Торговая политика

Международная торговля, так же как и другие формы международных экономических отношений, подвергается государственному регулированию.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли и протекционизм.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Несмотря на то, что политика свободы торговли имеет существенные преимущества, заключающиеся в том, что товары производятся с наибольшей экономической эффективностью, на практике для поддержания национального производства используют различные протекционистские меры. Различные периоды развития мирового хозяйства характеризуются либо усилением тенденции к либерализации, т. е. отмене торговых барьеров, либо к протекционизму. Так, например, в настоящее время преобладающей является тенденция к либерализации.

Выделяют следующие формы протекционизма:

- селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

- отраслевой – защищает определенные отрасли;

- коллективный – производится объединениями стран в отношении третьих стран;

- скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты торговой политики по характеру делятся на:

- тарифные;

- нетарифные.

Нетарифные в свою очередь подразделяются на:

- количественные (квотирование, лицензирование, “добровольные экспортные ограничения”);

- финансовые (субсидии, кредитование, демпинг);

- методы скрытого протекционизма (государственные закупки, требование о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы).

Воздействие государственного регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть рассмотрено через такие понятия, как излишек потребителя и излишек производителя (рис. 4.1).

 
 

Излишек потребителя – разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар.

Кривая спроса D показывает максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за конкретное количества товара. При рыночной цене Р 0 потребитель готов купить ОQ 0 единиц товара за ОР 0 ЕQ 0 денежных единиц. Излишек потребителя составляет треугольник а, являющийся разностью между рыночной ценой, по которой он приобрел товар Р 0 Е, и максимальной ценой, по которой он был готов приобрести товар, ограниченной кривой спроса Р 1 Е.

Излишек производителя – разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

Кривая предложения S показывает минимальную цену, по которой производитель готов продать свой товар. При рыночной цене Р 0 производитель готов продать ОQ 0 единиц товара за ОР 0 ЕQ 0 денежных единиц. Излишек производителя представлен треугольником b, являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он продал товар Р 0 Е, и минимальной ценой, по которой он был готов продать товар, ограниченный кривой предложения Р 2 Е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: