Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно - политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции.

Органы исполнительной власти могут быть двух уровней:

- Федеральные органы;

- Субъектов РФ.

В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управления и агентства). В масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти, которые образуются самими субъектами Федерации и подчиняются только его правительству (губернатору, главе администрации) или находятся в двойной зависимости и подчиняются еще соответствующим центральным федеральным органам.

В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации);

б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор, структурное подразделение администрации).

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.

В процессе административной реформы расширяли единоначалие в системе исполнительной власти. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью – коллегии министерств, различные советы вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоналичными актами руководителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: