Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Продавцы изучают потребителей в связи с тем, что им необходимо принимать решения о том, что, где и сколько продавать.
Исходный пункт изучения потребителей – модель покупательского поведения (рис. 6). На рисунке видно, что маркетинговые и другие приемы проникают в «черный ящик» потребителя и порождают определенную реакцию. Задача – выяснить, что находится в «черном ящике».
На потребителя воздействуют 2 группы факторов:
- маркетинговые (контролируемые продавцом). К ним относят элементы комплекса маркетинга: товар, цену, распространение, продвижение.
- факторы внешней среды, которые включают экономические, технологические, политические, культурные факторы.
Окружающие потребителя факторы попадают в «черный ящик» его подсознания и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций: выбор товара, торговой марки, торгового посредника, времени покупки, объема покупки. Маркетологи исследуют, каким образом в «черном ящике» потребителя стимулы превращаются в реакцию. Для этого изучают:
- личные характеристики покупателя. Они влияют на то, как потребитель воспринимает внешние стимулы и реагирует на них;
- процесс принятия решения потребителем, который определяет покупательское поведение.
Далее рассмотрим, что из себя представляют личные характеристики, определяющие покупательское поведение, а затем обратимся к процессу принятия решения.