Макросреда представлена факторами широкого социального плана и системного рыночного действия, которые оказывают влияние на микросреду. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Изучение факторов позволяет выявить тенденции, складывающиеся в маркетинговой среде, и разработать фирме стратегии с учетом возможностей и угроз внешнего окружения. Рассмотрим основные параметры и тенденции, складывающиеся в различных сферах маркетинговой среды.
Демографическая среда. Демография – наука, изучающая население. Для специалистов по маркетингу демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Демографическую среду общества можно описать при помощи таких переменных, как численность и плотность населения, уровень смертности и рождаемости, степень мобильности населения, уровень образования и род профессиональной деятельности населения, половозрастной состав.
|
|
В настоящее время для мировой демографической среды характерны следующие тенденции:
- снижение рождаемости;
- старение населения;
- уменьшение продолжительности жизни населения;
- уменьшение численности населения европеоидной расы и рост численности представителей монголоидной и негроидной рас;
- повышение образовательного уровня населения и др.
Если рассматривать тенденции в российской демографической среде, то здесь также можно отметить процесс устойчивого увеличения доли пожилых людей в общей численности населения, т.е. происходит старение нации. Согласно классификации ООН, старым считают население, когда удельный вес людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. Удельный вес людей в этом возрасте в России составляет в настоящее время 14,3% (в Хабаровском крае этот показатель составляет 8,9%[2]). Таким образом, можно утверждать, что население России и Хабаровского края, в частности, является демографически старым. В России происходит снижение удельного веса населения в возрасте моложе трудоспособного. Его численность прогнозируется в 2005 году – 21,4 млн чел. (для сравнения - в 1993 году этот показатель составлял 35,1 млн чел.). Также как и во всем мире, в России падает продолжительность жизни населения - средняя продолжительность жизни по пессимистическому прогнозу в 2005 году упадет по сравнению с 2000 годом на 5,1 лет и составит 59,1лет. Общая занятость в России устойчиво уменьшается. В 2001 году экономически активное население, занятое поиском работы, составило 47% всего населения страны[3].
Необходимо отметить, что все вышеназванные тенденции в демографической среде непосредственно отражаются на рынках. Например, демографический спад существенно снижает спрос в таких отраслях, как производство детской одежды, мебели, игрушек, а с другой стороны, расширяет рынок товаров и услуг для пожилых людей. Рост числа работающих женщин открывает большие перспективы для производителей автоматической домашней техники, полуфабрикатов, услуг детских садов.
|
|
Экономическая среда. Параметры, определяющие экономическую среду, это темпы ВВП, уровень текущих доходов населения, уровень цен, сбережений, доступность и стоимость получения кредита, экономические спады и подъемы, уровень безработицы и инфляции.
Руководство предприятия должно оценивать, как скажутся на ее деятельности общие изменения и тенденции в экономике. Например, для мировой экономики в настоящее время важнейшей тенденцией является ликвидация торговых барьеров, усложняющих процессы обмена. Это имеет следующие последствия для экономики в целом и для фирмы в частности:
- перераспределение сравнительных преимуществ между различными экономиками и странами;
- значительное сокращение затрат благодаря устранению нетарифных барьеров и на основе экономии на масштабах производства и сбыта;
- повышение эффективности внутренней деятельности фирмы и понижение уровня цен как следствие конкуренции;
- повышение спроса в силу более низких цен.
Также мировой тенденцией является рост общего уровня безработицы и инфляции, хотя в отдельных странах эти показатели относительно низки (табл.5.2.1).
Таблица 5.2.1
Уровни безработицы и инфляции в некоторых странах мира
в динамике за пять лет*
Страна | Уровень безработицы (%) | Уровень инфляции (%) | ||
1997 г. | 2002 г. | 1997 г. | 2002 г. | |
Россия | 10,4 | 14,9 | 6,6 | 1,2 |
США | 7,5 | 7,9 | 3,5 | 4,2 |
Канада | 10,8 | 9,7 | 4,6 | 4,4 |
Австралия | 9,2 | 11,2 | 8,2 | 9,1 |
Япония | 2,4 | 2,9 | 1,7 | 1,7 |
Франция | 11,8 | 11,5 | 5,5 | |
Германия | 7,6 | 8,8 | 2,5 | 3,7 |
Италия | 6,6 | 7,2 | 9,2 | 11,7 |
Швеция | 2,3 | 2,4 | 5,7 | 5,8 |
Великобритания | 12,7 | 13,6 | 3,9 | 4,6 |
*Источник: Статистическое управление при Министерстве труда, Организация экономического сотрудничества и развития. http: // www.rbe.ru/
Для мировой экономической среды характерен также рост уровня доходов населения.
Если рассматривать экономическую среду России, то здесь так же, как и во всем мире, наблюдается рост уровня безработицы (с 10,4% в 1997 году до 14,9% в 2002 году), однако темп инфляции за последние годы несколько снизился – на 5,4% в 2002 году по сравнению с 1997 годом. За первые 4 месяца 2003 года инфляция в России составила 6,2%, в апреле 2003 г. - 1%[4].
Уровень доходов на душу населения в России вырос за первое полугодие 2002 года на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Денежные доходы населения России в мае 2002 г. составили 2548,3 руб. в расчете на душу населения. Денежные доходы на душу населения, превышающие средний по России уровень, наблюдаются в 19 регионах России, в том числе и в Дальневосточном, где соотношение среднедушевого денежного дохода со среднероссийским уровнем в мае 2002 г. составляло 105% (табл. 5.2.2).
Таблица 5.2.2