деликтоспособное лицо - субъект правонарушения, способное
самостоятельно отвечать за свои противоправные поступки и нести
юридическую ответственность;

• вменяемое лицо - способное осознавать фактический характер.и
общественную опасность своих действий (бездействия) либо
руководить ими, не страдающее хроническим психическим
расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием
либо иным болезненным состоянием психики;

• возрастной ценз - установленный законом возраст как условие для
привлечения к ответственности: уголовной - 14-16 лет;
административной - 16 лет; дисциплинарной - 14-16 лет;
гражданско-правовой - 18 лет (полной).

В гражданском праве субъектами правонарушения признаются

юридические лица.

4.Субъективная сторона - выражает психическое и интеллектуальное

(сознательно-волевое) отношение правонарушителя к совершенному

деянию и его последствиям:

• вина (сшра) - важнейший элемент субъективной стороны, это
состояние и направленность воли субъекта.
Формы вины:
умышленная вина (dolus):

лицо осознавало общественную опасность своих действий
(бездействия), предвидело возможность или неизбежность
наступления общественно опасных последствий и желало их
наступления (прямой умысел);

• лицо осознавало общественную опасность своих действий
(бездействия), предвидело возможность наступления общественно
опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти
последствия, либо относилось к ним безразлично (косвенный
умысел);

неосторожность:

лицо предвидело возможность наступления общественно опасных
последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к
тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение
этих последствий (легкомыслие);

• лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных
последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой
внимательности и предусмотрительности должно было и могло
предвидеть эти последствия (небрежность).

мотив - внутреннее побуждение лица, которым он
руководствовался при совершении правонарушения;

цель - предполагаемый результат, к которому стремился
(умышленно - прямо или косвенно - легкомысленно) субъект при
совершении правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава
преступления и признаков, его характеризующих, - нет состава
преступления и нет оснований для привлечения лица к юридической
ответственности (casus).

IV-Причины совершения правонарушений - совокупность
обстоятельств объективного и субъективного характера, вызывающих
противоправное поведение субъектов права (в произвольнорм порядке):

• экономические,

• социальные,

• исторические,

• политические,

• биолого-психологические и т.п.

Условия правонарушений - конкретная обстановка,
формирующая и влияющая на причины совершения противоправных
действий:

• государственный атеизм,

• низкий уровень сознания и культуры,

• материальное неблагополучие населения,

• алкоголизм и наркомания,

• неэффективность правоохранения,

• несовершенство законодательства,

• коррупция властных структур и т.п.

Поводы правонарушений - ситуативные обстоятельства
негативного свойства, толкающие людей на правонарушение,
провоцирующее противоправное поведение.

Основные направления борьбы с правонарушениями:

• предупреждение правонарушений - осуществление комплекса мер
воспитательного, организационного, правового, социально-
экономического и другого. характера, направленных на исключение
правовых аномалий в общественной жизни;

• реализация юридической ответственности.

У.Юридическая ответственность возникает из правонарушения
и представляет собой правоотношение между государством
(представленным его специальным органом) и правонарушителем, на
которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие
лишения и неблагоприятные последствия за совершенное
правонарушение (ретроспективный подход к юридической
ответственности).

Юридическая ответственность это мера государственного
принуждения и обязанность субъекта претерпевать неблагоприятные
последствия, предусмотренные правовыми норами за правонарушение в случае его совершения (перспективный подход к юридической
ответственности).

Таким образом юридическая ответственность связана с
возмездием за правонарушение (чаще всего в уголовном праве), но
санкции норм права (в других отраслях) могут включать и меры
государственно-принудительного воздействия, отличные от
юридической ответственности по содержанию и целям:

• государственно-правовое принуждение - основанное на законе и
осуществляемое компетентными органами, ограничивающее
воздействие на поведение людей, в целях подчинения их воле
государства (принудительные меры воспитательного или
медицинского характера);

• меры государственного пресечения - вид правового принуждения,
связанный с использованием юридических средств, в целях
принудительного предотвращения, правонарушения и его вредных
последствий, привлечения виновных и ответственности (выемка,
обыск);

• меры защиты (восстановления) - разновидность правового
принуждения, обеспечивающая исполнение юридической
обязанности, защиту права (жалоба, заявление, процессуальные
права на защиту).

