Регион | Среднедушевые денежные доходы в мае 2002 года (руб.) |
Дальневосточный фед.округ | 2577,6 |
Республика Саха | 3935,9 |
Приморский край | 2114,4 |
Хабаровский край | 2351,2 |
Амурская область | 1657,2 |
Камчатская область | 3795,1 |
В т.ч. Корякский а.о. | 3957,9 |
Магаданская область | 3147,9 |
Сахалинская область | 3116,1 |
Еврейская область | 1689,4 |
Чукотский а.о. | 5532,1 |
*Источник: Пятый периодический доклад РФ по осуществлению международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. http: // www.h–rights.ru/
Природная среда. Природную среду формируют такие факторы, как климатические условия; наличие либо отсутствие естественных природных ресурсов; доступность ресурсов для освоения; экологическая обстановка; государственный контроль процесса потребления природных ресурсов.
В настоящее время в мировой природной среде складываются следующие тенденции:
Происходит общий рост стоимости энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с невозобновляемостью многих видов природных ресурсов. В настоящее время ведется усиленный поиск альтернативных источников энергии (солнечной, ветровой, ядерной и т.д.).
Рост загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Это вызывает озабоченность общественности, особенно в высокоразвитых странах. Соответственно компании при разработке маркетинговых стратегий не могут не учитывать данную закономерность.
Рост государственного контроля за процессом использования и воспроизводства природных ресурсов. Руководство организации в целом и службы маркетинга в частности должно держать в поле зрения все проблемы природной среды, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы ресурсы, не нанося при этом вред окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность находится под жестким контролем государства и общественных групп.
В России также актуальны все вышеперечисленные изменения, происходящие в природной среде. Увеличение уровня загрязненности окружающей среды ведет к тому, что государство вынуждено все в большей мере контролировать процесс использования природных недр. Вот лишь некоторые природоохранительные законодательные акты, введенные в действие Правительством РФ за последние 10 лет:
• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.);
• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.);
• Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);
Природно-ресурсные законодательные акты:
• Земельный кодекс РСФСР (1991 г. с изменениями);
• Закон РФ «О недрах» (1992 г. с изменениями);
• Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.);
• Водный кодекс РФ (1995 г.);
• Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ» (1995 г.);
• Лесной кодекс РФ (1997 г.);
• Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (1998г.);
• Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (1998 г.);
• Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» (1998г.);
• Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).
На Дальнем Востоке, в частности, действуют следующие природоохранные подзаконные акты - постановления Правительства РФ:
• «Об учреждении в Амурской области государственного природного заповедника «Норский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 02.02.1998 г. № 136).
• «Об учреждении в Хабаровском крае государственного природного заповедника «Болоньский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 18.11.1997 г. № 1444).
• «Об учреждении в Еврейской автономной области государственного природного заповедника «Бастак» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 28.01.1997 г. № 96).
Научно-техническая среда. Данная составляющая маркетинговой среды включает: темп научно-технического прогресса, уровень отчислений на НИОКР, интенсивность исследовательской деятельности, количество научных публикаций и патентов и др.
Любое открытие в области науки приводит к крупным долговременным последствиями. Возникновение новых технологий создает прорыв для одних отраслей бизнеса и приводит к гибели другие. Компании должны внимательно следить за ведущими мировыми тенденциями в рамках научно-технического комплекса, к которым относятся:
- ускорение темпов научно-технического прогресса;
- интернационализация технологий – компании открывают исследовательские лаборатории вне страны происхождения, завязывают тесные связи с университетскими лабораториями и государственными научными организациями через международные сети;
- рост ассигнований на НИОКР, причем 75% мировых расходов на НИОКР приходится на США, ЕС, Японию. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
Для научно-технической среды нашей страны до недавнего времени было характерно то, что наибольшая часть российского потенциала технических инноваций была сосредоточена в ВПК, практически не затрагивая другие сферы. Однако за последние десятилетия ситуация изменилась, часть в прошлом закрытых городов, ориентированных на ядерные и другие военные исследования, перепрофилирована под центры, целью которых является создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях народного хозяйства, таких как судостроение, спецметаллургия, энергетическое машиностроение и другие. Однако все еще низкой остается доля России в мировом объеме производства наукоемкой продукции и составляет только 0,3%.
Политико-правовая среда. Политическое устройство государства, уровень законодательства, отношение правительства к бизнесу, стабильность политического строя – все это факторы политико-правовой среды маркетинга, которые сильно сказываются на маркетинговых решениях компании.
Тенденции мировой политико-правовой среды:
- рост числа законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- повышение требований государственных учреждений к соблюдению законов;
- рост числа групп по защите интересов общества.
Политическую среду России составляют, наряду с факторами исполнительной государственной власти (федеральной и региональной), еще целый ряд весомых факторов, в том числе законодательные, правовые факторы. Среди них законодательные акты РФ, появившиеся сравнительно недавно и регулирующие отношения собственности, а также законы о предпринима-тельстве, конкуренции, защите прав потребителей, рекламе, товарных знаках и др. Таким образом, для российской действительности также характерна общемировая тенденция роста законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Данные законы устанавливают и ограничивают формы и методы ведения нечестной конкурентной борьбы (установления монополии, дискриминационных цен и т.д.), защищают потребителя от недобросовестной деловой практики: выпуска некачественных и небезопасных товаров, лживой рекламы, недобросовестных методов торговли, защищают высшие интересы общества от негативных аспектов предпринимательской деятельности.
Культурная среда. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на деятельность компании.
Изменения, наблюдаемые в этой сфере в последнее время:
- тенденция, отражающая желание демонстрировать свою индивидуальность;
- тенденция увеличения числа работающих женщин;
- тенденция изменения роли в семье мужчины и женщины: повышается роль мужчины в воспитании детей и ведении хозяйства и все больше женщин формирует основную часть дохода семьи;
- большое значение уделяется физическому совершенству и молодости;
- тенденция к более позднему вступлению в брак;
- увеличение числа субкультур в рамках культуры той или иной страны.
Вышеназванные тенденции характерны и для России. Например, в России остается вера в институт брака – она первична, а вот уверенность в необходимости раннего вступления в брак вторична. В наши дни данная вторичная ценность в России претерпела изменения по сравнению с серединой 20 века. Все меньше молодых людей стремятся вступить в брак до того, как получат высшее образование и престижную работу.
В России можно выделить следующие четко сформировавшиеся субкультуры: байкерская, тусовочно-рейверская, секс-меньшинств и др.
Российские женщины работают часто наравне с мужчинами, занимаются предпринимательской деятельностью и политикой.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение маркетинговой среде, опишите ее структуру.
2. Рассмотрите взаимосвязь между микросредой и макросредой.
3. Каким образом факторы микросреды воздействуют на деятельность предприятия?
4. Какие тенденции в изменении факторов мировой макросреды, макросреды России отмечаются в последние годы?