Признаки юридической ответственности:

• связана с нормами права;

• устанавливается государством;

• существует и реализуется в рамках правоотношения;

• предусматривает неблагоприятные последствия;

• возникает только в связи с совершенным правонарушением;

• является одним из средств борьбы с правонарушением;

• опирается на государственное принуждение;

• предусматривает возложение дополнительных обязанностей;

• возлагается только процессуальной формой, предусмотренной
законом;

• связана с обществом, с общественным осуждением;

• может быть заменена мерами общественного воздействия, поскольку
является разновидностью социальной ответственности.

Виды юридической ответственности:

1.По видам правонарушения:

уголовно-правовая - возникает вследствие совершения уголовного
преступления - наиболее серьезного вида правонарушений,
предусмотренного нормами уголовного Кодекса; меры уголовного
наказания самые строгие, назначаются только судом;

• административно-правовая - наступает за совершение
административных проступков, предусмотренных
административным законодательством; выражается в частности в
таких мерах, как лишение социальных прав, штрафом и т.п.;

• гражданско-правовая - применяется к лицам, совершившим
гражданский проступок, имеет как правило имущественный
характер, может быть договорной и не договорной; ее принцип -
полное возмещение убытков;

• дисциплинарная - наступает за нарушение служебной, воинской,
трудовой дисциплины, т.е. за дисциплинарные проступки; меры
дисциплинарной ответственности, в частности, выговор, строгий
выговор, увольнение и т.п., применяются к нарушителю органом
(начальником) в порядке подчиненности, в соответствии с
правилами внутреннего распорядка или действующими уставами;

• материальная ответственность полная или ограниченная возникает в
связи с причиненным имущественным ущербом, причиненным
организации, учреждению, предприятию их сотрудниками при
исполнении ими своих обязанностей.

При более широком подходе можно выделить, например, по
отраслевой принадлежности процессуальную, международную,
конституционную и т.п. юридическую ответственность.

2.По органам государства:

юридическая ответственность возлагается законодательными
органами;

• исполнительно-распорядительными/административными;

• судебными юрисдикционными и другими органами государства.

3.По форме осуществлены

ответственность налагается в судебном;

• административном;

• ином порядке (арбитраж, товарищеский суд и т.п.).

4. По характеру:

функциональная ответственность - определяет круг деятельности,
сферу управления и соответственно компетенцию того или иного
органа;

• персональная ответственность означает конкретное задание,
операцию, практическую работу, порученную тому или иному
работнику, за которую он отвечает.

Принципы юридической ответственности - абстрактные

положения, определяющие эффективность ее реализации:

• законность,

• справедливость,

• неотвратимость,

• целесообразность,

• гуманизм,

• индивидуализм.

Функции юридической ответственности - основные направления

ее реализации, отражающие ее сущность и виды:

• карательная (штрафная),

• правовосстановительная,

• воспитательная,

• предупредительная (превентивная).

Задачи юридической ответственности - это своего рода рубежи,

которые необходимо занять в движении к цели:

• предупреждение и борьба с преступностью,

• воспитание высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Цель юридической ответственности - прочный правопорядок,

законность и безопасность граждан, гарантированность их

конституционных прав и свобод, добросовестное исполнение своих

обязанностей всеми субъектами права.

Основания (предпосылки) возникновения юридической

ответственности - виновное (связанное со свободой воли субъекта)

противоправное деяние (нарушающее норму права), являющееся

юридическим фактом, влекущим возникновение правоохранительного

правоотношения.

Основания реализации юридической ответственности -

правоприменительный акт, которым конкретизируется охранительная

норма права в связи с правонарушением, определяется конкретный вид

и мера юридической ответственности.

Начало юридической ответственности - момент совершения

правонарушения.

Прекращение юридической ответственности - отбытие виновным

лицом наказания. Наряду с прекращением существуют

предусмотренные законом исключение и освобождение от

юридической ответственности; случается и незаконный фактический

уход от ответственности.

Стадии юридической ответственности:

• объективного возникновения юридической ответственности;

• привлечения к юридической ответственности;

• определения юридической ответственности (санкции);

• реализации юридической ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Можно ли считать правомерным поведение, «нейтральное» по

отношению к праву?

2. Каковы признаки и структура правомерного поведения?

3. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие виды правомерного

поведения.

4. По каким признакам можно определить правонарушение?

5. По какому основанию правонарушения подразделяют на
преступления и проступки?

6. Назовите виды проступков и дайте им характеристику.

7. Что входит в состав правонарушения?

8. Что такое вина?

9. Вспомните и назовите признаки юридической ответственности и
ее виды?

10. Существуют ли законные основания для исключения
юридической ответственности или освобождения от нее? В чем
они?


ТЕМА 20
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

I. Понятие законности, ее сущность и проявления, форма и содержание.

II. Принципы и требования законности, ее функции и гарантии.

III. Правопорядок и общественный порядок.

IV. Признаки, принципы и структура правопорядка, его квалификация.

V. Соотношение законности с другими правовыми категориями.

VI. Дисциплина и ее виды.

VII. Безопасность: понятие и виды.

1.Сущность законности - в строгом неуклонном осуществлении
норм правового закона всеми субъектами правовой жизни.

Единая сущность законности имеет различные проявления в виде:

принципа; законность провозглашается, закрепляется в
законодательстве, как принцип правовой жизни;

метода; законность проявляется в конкретном поведении субъектов
права, становится основой их поступков;

• режима; законность выступает нормой жизни большинства
участников общественных отношений.

Таким образом, законность определяют (В.С.Афанасьев), как
принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения,
исполнения норм права всеми участниками общественных отношений
(государством, его органами, общественными и иными организациями,
должностными лицами, частными структурами, гражданами - всеми
без исключения).

Сущность законности неизменна, составляет единое целое, но ее
содержание, т.е. совокупность всех составляющих ее элементов,
свойств, внутренних процессов, противоречивых связей, - изменчива и
динамична.

Содержание законности - это подвижная сторона целого; она
зависит от множества условий: времени, эпохи, формы государства,
характера правителя, внешней обстановки и т.п.

Содержание законности в одном и том же государстве может в
разных условиях находить разное выражение.

Форма законности - это оформление содержания, внешняя и
внутренняя организация содержания.

В известном смысле, по аналогии с другими родственными
категориями: правомерным поведением, правонарушением в
законности можно выделить ее конкретный состав:

• субъекты законности - те, на кого распространяется обязанность
соблюдать правовые предписания и право требовать такого
соблюдения от других лиц;

• субъективная сторона - это мотивационный (интеллектуальный и
психологический) аспект законности;

• объективная сторона - это деятельное поведение человека, его
поступок, документы и т.п., которые должны соответствовать праву,
закону;

• объект законности - это та правовая действительность, атмосфера,
состояние общества, которая создается в результате строгого,
неуклонного осуществления требований закона всеми субъектами
правовой жизни. Этот элемент состава законности связывает ее с
правопорядком (см. ниже), перерастает в порядок, подобно тому, как
правонарушение перерастает в юридическую ответственность.

Законодательство, закон не входят в состав законности, но
правовой закон составляет ее главнейшее условие.

П.Принцип законности - кардинальные (от лат. cardinalis -
главный) идеи, выражающие содержание законности, скрепляющие ее
элементы воедино.

Выделяют ряд принципов законности:

верховенство закона - подчиненность закону всех нормативных
актов и всех актов реализации права;

единство законности - одинаковость режима законности для всего
государства и недопустимость создания региональной, локальной и
т.п. законности и противопоставления ее общегосударственной;

целесообразность законности - необходимость выбора оптимальных
вариантов поведения деятельности - правотворческой, право-
регулирующей) строго в рамках закона;

реальность законности - действительное, фактическое повсеместное
исполнение правовых предписаний во всех видах правомерной
деятельности и неотвратимость ответственности за их нарушение;

культурность законности - обусловленность законности знанием
законов, необходимым уровнем правосознания, правовой
образованности, воспитанности, правовой культуры.

Требования законности_- то, чего требует законность, внешняя (в
отличие от принципов) направленность законности, точная адресная
правовая установка, вытекающая из содержания законности.

Отличия
Принципы законности Требования законности
абстрактны, универсальны конкретны, адресны
первичны вторичны
отражают содержание законности отражают внешние условия
укрепляют единство элементов состава законности укрепляют законность с правовой средой
связаны с субъективной стороной законности - психологией субъектов связаны с объективной стороной законности - действиями, поведением субъектов

Общие принципы законности (всеобщие) могут быть развернуты
в более детальные требования (особенное) законности и конкретное,
индивидуальное требование (единичное) законности.

Так, всеобщий принцип верховенства закона развертывается в
более детальные требования соответствия закону подзаконных
нормативных актов и правоприменительных актов. От особенных
требований уже протекает требование соблюдения законности в
конкретном случае, например, требование отмены незаконного приказа
об увольнении.

Функции законности - основные направления ее правового
воздействия, определяемые ее сущностью и содержанием, связанные с
ее социальным назначением:

• функция гармонизации (от греч. _________ - созвучие, связь,
соразмерность) правовой жизни; законность делает правовую среду
более однородной и гармоничной, ибо могут существовать
различные толкования права, множество различных законов, а
законность - только одна;

• функция ферментации (от лат. fermentum - закваска); законность
дает толчок правовой практике, инициирует реальные правовые
отношения, ибо самая разработанная система законодательства не
будет «работать» в отсутствие законности;

• функция консолидации (от лат. consolidare - управлять,
поддерживать) правовой системы; законность в силу ее уникального
характера скрепляет и поддерживает разнородные материальные,
процессуальные, психологические элементы национальной правовой
системы;

• функция гуманизма (от лат. humanitas - человеколюбие, доброта,
человеческое достоинство); законность защищает честь,
достоинство, права и свободы, законные интересы человека от
поизвола государства, его органов, противоправных действий других
лиц.

Гарантии законности - меры общего и специально-
юридического характера, с помощью которых обеспечивается строгое и
неуклнное соблюдение норм права всеми участниками общественных
отношений.

Виды гарантий законности:

• юридические,

• экономические (материальные),

• политические,

• социальные,

• организационные,

• идеологические,

• культурные,

• социально-психологические, духовно-нравственные.

Юридические гарантии законности - совокупность правовых
средств, при помощи которых возможно установление, укрепление
законности и ее восстановление в случае нарушения.

Виды юридических гарантий:

• государство, его аппарат и органы в целом;

• специализированные органы (правоохранительная система, силовые
ведомства, органы контроля и надзора, государственные инспекции
и т.п.);

• деятельность общественных институтов - СМИ, органы
самоуправления, народный контроль, товарищеские суды,
религиозные структуры, особенно в фундаменталистских странах;

• право, в целом, правовая система, нормы, принципы права;

• юридическая ответственность, правовые санкции, правовое
принуждение, поощрения;

• правосознание, правовое воспитание, образование, правовая
культура.

Однако эффективная деятельность по укреплению законности
требует учета всего многообразия факторов, как положительных, так и
отрицательных, воздействующих на поведение субъектов законности.

Выделяют (В.С.Афанасьев) четыре уровня факторов:

• общесоциальный (в масштабах государства),

• региональный (область, район и т.п.),

• групповой (коллектив, семья и т.п.),

• индивидуальный.

Влияние различных факторов на правовое поведение может быть
прямым или опосредованным, через другие факторы, с помощью
формирования и воспитания личности и воздействия на его поведение в
конкретной ситуации.

Объективная сторона и особенно объект законности теснейшим
образом связаны с правовым порядком.

III. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных
отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок можно рассматривать и как результат
осуществления законности, и как ее качественную характеристику, и
как цель правового регулирования. Правопорядок входит составной
частью в общественных порядок, представляя собой его наиболее
важное звено.

Общественный порядок - реально складывающийся социальный
режим, система общественных связей, отношений и состояний,
урегулированная как правовыми, так и неюридическими нормами
(моралью, обычаями, традициями, нормами общественных организаций
и т.п.).

Основные признаки правопорядка:

• складывается на основе правового регулирования и обеспечения
законности;

• реально воплощает требования правовых норм в жизнь,
фактическую урегулированность на их основе общественных
отношений;

• целостность, структурность, иерархичность; означающие единство
правопорядка в масштабах всей страны, его сложный состав и
субординацию элементов;

• подконтрольность и гарантированность, т.е. наличие
систематического и всеобщего контроля со стороны общества,
государства и в то же время обеспеченность силовой поддержкой со
стороны правоохранительных органов, сил правопорядка.
Принципы правопорядка:

конституционность,

• законность,

• справедливость,

• эффективность,

• демократизм,

• научность, системность,

• устойчивость и единство.

Структура правопорядка

Поскольку правопорядок рассматривает как фактическое
состояние урегулированных правил отношений, т.е. как систему
правовых отношений (А.С.Шабуров), то его структура будет включать
те элементы, которые составляют само правоотношение (см.тема № 11).

Правоотношения и связи, входящие в структуру правопорядка:

вертикальные (интерактивные),

• горизонтальные (диспозитивные),

• статические (длительные) состояния,

• динамические (изменяющиеся).

Классификация правопорядка по видам:
по территории:

правопорядок всего государства,

• правопорядок субъектов федерации,

• правопорядок города, района и т.п.

по сфере правового регулирования:

общеправовой,

• отраслевой,

• правопорядок, образующийся при реализации отдельных институтов
(норм) права.

по отраслям права:

конституционный,

• уголовно-правовой,


• финансовый,

• административный,

• правопорядок в иных отраслях права.
по степени строгости оформления:

формализованный,

• неформализованный.
по сложности:

сложный,

• элементарный,

• упрощенный.

V. Понятие законности синтезирует, «фокусирует» содержание
других близких категорий, хотя и не совпадает с ними. Например:


Категории Их значение   3 А К О Н н о с т ь
соблюдение права исполнение права использование права применение права реализация права в различных формах
правомерное поведение действие субъектов, соответствующее нормам права
правоотношения правовая связь его участников
эффективность права (закона) результативность их правового воздействия
законодательство совокупность действующих в государстве законодательных актов
правопорядок состояние упорядоченности общественной жизни на основе права и законности
правосознание знание и оценка права людьми

Очевидно, законность - комплексное понятие, охватывающее все
стороны права: его функционирование, результативность, связь
субъектов правовой жизни, урегулированность правового общения,
воздействие воли законодателя на поведение людей, отношение людей
к праву и закону.


 

 

 

Из схемы видно, что должное (право) перерастает в сущее
(правопорядок) с помощью переходной категории (законность) при
условиях:

- существования правовых законов,

- их строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правовой
жизни.

Можно представить и другую схему:

 
 


 

Взаимосвязь понятий совершенно ясна, т.к.:

- без демократии трудно добиться главного условия законности -
правового содержания действующих законов, строгое и неуклонное
соблюдение которых не даст подлинного правопорядка;

- без законности и, следовательно, без правопорядка вместо
демократии образуется хаос и правовой беспредел.

Сложность усвоения понятий «законность» и «правопорядок»
еще связана - в отличие от иных понятий - с их оценочным характером;
это качественные свойства.

Например:

• законность - это не вообще осуществление юридических правил, а
строгое и неуклонное соблюдение норм правовых законов
(правозаконность, законосообразность С.А.Комаров);

• правопорядок - это не просто фактически сложившееся состояние
упорядоченности общественных отношений, основанное на
реализации правовых предписаний, а правовойпорядок,

воплощающий принцип законности, законный порядок.

Оценочными, качественными являются и другие, сходные с
законностью категории:

• правомерность - это свойство, качество тех или иных фактических
проступков, деятельности, если они совершаются, протекают в
рамках права, соизмеряются правом;

• нормативность (нормосообразность) - качественная характеристика
поведения субъектов, определяемая действующими социальными
нормами.

«Переходный» характер понятия «законность» сказывается и на

сфере действия законности и на ее субъектном составе. В самом деле,

ответим на вопросы:

«что» должны строго и неуклонно соблюдать участники
правовой жизни? Как следует из значения термина - законы. В законах
содержится воля народа, его понятие о справедливости, законы
обладают высшей юридической силой, на такое понимание направлен
принцип верховенства закона. Однако ясно, что соблюдаться и
исполняться должны и подзаконные нормативно-правовые акты и
правоприменительные и другие правовые акты.

«кто» должен строго и неуклонно соблюдать нормы права? Как
требует принцип всеобщности законности - все субъекты правовой
жизни, но ясно, что от государства, его органов и должностных лиц
прежде всего зависит состояние законности. Лишь самые
незначительные правонарушения должностных лиц не являются
нарушением законности, и наоборот, наиболее значительные по своим
последствиям правонарушения граждан (массовые беспорядки) могут
быть нарушением законности. Не случайно, юридический произвол -
определяют как метод государственного управления, противостоящий
законности (В.И.Гойман, Г.И.Иванец), т.е. юридический произвол
может идти от государственных органов и должностных лиц, от
властных структур, а граждане могут вызвать беспорядки.

Уместен и еще один вопрос: только ли соблюдение и исполнение,
если они строгие и неукоснительные, составляют законность? Нет,
принцип законности является определяющим для всех форм
осуществления права, особенно для правоприменения. При этом
особую позицию занимает конституционная законность - т.е. реально
действующая система конституционализма, обеспечивающая полное
действие правовой Конституции (Н.В.Витрук). Конституционная
законность означает:

• правовой характер самой Конституции как Основного закона
государства;

• верховенство Конституции в правовой системе государства;

• верховенство Конституции на всей территории страны;

• защиту конституционной законности Конституционным
правосудием.

С учетом примата (приоритета, равенства) международного права
правовое содержание национальных законов должно соответствовать
признанным международным стандартам.

Суммируя сказанное, можно определить законность комплексной
политико-правовой категорией, отражающей господство правового
закона, строгое и неуклонное осуществление правовых норм всеми
участниками общественных отношений, борьбу с правонарушениями и
произволом в деятельности должностных лиц, обеспечение
правопорядка и организованности в обществе.

У1.Наряду с законностью существует понятие дисциплины.

Дисциплина (от лат. disciplina - организованность, порядок) -
определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в
обществе социальным нормам. Ее виды:

-государственная дисциплина - вид дисциплины, связанный с
выполнением требований, предъявляемых в основном к
государственным служащим; подразделяется на финансовую,
договорную, плановую и т.п. дисциплину;

-трудовая дисциплина - форма общественной связи людей в
процессе труда с обязательным подчинением их трудовому распорядку,
технологической дисциплине, дисциплине труда и т.п.;

-воинская дисциплина - строгое и точное соблюдение всеми
военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими
уставами и приказами.

VII.C понятиями законность, правопорядок, дисциплина связано
понятие безопасности.

Безопасность в широком смысле - это положение,
характеризующееся отсутствием каких-либо угроз личности, обществу,
государству.

Ее виды:

Безопасность государства - это состояние защищенности
жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Ее
составляющие: конституционный порядок и политическая
стабильность, крепкая государственная власть и эффективная
экономика; суверенитет, территориальная целостность и нерушимость
границ;

Безопасность общества - состояние защищенности основных
ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных
посягательств. В нее входит социальная справедливость, права граждан
и общества в целом во взаимоотношениях с государством, режим
законности, экономическое благополучие граждан, демократический
плюрализм, гласность и открытость общества.

Безопасность личности (гражданина) - составная часть
безопасности общества, базирующаяся на фундаментальных,
естественных правах, свободах, законных интересах. В конечном счете
безопасность личности должна быть целью безопасности общества и
государства.

Большое значение имеют сейчас:

- национальная безопасность,

- техногенная безопасность,

- экологическая безопасность,

- международная безопасность,

- контр террористическая, продовольственная и т.п. безопасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: